Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых
Волгоградская область
30 НОЯБРЯ, 2018
Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, которого в прошлом году от необходимости выступать с ежегодным отчетом перед областной думой оградила прокуратура, планирует публично отчитаться уже в третий раз за последние полгода. Что хочет сказать глава региона, а о чем, вероятно, предпочтет не упоминать, и есть ли практически значимые для общества и бизнеса смыслы в запланированном спиче – в материале «ФедералПресс».
Вчера выступление Андрея Бочарова перед депутатами, муниципальными чиновниками и общественностью не состоялось. Сам глава региона практикует их уже несколько лет и именует «встречей с активом», хотя фактически, как рассказывают участники собраний, проходят они в формате выступления губернатора. Очередной монолог Бочарова перенесен на 4 декабря из-за напряженного графика встреч губернатора.
«ФедералПресс» стал известен проект речи губернатора, подлинность текста подтвердили несколько источников в аппарате главы области и других региональных органах власти. При этом все они указали, что текст не утвержден окончательно, кроме того, «возможно, будет дорабатывать лично Бочаров».
Несколько дней назад Фонд «Петербургская политика» выпустил обзор «Ежегодные послания глав регионов: в поисках утраченной повестки». В нем указано, что датой последнего доклада волгоградского губернатора Андрея Бочарова было 23 декабря прошлого года с пометкой, что в октябре 2018-го прошло его обсуждение с депутатами в формате «парламентского часа». Действительно, 19 октября Бочаров выступил перед депутатами и против обыкновения отвечал на вопросы. Но на самом деле, это выступление не было отчетом. Как и выступление 23 ноября прошлого года, которое и было «встречей с активом». Реальный официальный документ, подавать который губернатор обязан по Уставу региона, опубликованный в июле 2018 года на официальном портале региональных властей, никогда публично не звучал.
Напомним, в течение 2016–2017 годов группа депутатов областной думы требовала от губернатора выступить перед парламентом, ссылаясь на статью Устава, где в полномочиях заксобрания записано: «заслушивает отчеты губернатора», однако своего не добилась. Прокуратура встала на сторону аппарата губернатора, а думское руководство не поддержало коллег. Депутаты от КПРФ после этой истории попали в еще большую опалу, а в «Единой России» репрессии оказались не только жесткими, но и формализованными. Так, беспартийных Геннадия Мурылева и Николая Свиридова исключили из фракции, а опытнейшего депутата Владимира Попова, который был одним из первых единороссов в регионе, оставили в партии, но лишили поста зампреда бюджетного комитета. В вину Попову ставились несогласованные с мнением фракции высказывания (в действительности же – просто вопросы чиновникам).
На самом деле «Петербургская политика» не так уж и грешит против истины, утверждая, что отчет губернатора состоялся больше года назад. 4 декабря Бочаров выйдет к «активу» региона практически с тем же текстом, что уже был озвучен депутатам, но и с тезисами, во многом схожими со звучавшими в ноябре 2017-го. Главное отличие, конечно, в том, что с тех пор прошел ЧМ-2018 по футболу. Кроме того, важное новшество – это предложенные как раз губернатором новые социальные льготы, которые будут внедрены с 2019 года.
Фото: Ярослав Малых
Собственно, с подробного рассказа об этих льготах и планируется начало доклада. Кстати, в отчете «Петербургской политики» волгоградский доклад назван одним из 10 самых социальных, но больше не упомянут вообще никак.
Губернатор собирается обстоятельно рассказать, каким соцгруппам и какие льготы будут введены. И здесь же начинается главный минус отчета – его лукавость. Дело в том, что почти все меры новых социальных пакетов – это не нововведения. Два года назад в регионе ввели Социальный кодекс, который структурировал меры поддержки на основаниях адресности и нуждаемости, при этом многие меры радикально сократив. «По данным Контрольно-счетной палаты за 2017 год, бюджет сэкономил 1,8 млрд рублей, а новые вводимые меры тянут на 400–500 млн, – напоминает депутат областной думы Михаил Таранцов. – Очевидно, что к этому Бочарова вынуждает железная логика жизни. Он же начинает предвыборную кампанию, надо обращаться к избирателю, а обращаться не с чем».
Лукавство есть и в самих новых мерах. Так, большинство из них привязаны к уровню официального прожиточного минимума. Некоторые из «бочаровских» мер соцподдержки введены впервые, в других изменили входной порог права на получение, например с 1,5 прожиточного минимума до 1,7. При этом практически сразу после утверждения поправок в областные законы этот самый прожиточный минимум был снижен – на 249 рублей. Михаил Таранцов называет это «издевательством». «Самая больная тема – это ветераны труда области, которым положено 560 рублей. Есть иезуитство и в пособиях для детей. Да, областное пособие на рождение первого ребенка увеличили с 25 до 50 тыс. рублей, но только для мам моложе 25 лет и только для первого ребенка. До Социального кодекса областное пособие, пусть и в 11,5 тыс., было положено в любом возрасте и при рождении любого, а не только первого ребенка», – разъясняет депутат.
Кандидат экономических наук, гендиректор компании «Финансовый брокер «Август» Карэн Туманянц отмечает, что если вынести за скобки выборы, то «реверс по социальными льготам вообще непонятен». «Если кто-то считает, что у нас бюджет уже настолько хороший, что можем себе позволить, то таких оснований нет. Многие направления в бюджете настолько минимально финансируются, что просто будем вынуждены искать дополнительные источники в течение года» – говорит он.
Главное и, пожалуй, единственное достоинство документа – его структурированность. Доклад разбит на блоки по нескольким социально-экономическим направлениям. В перечислении каждого, впрочем, есть общее. Губернатор сознательно уходит от любого упоминания о проблемных или даже просто буксующих тенденциях и максимально выпячивает успехи, которые случилось в области. Карэн Туманянц считает, что отчет прописан «в лучших традициях СССР к очередному съезду».
«Вообще отсутствует упоминание о доходах населения, уровне бедности и безработицы. Везде привыкли говорить про качество жизни (упоминание безо всякой конкретики есть и в проекте текста для Бочарова. – прим. ред.), а тут ничего нет, – рассуждает экономист. – В блоке инвестиций говорится об НПЗ и других крупных холдингах, но мы же понимаем, что заслуги региональных властей в этом крайне немного. А вот про малое и среднее предпринимательство, которое ни за последний год, ни за четыре года своего положения не улучшило, нет ничего».
Общая логика отчета строгая – хорошее раздуваем, о плохом не говорим вообще. При этом в ход идут такие уловки, как сравнение в разных фрагментах текста мало связанных параметров и разные временные промежутки. Так, в одной части 2018 год сравнивается с предыдущим, в другой – с 2014-м (Бочаров назначен волгоградским губернатором 2 апреля 2014 года), в третьей – с 2013 годом. В ряде случаев просто даются общие параметры за все время с 2014-го. Например, за этот период (почти 5 лет) построено 4,2 млн квадратных метров жилья, сообщает автор губернаторского отчета, умалчивая о падении стройки последние два года и колоссальном разрыве с сопоставимыми регионами. Раздел по инвестициям не содержит анализа доли капвложений в ВРП (она падает все годы, кроме 2015-го), а также содержится некорректный прогноз, что к концу года будет освоено 189 млрд рублей. Этот показатель уже, очевидно, недостижим, разве что слишком уж крупными приписками в отчетности.
Пожалуй, самый честный раздел – это «финансово-бюджетная политика». В нем приведены корректные данные и справедливо отмечено, что госдолг удалось стабилизировать на уровне 53 млрд рублей. Но не указано, что до этого и уже при действующем губернаторе за 2014–2016 годы он вырос почти на 20 млрд. При этом как достижение подается то, что финансовая поддержка области из федерального бюджета выросла более чем в два раза – с 13,6 млрд рублей в 2013 году до 29,1 млрд в текущем.
Кстати, расходы консолидированного бюджета Волгоградской области в нынешнем году к тому же 2013 году вырастут всего на 27 млрд рублей – до 120,2 млрд. При сопоставлении с ВРП или с официальной инфляцией получается, что реальные бюджетные расходы снижаются.
Заместитель директора Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин говорит: «По-своему он (губернатор) избрал удобную позицию – он ничего не делает, ничего не развивает, только привлекает федеральные деньги. Это как-то работает, но может обернуться очень плохо, если завтра из центра скажут «затянуть пояса». В бюджете сразу будут резать социалку и поднимать планки налогов и их собираемость. С кого, уже не совсем понятно. Поддержки бизнеса нет, он бежит, что понимает и губернатор – в этом проекте отчета не говорится о малом и среднем бизнесе, потому что Бочаров этот контур проиграл и махнул на него рукой».
Политолог отмечает, что в отчете много и других спорных моментов вроде бравурной декларации сплошных успехов в экологической сфере. «Проблема озеленения Волгограда не упомянута, – пояснил Сайгин, – все эти победные слова ни к чему не способны побудить». «Действительно, долгосрочной стратегии у губернатора как не было в 2014 году, так нет и сейчас. Он способен только постоянно что-то ситуативно притаскивать. Но детали разные, друг к другу не подходят, башенка уже начала рушиться», – констатирует Александр Сайгин.
Карэн Туманянц отмечает: «Цифр хватает, пафоса в избытке, а анализа недостаточно. Что конкретно сделано, как это повлияло на изменения – причем не только позитивные – и что нужно исправлять, что делать в дальнейшем». «Между тем и органы власти, и бизнес, и население ждут именно этого – оценки, что удалось, а что нет, и что предполагается делать дальше. Образа будущего вообще нет, только декларация, что те же задачи и дальше продолжать в том же духе. Это сводит прикладной характер работы к минимуму», – подытожил Туманянц.