Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Барков
Пермский край
24 ЯНВАРЯ, 2019
Губернатор Пермского края накануне сообщил о перестановках в региональном кабинете министров. Ушли в отставку министры терразвития и тербезопасности. Сразу же, без паузы было объявлено о назначении на освободившиеся посты Александра Борисова и Ришата Ибрагимова. О том, кто пришел на смену министрам-отставникам и чего ждать от новых членов кабмина, – в материале «ФедералПресс».
Накануне на заседании правительства Прикамья глава региона Максим Решетников объявил о кадровых изменения в составе краевого кабмина. Ушли в отставку первый зампред – министр территориального развития Роман Кокшаров и министр территориальной безопасности Андрей Ковтун. Официальная формулировка – по собственному желанию. При этом глава региона, говоря об отставке чиновников, в заслугу Кокшарову поставил старт объединительных процессов по укрупнению муниципалитетов, а про Ковтуна заметил, что тот возвращается в ведомственную структуру, где будет заниматься вопросами пожарной безопасности.
Между тем последние кадровые решения губернатора можно трактовать как перезагрузку региональной внутренней политики, ведь один за другим лишились влияния два выходца из Кунгура – Роман Кокшаров и его предшественник на посту министра, полпред губернатора в заксобрании Анатолий Маховиков. Последнему на днях предложили, по сути, почетную отставку в виде должности краевого бизнес-омбудсмена. «ФедералПресс» ранее подробно разобрал, какие «вызовы» стоят перед ним в этой должности и чего ждать от Маховикова.
Кунгур известен как территория, где конфликты местных групп влияния транслируются на уровень городских и районных властей, что создает пусть не яркий, но постоянный негативный фон. Привычный для Кокшарова стиль вполне мог стать одной из причин прошлогодних конфликтных ситуаций в Краснокамске и Чайковском. Что касается Кунгура, то на осенних муниципальных выборах кунгурские единороссы заметно недобрали до среднекраевых 72 % за правящую партию. Губернатору из высшего совета «Единой России» было трудно не заметить этот факт.
39-летний Александр Борисов с точки зрения чиновничьего и политического прошлого – полная противоположность Кокшарову. Он уроженец Губахи, где местные конфликты просто исключены в силу присутствия доминирующего над всеми «Метафракса», одного из флагманов химпрома. По образованию Борисов – юрист, служил в органах МВД, в нулевых годах сделал карьеру в «Метафраксе». С должности замдиректора по юридическим вопросам и экономической безопасности в 2011 году в тридцать два года пересел в кресло главы Губахинского района – председателя земского собрания. Борисов возглавлял муниципалитет, когда тот вошел в процедуру преобразования в городской округ, и продолжал возглавлять после.
В 2016 году он избрался от «Единой России» в заксобрание Пермского края, где занял должность замглавы инфраструктурного комитета. У Борисова есть контакты и на федеральном уровне, где он входил в Совет молодых законодателей при Совфеде. В принципе, новый министр терразвития может служить примером умения работать в интересах команды и доказательством наличия социальных лифтов, на отсутствие которых так часто жалуется оппозиция.
Ключевым направлением работы для министерства терразвития останется поддержка преобразования территорий путем объединения в городские округа, считает член комитета по госполитике и МСУ прикамского заксобрания Андрей Колесников: «В регионе второй год продолжается укрупнение территорий, и мне кажется, это направление будет доминантой для нового министра. Практика до конца не апробирована, опыта у краевых властей немного, у местных – и того меньше. Важно разработать выгодный для всех сторон механизм преобразования».
Глава инфраструктурного комитета краевого парламента Виктор Плюснин, в свою очередь, считает, что Борисов идеально подходит для своей новой работы. «Блок терразвития, на мой взгляд, больше находится в разрезе политики. Основное здесь сейчас – объединительные процессы. Важно, что Борисов возглавлял Губахинский район, который одним из первых прошел через преобразование в Пермском крае. Он получил очень полезный практический опыт, который был дополнен законотворческим в заксобрании. Борисов активно участвовал в подготовке законов, касающихся преобразования муниципалитетов и их поддержки. Доскональное знание предмета, профессионализм и работоспособность – эти качества моего коллеги, думаю, и привлекли губернатора», – поделился мнением с «ФедералПресс» Плюснин.
Исполнительный директор Совета муниципальных образований Пермского края Александр Русанов согласился с тем, что преобразование территорий и дальше будет ключевым направлением, но призвал не преуменьшать значение других задач, стоящих перед министром. «Я хорошо знаком с Борисовым по совместной работе в Совете мунобразований. Он отличается умением аргументированно отстаивать свою позицию, что говорит о его погруженности в работу. На новом месте его ждет широкий фронт задач: работа с муниципалитетами по эффективному использованию единой субсидии, поддержка местных инициатив, инициативное бюджетирование, вопросы самообложения, методическая помощь местным органам власти, реализация других министерских программ. Создание ТОСЭР в моногородах, важность которых доказывает ТОСЭР в Чусовом. Посмотрите, как изменилось городское самосознание чусовлян, их настроение, когда в городе стал развиваться малый и средний бизнес, заходить крупный», – пояснил Русанов.
Смена руководителя минтербезопасности осталась в тени перестановок в политически более значимом министерстве. Прямых претензий экс-министр Ковтун избежал, но в конце прошлого года не раз становился героем слухов и домыслов. Говорили о конфликтах с силовиками и излишне вольным обращением с секретными документами. Однажды на заседании краевого правительства, посвященном профилактике пожаров, губернатор прямо высказал претензии к эффективности расходования выделяемых на эти цели средств. Количество погибших на пожарах в Прикамье за год увеличилось на четверть, а это напрямую касалось зоны ответственности Ковтуна.
В итоге выходец из МЧС вернется в профильные для себя структуры, а сменит его замруководителя администрации губернатора Ришат Ибрагимов. Говоря об этом назначении, губернатор подчеркнул, что пожарная безопасность для него – важное направление. «В работе министерства территориальной безопасности будет необходимо сделать акценты на взаимодействие с правоохранительными органами. У нас запланировано много мероприятий, в них важна координация действий», – уточнил Максим Решетников.
59-летний Ибрагимов мало известен в Прикамье. Он родился в Башкортостане, служил в ФСБ, в 2014–2016 годах работал гендиректором АО «Научно-исследовательский институт «Солитон». Полтора года назад возглавил контрольный департамент администрации губернатора. И прошлое силовика, и функционал на госслужбе явно не предполагали публичности чиновника.
«В работе министерства тербезопасности не было провалов или каких-то больших проблем. Но губернатор решил скорректировать ситуацию. Министром назначен человек, который проработал в команде главы региона уже полтора года. Он не с гражданки, силовик, не из МЧС, как его предшественник», – отметил Игорь Орлов, депутат заксобрания, в прошлом – министр общественной безопасности Прикамья.
Если уход Кокшарова стал некоторой неожиданностью, то отставка Ковтуна закономерна, считает политический консультант, член прикамского регштаба ОНФ Николай Иванов: «Да, у Кокшарова были конфликты в Краснокамске, Чайковском, Кунгуре, но с задачами объединения территорий экс-министр справлялся. Возможно, что отставка – действительно его инициатива. В отличие от него, уход Ковтуна закономерен. Слишком часто звучали претензии в его адрес. Что касается новых министров, то Борисов хорошо известен в регионе, он прошел все ступеньки с самого низа, на практике знает все о МСУ, за ним нет негатива и скандалов. Ибрагимов совсем неизвестен в силу свей непубличности. Из его биографии понятно, что это опытный человек, который сумеет найти общий язык с силовиками. Видимо, Ковтуну это было непросто».
В целом кадровые перестановки эксперт оценил как взвешенные, а новую конструкцию кабмина – как более эффективную.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков