Редакция «ФедералПресс» / Наталья Егошина
Нижегородская область
26 МАРТА, 2019
Комитет Законодательного собрания Нижегородской области по бюджету и налогам в четверг рассматривал проект очередных изменений в областной бюджет на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. Вопросы депутатов и выражение полярного с субъектом законодательной инициативы мнения – дело для областного парламенте привычное. Но в этот раз сразу несколько депутатов поднимали тему качества обоснования тех или иных расходов, предлагаемых Заксобранию на утверждение. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Один из первых прозвучавших депутатских вопросов касался целей создания на базе Центра эстетического воспитания Нижегородской области областного центра молодежных инициатив «Высота», на который предлагается выделить 50 млн рублей. «На самом деле это будет первый такой мощный прорывной проект, который позволит объединить молодежь, где будут собираться со всего региона молодые люди и решать свои проблемы», – рассказывал заместитель министра образования, науки и молодежной политики Алексей Коротков. «Они будут решать свои проблемы за бюджетные деньги?» – поинтересовался председатель бюджетного комитета Александр Шаронов. Как следовало из ответа замминистра, это совместный проект с Агентством стратегических инициатив (АСИ) – «офис молодежной точки кипения», который охватит 20 тыс. молодых людей. Ответ чиновника позабавил не только наблюдающих за заседанием журналистов, но и депутатов.
Отличие центра от бизнес-инкубатора подразумевается в том, что он будет заниматься молодежными бизнес-идеями, которые будут получать федеральные и областные гранты. Заместитель губернатора Андрей Гнеушев объяснял, что на сегодняшний день практически во всех субъектах созданы такие молодежные центры, а в Нижегородской области его нет. «Создание этого центра необходимо, это в рамках послания президента также было, поэтому мы его создаем», – говорил замгубернатора.
Как выяснилось, поскольку центр планируется создать на базе существующего учреждения, его штатную численность расширять не будут, но требуется ремонт и оснащение здания. «Это 50 миллионов. Дайте, мы молодежь поразвлекаем, а потом вроде и молодежь ни при чем: мы здание отремонтируем», – не проникся Александр Шаронов.
Центр будет рассчитан на молодых людей от 14 лет, на работающую молодежь, но точно назвать верхнюю планку возраста замминистра Коротков затруднился. Депутат Галина Клочкова в свою очередь заявила, что соединять в одном месте людей в возрасте от 14 до 35 лет как минимум непрофессионально. По ее мнению, по этому проекту свое заключение должен дать молодежный парламент.
Заместитель председателя Заксобрания Владислав Егоров предложил исключить эти 50 млн рублей из проекта поправок к бюджету для доработки и предоставления необходимой документации и обоснования: «Из ответа правительства мы не услышали ни реальных целей, ни конкретных направлений расходования этой суммы, а она весьма велика. Это не срочная задача». Большинство членов комитета, присутствовавших на заседании, поддержали это предложение.
Депутат Роман Кабешев в свою очередь спросил, на ликвидацию каких несанкционированных свалок из областного бюджета предлагается направить 100 млн рублей. «К сожалению, количество ликвидируемых свалок меньше образующихся, поэтому хотелось бы предусмотреть дополнительную поддержку муниципалитетов в ликвидации этих свалок особенно в преддверии схода снежного покрова», – пояснил министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Денис Егоров. Александр Шаронов уточнил, когда настанет момент, после которого ответственность за свалки будут нести региональные операторы. Ответ министра, что ликвидация несанкционированных свалок – полномочие муниципалитетов, вызвала у главы комитета недоумение: «Вы нам не так рассказывали. Когда вы нам продавали эту реформу, вы рассказывали о том, что мы все будем платить регоператорам, а они будут контролировать и убирать в случае выявления несанкционированных свалок».
Василий Суханов предложил отложить поправку о «100 миллионах где-то под снегом». Министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов объяснял, что по поручению губернатора осенью проводился космический мониторинг территории Нижегородской области, обозначив законные и незаконные места размещения мусора, и все подсчитано. «И получилось ровно 100 миллионов?», – спросил Александр Шаронов. Денис Егоров ответил, что по факту 100 миллионов могут не получиться.
«100 миллионов – это сумма из ниоткуда. Это примерная сумма, никто ее пока не подтвердит, – вступил в разговор министр энергетики и ЖКХ Нижегородской области Андрей Чертков. – Второе. Коллеги, мусорная реформа началась 1 января, когда уже лежал снег. На самом деле никто: ни коммерческие организации, ни жители еще не приучены к тому, кто и как должен вывозить. Мы много об этой сумме разговаривали, и эта сумма, еще раз повторю, примерная, приблизительная, и мы предполагаем, что она даже не будет выбрана. Но сейчас это, скорее всего, будет единственная сумма вообще».
Заместитель председателя Заксобрания Ольга Щетинина в свою очередь посчитала, что заявленная сумма однозначно адекватна существующей проблеме, но обратила внимание на другое: «Мы, мне кажется, потеряли качество обоснованности органами исполнительной власти, профильными министерствами представляемых на рассмотрение Законодательного собрания расходов. На самом деле странно, когда мы не понимаем целесообразность, на каком основании просчитывалась эта сумма. Мы понимаем, что она может быть не жестко, на основании смет, утвержденной, но тем не менее обоснованность выделения суммы – закон, который закреплен в Бюджетном кодексе, он должен присутствовать во всех расходах, которые предлагаются Законодательному собранию на утверждение». Это, по ее словам, относится не только к этому вопросу, но и другим, которые обсуждались на комитете.
Еще одной темой обсуждения стало выделение 250 млн рублей субсидии в виде имущественного взноса для финансового обеспечения уставной деятельности АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800». По словам министра культуры Нижегородской области Надежды Преподобной, возглавляемое ею министерство выступило учредителем этой организации, запись о регистрации которой был внесена в ЕГРЮЛ буквально вчера. Предполагается, что это будет единый управленческий центр, координирующий органы государственной власти и местного самоуправления и экспертного совета, который будет создан в ближайшее время, и отбирающий социальные и событийные проекты, которые будут воплощены в процессе подготовки Нижнего Новгорода к 800-летию и непосредственно в юбилейный 2021 год.
«Из вашего ответа я понял следующее: дайте нам 250 миллионов, а потом на ваше усмотрение будете выбирать какие-то проекты, привозить какие-то театры, делать рекламу на телевидении или на радио, делать какую-то концепцию. Нет конкретики», – сказал депутат Леонид Гойхман. За министерство вступилась Ольга Щетинина, которая назвала выделяемую сумму обоснованной, поскольку 70–80 % суммы пойдет на мероприятия, которые будут утверждены экспертными советом и и предложены гражданами и организациями. Леонид Гойхман доверился ее словам и решил отозвать свое предложение об отложении поправки, но попросил протокольно зафиксировать, чтобы в апреле–мае депутатам провели презентацию этой темы.
Слово взял Александр Шаронов: «Если честно, на мой взгляд, правительство сейчас работает слабо, потому что немножко злоупотребляете нашим доброжелательным отношением в плане поддержки инициатив. Инициативы положительные, позитивные, да, мы понимаем, на что они направлены, но вот, полностью соглашусь с мнением Ольги Владимировны (Щетининой – Прим. ред.), обоснование, которое мы получаем, не выдерживает никакой критики».
«Мы сейчас находимся в достаточно уникальной ситуации, в которой область не находилась лет 15 точно – это серьезное профицитное исполнение бюджета, – продолжил парламентарий. – Прошлый год область закончила с остатками более 11,5 млрд на счетах – такого не было никогда. По сути это означает, что мы распределяем еще один бюджет развития, причем это делается так: 100 миллионов туда, 250 – туда, а потом разберемся и обоснуем. Я немножко напрягаюсь и беспокоюсь, как будет работать правительство, когда экономическая ситуация будет в другую сторону. Потратить профицит и использовать его на любые позитивные и благие намерения несложно, вообще не надо ума на это. А когда у нас не будет хватать денег (а это для любого бюджета нормальная ситуация!), как мы будем жить и реализовывать какие-то идеи, когда уровень серьезности проработки и обоснованности такой, как сегодня?»
Готовиться к заседаниям комитетов лучше работников органов госвласти попросил Юрий Лебедев: «Вы плохо готовитесь к заседаниям комитетов, плохо. Меня, как многих здесь сидящих, не удовлетворяют аргументы, которых по большому счету и нет. Поскольку я в том здании (правительства – Прим. ред.) работал, я понимаю, что машину нельзя останавливать, надо двигать. Я понимаю, как это происходит у вас: с губернатором решили вопрос, губернатор дал отмашку в бюджет закладывать, и вы на авторитете губернатора приходите сюда: ну губернатор сказал – и депутаты проголосуют».
Политолог Валентина Бузмакова считает: то, что депутаты начали проявлять строптивость, – хороший знак. «Начало этому дал Шаронов со Стрелкой, когда он возразил, сказав на заседании комитета, что у нижегородцев другое мнение, которое нужно послушать. Это было так внове, так интересно, потому что мы давно не слышали иного мнения, отличного от мнения правительства и губернатора, от наших депутатов. Это правильно, потому что (я не говорю о том, что в спорах рождается истина) диалог должен быть конструктивным, депутаты должны критическое начало в себе сохранить, иначе и правительство будет работать плохо, – говорит Валентина Бузмакова. – Я считаю, что депутаты пришли в себя, у них того страха, который, может быть, закрался после ареста Сорокина, они перестали делиться на городских и негородских».
Фото: ФедералПресс / Наталья Егошина