Редакция «ФедералПресс» / Станислав Казаченко
Красноярский край
10 МАРТА, 2020
За выходные рубль заметно сдал позиции перед долларом и евро. Однако для некоторых российских регионов эта ситуация может потенциально оказаться выигрышной. В первую очередь речь о некоторых представителях СФО, бюджет которых формируется за счет экспорта. Как падение российской валюты может повлиять на наполнение местных бюджетов, ставки по кредитам и перспективы проекта «Енисейская Сибирь» – в материале «ФедералПресс».
В понедельник, 9 марта, курсы валют по отношению к российским деньгам резко выросли. Стоимость доллара достигла 75 рублей, евро — 83 рублей. Впрочем, речь шла только о бирже Forex. Торги на ММВБ не проводились в связи с выходным днем.
Из некоторых городов приходили сообщения об ажиотажном спросе на валюту. Активнее всего, согласно сообщениям, в очередь у обменных пунктов выстраивались жители Санкт-Петербурга. Повышенный спрос отмечался с утра во вторник и во Владивостоке, однако о дефиците валюты речь не шла.
Главной причиной произошедшего называли падение мировых цен на нефть. В понедельник стоимость барреля марки Brent упала почти на треть, впрочем, к концу дня снижение было частично отыграно. Ситуацию связывают в основном с прекращением действия сделки ОПЕК+ по объемам добычи нефти. Опосредованное влияние оказал и коронавирус, из-за которого сокращается потреблением углеводородов в Китае.
По оценке экспертов, некоторые российские регионы оказались в выигрыше. Управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Элвис Марламов отнес к таковым Красноярский край, Якутию, Иркутскую область и Забайкальский край, где экспорт занимает существенную часть в структуре доходов.
«У добывающих компаний и производителей, например, цветных металлов себестоимость продукции не выросла, но на разнице курсов заметно подрастет рублевая выручка. Соответственно, это отразится и на налоговых платежах в бюджет. Конечно, изменение курса валют бьет по населению, ведь цены, особенно на импортную продукцию, могут подрасти. Но есть основания думать, что правительство к такому повороту подготовилось и сможет направить дополнительно полученные деньги на нивелирование негативных последствий», - рассуждает эксперт.
Марламов также настаивает, что называть произошедшее изменение курсов валют обвалом — преувеличение. Он напомнил, что в начале 2016 года стоимость нефти опускалась до 28 долларов за баррель, в начале того же года доллар держался на уровне 73 рублей, поэтому нынешние колебания происходят «в целом в рамках ранее обозначенного коридора».
Бывший председатель Совета народных депутатов Красноярского края (1990-91 гг.), многолетний депутат регионального Законодательного собрания (1994-2016 гг.) Всеволод Севастьянов отмечает, что изменение курса валют благоприятно скажется на наполнении бюджета Российской Федерации в целом и Красноярского края в частности. Однако несет и негативные последствия.
«Во-первых, очевидно, что изменятся цены на все, связанное с импортом — не только на товары народного потребления, но и на необходимое оборудование. Во-вторых, понятно, что доходы населения в целом упадут. Конечно, это произойдет неравномерно. Те, кто работает на предприятиях, связанных с экспортными поставками, — а таких в Красноярском крае не так уж мало, — может быть даже получат повышение зарплат или дополнительные премии. Но в целом ситуация изменится для людей не в лучшую сторону. Это повлияет на настроения людей накануне нового политического цикла», - рассуждает Севастьянов.
Доктор экономических наук, профессор Сергей Чупров скептически относится к перспективам получения дополнительной прибыли его родной Иркутской областью.
«Экономика Иркутской области – это модель федеральной, но в меньшем масштабе. То есть в подавляющем большинстве своем заточенная под экспорт сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью. Низкий курс рубля по отношению к доллару и падение цен на нефть неизбежно влекут за собой недополучение валютной выручки предприятиями – экспортерами углеводородов. Первое, к чему это приведет, – снижение отчислений в бюджет. Это только наиболее видимая часть проблемы. Но надо помнить, что подавляющая часть промышленного оборудования у нас импортная. Следовательно, ее придется покупать за более дорогие по отношению к рублю доллары. Соответственно мы видим, что у компаний не только доходы упадут, но и расходы увеличатся. Что будут делать топ-менеджеры в этих случаях? Скорее всего, сокращать социальную нагрузку и зарплатный фонд», - рассказал он.
Эксперты не исключают, что изменение цен на валюту может повлечь за собой изменение ключевой ставки Центробанка РФ, и, как следствие, повышение ставок по кредитам.
«Это более чем вероятный вариант. Интересно, что центральные банки многих стран в аналогичных ситуациях обычно сбрасывают ставки, чтобы нивелировать негативные последствия для населения, но у нас ЦБ, как показывает практика, идет по иному пути. Впрочем, не исключаю, что власти на этот раз поставят задачу избежать социального недовольства, тогда ставка может и не вырасти», - предполагает Всеволод Севастьянов.
Элвис Марламов же настаивает, что изменение курсов валют является частью продуманного плана российского правительства, а значит и возможности избежать роста ставок по кредитам должна быть предусмотрена.
«Многие полагают, что за снижением курса национальной валюты должно логически следовать повышение ключевой ставки Центробанка. Такой вариант не исключен, но лично я считаю его маловероятным. Не для того ЦБ планомерно последние годы снижал ключевую ставку, причем последнее снижение было совсем недавно, чтобы сейчас ее повысить. Я все же полагаю, что изменение курса — часть продуманной сбалансированной стратегии, где ситуация со ставками также учтена», - считает он.
Изменение курсов валют может оказать влияние на ход реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» – ключевой инициативы для трех регионов: Красноярского края, Хакасии и Тывы. КИП включает 32 крупнейших инвестпроекта, утвержденных на уровне правительства России. Общий утвержденный объем инвестиций — свыше 1,9 трлн рублей до 2027 года. Однако эти показатели были рассчитаны при прежнем курсе валют, в то время как в новых условиях стоимость импортного оборудования может измениться, признают в «Корпорации развития Енисейской Сибири».
«Безусловно, при реализации проектов будет использоваться как отечественное, так и импортное оборудование. Очевидно, что стоимость последнего напрямую зависит от курса доллара и евро, поэтому корректировок программ со стороны инвесторов исключить нельзя. Согласно в договоренностям, обо всех таких изменениях они должны сообщать нам, однако на данный момент ни одного сообщения на эту тему нам от инвесторов не поступило. Предполагаем, что если это и произойдет, то не сразу — уточнение планов требует времени, а прежде чем к нему приступить, необходимо, чтобы валюта зафиксировалась на новом уровне», - отметили в пресс-службе корпорации.
Экс-парламентарий Всеволод Севастьянов ожидает, что падение рубля может создать проблемы для проекта «Енисейской Сибири».
«В кризисных условиях компании в принципе склонны пересматривать инвестпроекты, а тут еще и стоимость проектов автоматически подросла. Все это происходит на фоне еще одного важного изменения — так называемого «закона Клишаса», касающегося арктических территорий (по одному из вариантов они получат статус федеральных территорий, которые не будут входить в состав субъектов Федерации - «ФП»). А нужно помнить, что на севере у нас не только не только запланированы некоторые проекты «Енисейской Сибири», но и уже сегодня собирается около 40% налогов в краевой бюджет. Так что такие изменения повлияют не только на перспективные проекты, но и на сложившуюся ситуацию», - считает Севастьянов.
Фото: ФедералПресс/Дмитрий Барков