Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
14 АПРЕЛЯ, 2020
Президент Владимир Путин в формате видеоконференции провел очередное совещание с членами правительства, основной темой которого стала санитарно-эпидемиологическая обстановка в России. Последние данные о числе заболевших в стране не радуют: цифра стремительно приближается к 20 тысячам человек. При этом до сих пор не во всех регионах чиновники реально оценили степень угрозы. Итоги совещания «ФедералПресс» обсудил с ведущими экспертами страны.
Владимир Путин отметил, что эпидемиологическая обстановка меняется ежедневно. «И, к сожалению, не в лучшую сторону. Увеличивается число заболевших людей, причем все больше случаев именно тяжелого протекания болезни, именно тяжелого, – отметил глава государства. – Уже отмечал, что ближайшие недели станут во многом определяющими, а значит, все наши действия, имею в виду и профилактические меры на местах, и организацию работы всей системы здравоохранения, должны быть выстроены оптимальным образом, что называется, с запасом и с учетом всех факторов».
По словам президента, «вся система здравоохранения должна работать как единый механизм». Нужно действовать на упреждение – быть готовыми к наихудшим сценариям развития ситуации. Необходимо наладить четкое взаимодействие между всеми федеральными структурами, между регионами и «эффективно задействовать все ресурсы». «Нужно продумать все детали и варианты, рационально распределить нагрузку на больницы и клиники, предусмотреть возможность для маневра с учетом ситуации в конкретных территориях. Речь в том числе о том, чтобы оперативно перенаправлять запасы средств защиты для медицинского персонала, резервы аппаратов ИВЛ и лекарств, а также врачебные бригады именно в те регионы и медицинские учреждения, где они наиболее в данный момент времени востребованы», – отметил Путин.
Борис Менделевич, депутат Госдумы, доктор медицинских наук:
«На совещании президента России было поднято несколько основных вопросов. Среди них – централизация оказания медицинской помощи, роль военных в данной ситуации. Одним из значимых, на мой взгляд, стал вопрос создания единого федерального резерва, где будет храниться необходимое количество медикаментов. Подобные центры, некие аналоги аптечного склада, должны быть во всех регионах. Площадкой для этого могут стать региональные аптечные сети. В то же время цены и остатки товара должен контролировать федеральный центр, например, Минздрав РФ».
Дмитрий Вяткин, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений:
«Владимир Владимирович досконально погружен в ситуацию с эпидемией коронавируса, детально знает вопрос, и с учетом сложившейся обстановки, которая меняется ежедневно, его участие в оперативном принятии решений необходимо. Он делает то, что и должен в рамках своих полномочий как глава государства и как национальный лидер.
Поэтому то, о чем сегодня говорили на селекторе, очень важные вещи. Ситуация пока меняется не в лучшую сторону. Она неоднородна в зависимости от регионов. Где-то обстановка пока спокойная, но может поменяться в любой момент. Следовательно, соблюдение режима самоограничений сейчас крайне важно, чтобы не скатиться в пиковую нагрузку и не столкнуться с резким ростом числа заболевших. Соответственно все лечебные учреждения должны быть готовы к разного рода сценариям, и об этом сказал президент. Нельзя исключать ничего и готовым надо быть даже к худшему развитию событий.
И еще, на что необходимо обратить внимание, – нужен компетентный и профессиональный прогноз по развитию ситуации в тех или иных условиях. Он должен быть многовариантный, но надо четко понимать, по какому сценарию пойдет пандемия в нашей стране, чтобы предпринимать меры на упреждение худших последствий. И в этом глава государства абсолютно прав. Соответственно поручения президента направлены на предупреждение наихудшего сценария, чтобы не пришлось ликвидировать последствия. Нужна спокойная, планомерная реакция граждан, которые не заняты на производствах непрерывного цикла, обеспечение работы учреждений. Важно соблюдать самоизоляцию.
Многое передано регионам, чтобы власти на местах имели определенную вариативность принятия решений. Всю страну под одну гребенку причесывать нельзя. В Москве ситуация хуже, чем за Уралом, и меры принимаются разные. Но работать надо на опережение и понимать, к чему может привести расслабленное отношение в нынешних условиях.
Мы видим, как в некоторых регионах появился скачкообразный рост заболевших. Видимо, там не обратили внимание на те или иные мероприятия. Что касается столицы, здесь все принимаемые меры, на мой взгляд, абсолютно оправданны. Их надо соблюдать, и не из-под палки. Жителям следует понимать, что это не чья-то прихоть, а возможность сохранить жизнь и здоровье свое, родных, знакомых и даже незнакомых людей.
Да, это тяжело. Я сам с таким столкнулся. Привык к тому, что каждое утро рано уезжаю на работу и поздно возвращаюсь домой. Сейчас работаю удаленно, мы проводим видеоконференции с регионами, участвуем в совещаниях в режиме онлайн. Однако завтра, например, собираемся на пленарное заседание, поскольку безотлагательно нужно рассматривать законы, направленные на поддержку граждан в таких непростых условиях. Только строгое соблюдение ограничений поможет нам сократить срок пикового распространения инфекции. Но паника сейчас точно не нужна. Действовать важно спокойно, ответственно и не падать духом».
Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству:
«Президент дал поручение правительству ежесуточно докладывать ему оперативную ситуацию в связи с распространением коронавирусной инфекции. Фактически это ежедневный доклад правительства. Главе государства надо держать руку на пульсе.
Полномочия по противодействию пандемии отданы главам субъектов, и это правильно. Разные экономические, экологические условия. А президент должен видеть общую картину.
В информационном поле появились данные, что 56 регионов страны ослабляют режим самоизоляции. Например, в Белгородской области разрешается гулять, соблюдая дистанцию. Этот факт говорит о том, что не всегда жесткие меры являются преградой коронавирусу. Дело в мероприятиях дезинфекционного характера, как частных, так и более общих.
Москва несколько лет назад оптимизировала здравоохранение, была закрыта часть больниц, инфекционных отделений. Кто-то из медиков уехал, кто-то получил другую специализацию. Мы стали строить то, что было разрушено. Сегодня многое зависит от глав субъектов, в том числе в вопросах поощрения медработников.
Остается проблема – после того как глава государства сообщил о необходимости сохранения зарплаты, мы понимаем, что речь идет о бюджетниках. Заставить бизнес платить зарплату сотрудникам почти невозможно. В конце года надо будет платить налоги и аренду, откуда бизнес будет брать средства для существования? Эти вопросы серьезные.
На повестке дня остаются вопросы сокращения бюрократических проволочек при признании граждан безработными. Критерии безработицы жесткие. Гражданин должен быть не просто безработным, но и официально зарегистрированным. Как только начинается выстраивание бюрократических барьеров, счет идет на дни. Главы регионов должны жестко бить по рукам подчиненных, чтобы не допустить проволочек. Это вопрос компетентности конкретных руководителей на местах и наличия у них политической воли.
Госдума планирует провести два пленарных заседания перед перерывом до 13 мая и законодательно оформить меры, которые предлагает правительство. Они помогут федеральным органам власти принимать оперативные решения в нынешних условиях. В этой связи были переданы дополнительные полномочия правительству, чтобы оно могло принимать меры по улучшению ситуации».
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
«Президент стремится продемонстрировать постоянство и полноту контроля, а также то, что меняющаяся ситуация с точки зрения восприятия граждан им отслеживается.
Мне кажется, то, что глава государства проводит регулярные открытые заседания и обращается к населению, важно. Люди хотят, чтобы им разъясняли, что происходит. Они должны видеть решимость власти, и Владимир Путин ее демонстрирует. Если посмотреть на рейтинги, уровень поддержки главы государства существенно растет. А иначе и быть не может. По ситуации с коронавирусом уровень заболеваемости и угроз меняется непрерывно. Это совершенно неудивительно, что президент требует постоянного реагирования и в короткие сроки.
Что касается действий московских властей, мне они кажутся вполне адекватными ситуации. Просто у пандемии в крупном населенном пункте есть определенная логика развития. Возникла необходимость в другом инструментарии, он предложен и согласован с федеральными властями. Нельзя сказать, что это наиболее сложная ситуация. Просто речь идет о большом городе, где уровень социальных контактов высок, сложно свести до нуля. Если сравнить с ситуацией в Нью-Йорке, Милане, Париже, ситуация в Москве в целом благоприятнее. Даже с учетом того, что развитие пандемии идет с отставанием от Европы. Принимаемые решения и реакция властей адекватнее, чем в европейских странах.
Глава государства объявил о создании федерального резерва средств индивидуальной защиты для медицинских работников. Это логичное решение. Условия пандемии требуют постоянных масок и гигиенических средств. Защищены должны быть те, кто сталкивается с наибольшим риском. Это врачи, работники транспорта, продавцы. Но медработники – в первую очередь, от них зависят жизни людей. Так что выбор президента по созданию фонда помощи врачам – это адекватная мера».
Максим Васильев, заместитель директора института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ:
«Обращения президента регулярны. Руку на пульсе держать нужно обязательно. Глава государства является непоколебимым авторитетом для большинства россиян, и его обращения действенны для населения.
Сегодня службы, которые мониторят индекс нахождения людей дома, показывают, что граждане через какое-то время пренебрегают правилами и продолжают жить обычной жизнью. Это недопустимо. Индекс самоизоляции снизился в два раза. Число заболевших растет.
От первого до десятитысячного заболевшего мы прошли путь в 12 дней. Это длиннее, чем в западных странах. Но все-таки достаточно короткий промежуток времени, и мы ожидаем ухудшения ситуации.
Глава государства дал основные поручения, единые для всех регионов. Но полномочия за главами субъектов по принятию самостоятельных действий остаются. Владимир Путин дал четкие указания, что должно быть сделано у всех. Это запас средств индивидуальной защиты для врачей и рост койко-мест для заболевших. У меня возникает вопрос, почему до сих пор не дана команда по средствам индивидуальной защиты для граждан. Многие аптеки масками не торгуют. Власти регионов должны обязать аптеки закупать и продавать маски, чтобы граждане имели возможность их купить».
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:
«Регулярное появление главы государства на публике в нынешней ситуации – это мировой тренд. В других странах происходит то же самое. Снизился уровень коронаскептицизма, который наблюдался в четверг. От принятия мер и помощи акцент перенесен на мониторинг и готовность к разным сценариям. Это отчасти популяризирует логику совещания с губернаторами 8 апреля, где главной темой была готовность стационаров, но полную стенограмму все равно почти никто из телезрителей не читал и поэтому тревожность у них не нагнеталась.
Наблюдается солидарность с тезисом правительства Москвы о крайне высоком уровне загрузки медиков, без взятия на себя политической ответственности за пропуска. Хотя в конце совещания данная мера все же была озвучена и в целом поддержана.
Владимир Путин еще 8 апреля поручил правительству за пять дней разработать программу поддержки пострадавшего от коронавируса бизнеса. Однако правительство остается в нише мониторинга ситуации и подготовки стационаров».
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики:
«Публичные совещания глава государства проводит регулярно. И это объяснимо. Всю неделю граждане не понимают, что происходит. К концу недели появляются брожения, слухи и пересуды. Регулярное обращение президента всех отрезвляет. Как пример, президент выступил в духе того, что скорого ожидания отмены карантина, как минимум до конца апреля, ждать не стоит. Может быть, захватим и часть мая. Многие хотели выйти досрочно, но этого не случилось.
Средств индивидуальной защиты действительно не хватает. Медицинские работники заражаются. В бюджетах средств заложено не было, фактически президент дал отмашку эту кубышку сделать, даже разрешили закупку у единого поставщика. Деньги будут переправлены через бюджет дополнительными траншами. Это проблема номер один.
Президент обратил внимание, что могут быть задействованы силы Министерства обороны. Почему-то многие боятся армии. Но она действительно должна и может обеспечивать правопорядок. Ничего в этом страшного нет. Армия ближе к народу, чем та же Росгвардия. Военнослужащих лучше воспринимает население, потому что многие служили.
Также, полагаю, речь может идти о развертывании полевых госпиталей. Сегодня говорят, что столичное здравоохранение работает на пределе. Армия могла бы организовать дополнительные системы медицинской помощи. В том числе размещать и эвакуировать граждан».
Сергей Старовойтов, генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб Регионов»:
«Регулярность публичных выступлений президента связана с запросом общества, которое хочет видеть главу государства управляющим ситуацией в стране. В любые кризисные времена повышается тревожность общества. Чтобы ее снимать, обществу надо понимать, что люди, которым власть доверена, могут ей умело пользоваться.
Промежутки между выступлениями президента в разной форме (обращение к нации, публичные совещания) становятся все короче. Соответственно федеральная власть понимает, что запрос становится острее и на него надо реагировать. А делегирование полномочий в полной мере задачу не выполняет. От глав регионов требуется также находиться в режиме онлайн со своими избирателями. Губернаторы теперь активно пишут в социальные сети, ведут стримы в «Инстаграме», находятся на связи с избирателями.
Было объявлено о создании в стране 95 тысяч койко-мест. Неизвестно, достаточно ли данной меры. Мы знаем общее количество инфицированных и понимаем, что прогнозы пока неблагоприятные. Две недели минимум, вероятно, будем наблюдать ухудшение ситуации.
Общество хочет, чтобы власть успокоила и объявила, что делается не для нагнетания тревожности, а для решения проблемы – сколько куплено аппаратов ИВЛ, противовирусных препаратов. Мы хотим знать, как мобилизуются врачи, как готовится оборудование. К сожалению, пока такой информации мало. Это большой коммуникативный пробел. Нам говорят о проблемах, но не говорят о победах. Хочется надеяться, что федеральная власть выводы делает и мы увидим новую волну принимаемых мер, помимо общемобилизационных. Думаю, сегодняшнее выступление президента было этому посвящено. Глава государства стал говорить о практических решениях по улучшению ситуации».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева