Редакция «ФедералПресс» / Мира Майнд
Приволжский ФО
13 СЕНТЯБРЯ, 2021
Выборы депутатов в Госдуму и городские думы муниципалитетов пройдут в Приволжье, как и во всей стране, уже совсем скоро – 19 сентября. Уже несколько недель жители поволжских городов наблюдают на своих улицах странное: рекламные поверхности пестрят плакатами с лозунгами на грани фола, странноватыми посылами и сюрреалистичными визуальными образами. О том, что случилось с предвыборной агитацией в этом году, и почему кандидаты презентуют себя через эпатаж, «ФедералПресс» спросил у экспертов.
Говоря о Нижнем Новгороде, хочется, конечно, начать с билбордов, уже ставших звездами телеграм-каналов. Вот, например, двойная агитация Захара Прилепина из «Справедливой России» – политик не поскупился и выкупил аж два щита, расположенные рядом. Теперь двойной Прилепин призывает одновременно вернуть в Нижний федеральные ресурсы в лице метро, образования и культуры, и отменить ЕГЭ, вернув «традиционное образование». Интересно, какие именно традиции нашего древнего и многонационального региона он имеет в виду? Хочется верить, что нас не вернут к церковно-приходским школам.
По словам политолога Экспертного института социальных исследований Александра Рудакова, любой слоган преследует цель обратить на человека внимание и выделиться из числа других кандидатов. Однако далеко не у всех получается найти по-настоящему интересное креативное решение.
«Часто к этой цели идут путем откровенной провокации на грани фола. Примером могут служить плакаты с посланиями, содержащими заведомо невыполнимые обещания, попытки вмешательства в деятельность органов образования и здравоохранения, намеки на негативные последствия неизбрания того или иного кандидата», – уточняет эксперт.
Чтобы два раза не вставать, сразу рассмотрим еще одну версию возврата в прошлое. На этот раз – от партии ЛДПР. Новый билборд украшает, помимо лица лидера фракции, надпись «ЛДПР за Нижегородскую губернию!». Можно прогнозировать продолжение темы: главная улица любого нижегородского села, баннер в фирменных цветах, и текст «ЛДПР за Дивеевский уезд!».
Весьма интересно ведет себя в этом году партия КПРФ. Коммунисты прошлись по очень тонкому льду, снабдив плакат своего выдвиженца Николая Рябова надписью «ПРОТИВ ВВП: ворья, вранья и подлецов!». Помимо того, что ВВП – это валовый внутренний продукт, большинству россиян при взгляде на этот баннер придет на ум еще более скользкая и неудобная политическая аналогия.
Однако по словам самого кандидата от КПРФ Николая Рябова, плакат вовсе не провокативный – просто все видят посыл по-разному.
«Много кто считает, что речь идет про президента Путина, меня даже осудили главы некоторых районов Нижнего Новгорода. Но посудите сами – разве у нас в стране нет ворья? Сплошное ворье. Камазами деньги вывозят. Вранье тоже присутствует – разве президент не соврал народу, когда изменил Конституцию и поднял пенсионный возраст? А подлецы у нас и вовсе на каждом шагу. Министры получают зарплату в миллионы рублей, а медсестра живет с детьми на несколько тысяч», – рассказал кандидат в депутаты журналистам «ФедералПресс».
И еще один лозунг коммунистов мы не могли обойти своим вниманием – большой баннер со словом «ПОРА!» красуется в нижегородских Верхних Печерах. На первый взгляд выглядит безобидно, однако политолог Александр Рудаков иного мнения.
«Больше всех продолжает удивлять КПРФ, в арсенале которой неожиданной появились лозунги, характерные для «цветных революций». Слоган «Пора!», к примеру, был придуман во время «оранжевой революции» 2004 года и стал визитной карточкой радикальных националистов, которые затем начали уничтожать на Украине советские символы, сносить памятники, менять названия улиц», – рассказал нам эксперт.
«Единая Россия» в 2021 году агитирует весьма сдержанно – ни провокаций, ни громких лозунгов, ни откровенной жести мы в плакатах не нашли. Впрочем, за ними и раньше не особенно водилось. Зато можно отметить забавный момент: логотип партии, например, на этом баннере с умной остановки, удивительно мал и спрятан под Ольгу Щетинину. А слоган «Команда губернатора», наоборот, выделен крупным шрифтом и помещен в верхнюю часть макета.
Мы решили узнать у пресс-службы нижегородского отделения «Единой России», чем обусловлен выбор такого дизайна для агитационных материалов.
«Бренд «Единой России» известен каждому жителю. Мы акцентируем внимание на ключевых посылах, с которыми работает региональное отделение. На агитационных материалах мы продвигаем основные ценности партии. Это кандидаты, которые в ежедневном режиме находятся на связи с жителями и работают в единой команде губернатора Глеба Никитина. Это значит, что региональное отделение партии работает согласованно и делает все для развития Нижегородской области и благополучия ее жителей», – рассказали в штабе регионального отделения.
Ну и завершить парад нижегородских самородков агитации стоит, разумеется, баннером кандидата Олега Щеглова из партии «Новые люди». Представители этой фракции как оказалось, славны не только брендированным жидким мылом, но и вот такими креативами на BLM-тематику. Темнокожий кандидат ударился в самоиронию, или у лозунга «буду пахать по-черному» есть более глубинный смысл? Спросим эксперта.
«По-черному»? Нет, конечно, в словаре русского языка это обозначает действие, которое совершается интенсивно и мощно. Другое дело, что выражение может порой иметь и негативный оттенок (например, «пить по-черному»), но это уже выбор кандидата, каким образом ему себя презентовать», – говорит политолог Александр Рудаков.
Перейдем к шедеврам агитации из других регионов ПФО. Вот, например, Самарская область отличилась не столько самими плакатами, сколько местом расположения агитационных материалов. Баннер, призывающий «ВЫБИРАТЬ ВМЕСТЕ», кто-то остроумный повесил не перед избирательным участком, что было бы логично, а буквально в кустах. Кого именно и каким образом нужно будет выбирать под сенью лесной растительности – не уточняется.
Второй образец загадочной агитации нам прислали из соцсетей. Кандидат в депутаты самарской Губернской думы Вера Попова решила продвинуть свою кандидатуру через школьные расписания уроков. В бумажном воплощении – политик буквально поместила свое фото и логотип «Единой России» на распечатанный бланк расписания, не забыв о мотивирующем стихотворении.
В соцсетях многие родители название это нарушением предвыборного законодательства – нельзя, мол, агитировать детей прямо в школах (по их словам, расписания ученикам раздали 1 сентября на уроке). Но юристы «ФедералПресс» считают, что с точки зрения закона тут все чисто.
«Данная листовка относится к печатной продукции, а ее положено перед распространением согласовывать с избирательной комиссией. Выходит, если материал был распечатан и роздан ученикам – комиссия это разрешила. К тому же, расписание уроков тоже может быть в разных учреждениях, например в автошколе, где большая часть учащихся старше 18 лет», – уточнили юристы.
Судя по дизайну, расписание это явно делалось не для автошколы, но избирательную комиссию, видимо, все устроило.
В Татарстане нам удалось обнаружить всего один предвыборный перл. Но зато какой! На билборде посреди Казани красуется кандидат от партии «Яблоко» Ирек Муртазин, вместе с надписью «В кремле работал, в тюрьме сидел». Интересно, какой из этих фактов должен вызвать у избирателя приступ доверия?
Оказалось, что Муртазин в татарской политике – далеко не новое лицо, и на выборы идет уже во второй раз. 12 лет назад он был приговорен к году и 9 месяцам колонии «за клевету и разжигание ненависти к социальной группе «представители власти». Работая журналистом, Муртазин написал в своем LiveJournal, что умер первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Впоследствии оказалось, что новость была фейковой. И в кремле Муртазин поработал – пресс-секретарем того же самого Шаймиева.
«Пять лет назад я тоже баллотировался в депутаты Госдумы, социология показала за две недели до выборов, что за меня были готовы проголосовать 82% избирателей, а за моего ближайшего конкурента — 8%. И тогда, понимая, что административным ресурсом не перебить электоральную математику, меня сняли с выборов за то, что я скрыл свою судимость. Это маразм! Если бы не было шансов [на победу], меня бы никто не снимал», – рассказывает Ирек Муртазин в интервью порталу Znak.com.
Ульяновская область перед выборами 2021 года заслуженно получает звание столицы современной агитации. Это такая агитация, которая как современное искусство: ничего не понятно, но все делают умные лица, будто уловили скрытый посыл.
Так вот, мы не уловили. Вот, например, большой баннер у дороги в Димитровграде. Что хотел сказать автор? Что «советский мент» – лучшее, что регион может предложить избирателям 187 округа? Что этот «мент» лучше какого-то другого мента, не советского а, например, российского, из нулевых? Ответов для вас мы не нашли, просто попробуйте впитать это сами.
И второй образец принципа агитации «Так много вопросов, так мало ответов» – вот этот билборд в столице региона. Полковник Моргачев даже не предлагает проголосовать за себя – он просто ставит ульяновцев перед фактом, что прямо сейчас выдвигается выручать Отчизну.
Башкирия удивила инопланетной агитацией с примесью конспирологии. Посудите сами, часто ли известные политические деятели отращивают себе лишние пальцы и меняют их цвет? С нормальной рукой здесь представлен только министр иностранных дел Сергей Лавров.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, как и положено красному командиру, окрасил конечность в алый. Владимир Жириновский показывает потенциальному избирателю три синих пальца, а глава «Справедливой России» Евгений Миронов не просто пожелтел рукой, но и стал шестипалым.
Все сложно и непонятно, трактуйте как пожелаете. И не забудьте проголосовать за того кандидата, которого сочтете нормальным.
Даже Пензенская область, с которой обычно скандалов не случается, отличилась в этом году. Кандидат от ЛДПР Александр Васильев как бы намекает, что на предыдущих выборах ты, избиратель, что-то сделал не так. Проголосовал не по совести, или, может, на лихие обещания повелся? Как бы то ни было, но сейчас у тебя (да да, именно у тебя!) есть шанс все исправить.
Нужно просто не совершать ошибок.
И, наконец, соригинальничала Йошкар-Ола. Здесь на школах, где будут организованы избирательные участки, аж за две недели до выборов наклеили плакаты с надписью «Проект Новая школа» и эмблемой «Единой России». Что хотел сказать автор? Видимо, что школы обновят в случае победы кандидатов от данной фракции. Хотя это лишь наши догадки, конечно же.
Любопытно, что после массового возмущения в соцсетях на прецедент отреагировала министр образования и науки Марий-Эл Наталья Адамова.
«Я, конечно, возмущена этими призывами, так как школы, техникумы, другие образовательные организации вне политики», – ответила чиновница на претензии горожан.
Руководитель сообщества «ДП Йошкар-Ола | Доска Позора» Вконтакте пишет, что «председателю Центризбиркома республики Марий Эл было подано заявление с целью проверки законности размещения данной агитации и с просьбой принять необходимые меры в случае выявления нарушений». Однако наши юристы не увидели здесь признаков нарушения предвыборного законодательства.
Все опрошенные нами в ходе работы над этим материалом юристы сошлись во мнении, что плакаты и баннеры из подборки не нарушают предвыборного законодательства. Да, даже самые скользкие.
А по мнению политолога ЭИСИ Александра Рудакова, ответственным политическим силам стоило бы задуматься над созданием этического кодекса, регулирующего деятельность избирательных кампаний и агитационные материалы в целом.
«Все эти экземпляры, как минимум, имеют мало общего с этикой цивилизованной политической борьбы. Почему так много странных агитационных ходов именно в регионах ПФО? Возможно, это связано с тем, что у нас много крупных региональных центров с численностью населения свыше миллиона человек (Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Пермь), где население отличается высоким уровнем политической активности. Борьба за избирателя носит особенно интенсивный характер», – рассуждает политолог.
Также Александр Рудаков считает, что некоторые кандидаты и фракции в погоне за электоратом бросаются «во все тяжкие».
«Именно поэтому сейчас мы видим такое количество странных решений в части выбора слогана и визуального ряда, заставляющих усомниться в адекватности кандидата и членов его избирательной штаба», – уточняет эксперт.
Фото: ВОВК / Telegram.com, Валерия Тржецяк / «ФедералПресс», Анжелика Панькина, Мира Майнд / «ФедералПресс», НОВОСТИ САМАРЫ - САМАРА 63 / Vk.com, Светлана Семенова / Vk.com, Казань Город | Татарстан / Vk.com, @Kain__bro / Twitter.com, ulpressa.ru, Mash Batash / Telegram.com, business-vector.info, ДП Йошкар-Ола | Доска Позора / Vk.com, АГН Москва / Global Look Press / globallookpress.com.