Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Эксперты назвали главные экономические итоги 2021 года в Сибири

Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Медведева
Сибирский ФО
30 ДЕКАБРЯ, 2022

Уходящий год стал для страны периодом восстановления экономики после провалов в 2020 году на фоне пандемии, а также временем крупных инфраструктурных проектов и масштабных планов на будущее. В большой мере это коснулось регионов Сибирского федерального округа.

Чем запомнился экспертам уходящий 2021 год, «ФедералПресс» обсудил с начальником лаборатории социально-экономических исследований СибУПК Сергеем Капелюком, заведующей кафедрой региональной и отраслевой экономики Кемеровского госуниверситета Галиной Мекуш и директором по стратегическому развитию OOO «Стиль Продукт» Еленой Козловой.

Взлеты и падения

Каковы основные итоги социально-экономического развития СФО в 2021 году? Насколько в этом сыграла роль пандемия?

Сергей Капелюк: Для регионов СФО 2021 год стал временем восстановления экономики после спада 2020 года, вызванного пандемией. Здесь позапрошлогоднее падение показателей, в частности ВРП, было более значительным, чем в других федеральных округах, а спад объемов промышленного производства – самым большим в стране.

Это неудивительно, ведь еще в 2010-х здесь темпы экономического роста были ниже среднероссийских, которые и так были не очень значительные. В Сибири более напряженная ситуация на рынке труда, высокий уровень безработицы и значительные масштабы бедности. Во многом потому, что здесь не было значительной государственной поддержки и масштабных мегапроектов, как в других округах. По всей видимости, экономический рост в регионах Сибири в 2021 году окажется недостаточным, чтобы возместить спад 2020 года.

Галина Мекуш: Субъекты СФО, как известно, развивают экономику преимущественно на добыче и переработке сырья, крупнотоннажной химии и электроэнергетике. В последние годы большой интерес у инвесторов вызывают инфраструктурные проекты. Сохранение такого «генетического кода» в специализации экономики позволяет регионам в целом удерживать свою привлекательность у инвесторов. По данным за девять месяцев 2021 года, прирост инвестиций в экономику СФО составил чуть больше 7%. Не все субъекты СФО одинаково инвестиционно привлекательны. Традиционная тройка лидеров – Кузбасс, Красноярский край и Иркутская область. Это локомотивы, «засветившиеся» в числе лидеров в национальных инвестиционных рейтингах. Крупные инвестиционные проекты, которые реализуют в этих субъектах, являются реакцией инвесторов на мировые экономические тренды – спрос на зеленую энергетику (строительство ГЭС компанией En+ Group в Красноярском крае), минеральные удобрения (строительство и ввод в эксплуатацию цеха серной кислоты в Кемеровской области), коксующийся и энергетический уголь и другое.

Объективная необходимость диверсификации экономики ресурсных регионов и спрос на внутренний туризм в последние годы, и особенно в период пандемии, значительно повысили инвестиционную привлекательность в туристской отрасли. Без преувеличения можно назвать мегаинвестиционными проектами создание туристических кластеров круглогодичного использования в Шерегеше (Кузбасс), «Байкал-сити» (Иркутская область) и на Алтае (Манжерок).

Создание в Кузбассе спортивных кластеров и кластеров искусств значительно изменит экономический ландшафт всего СФО. Для Кузбасса 2021 год ознаменовался празднованием 300-летия промышленного освоения территории. Три года подготовки к юбилею, а особенно 2021 год, стали для региона прорывными по созданию основы для новой экономики. На мой взгляд, эти проекты не связаны с горнодобывающими производствами и реально способствуют созданию новых рабочих мест, изменяют промышленный монообраз регионов и еще больше повышают инвестиционную привлекательность территорий. 2021 год в целом для экономики субъектов СФО можно назвать успешным.

Елена Козлова: Экономика в целом адаптировалась к работе в условиях пандемии. Уже с августа идет положительная динамика индекса промышленного производства, есть прирост добычи полезных ископаемых. Рациональное расходование главного ресурса – человеческого капитала – стало более эффективным. Мы научились проводить важные мероприятия дистанционно, перестали тратить время на второстепенные поездки, тем самым высвободив огромный ресурс рабочего и личного времени каждого жителя. Тем более ценен этот ресурс в условиях оттока населения из холодных сибирских и дальневосточных регионов в более благоприятные климатические зоны страны. Сдержать этот отток и сохранить потенциал развития – одна из главных задач. Также в 2021 году, несмотря на пандемию, во всех регионах округа возросли объемы строительства жилья. Всего построили больше шести миллионов квадратных метров, что на 26% превышает аналогичный показатель прошлого года. Значит, молодые специалисты будут рассматривать СФО в качестве места, привлекательного для создания семьи и проживания.

Из положительного стоит отметить и то, что агропромышленный комплекс СФО сумел в сложное время собрать рекордный урожай зерна и увеличить экспортный потенциал. Можно проследить еще одну хорошую тенденцию – по итогам девяти месяцев общий объем внешнеторгового оборота СФО составил 38,8 миллиарда долларов, что на 36% выше, чем за аналогичный период 2020 года. Пандемия по-прежнему сильна, но экономика успешно адаптировалась и продолжает свое развитие.

Стоит добавить, что территория Сибирского федерального округа характеризуется сильной неравномерностью развития. В состав округа входят дотационные регионы (Тыва), экономически развитые (Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область), а также регионы с высоким потенциалом инновационного развития (Томская и Новосибирская области, Алтайский край). Поэтому направления и динамика экономического развития регионов СФО сильно различаются. При этом положительная динамика товарооборота зафиксирована во всех субъектах СФО.

Есть продвижение и в цифровизации экономики, создании новых точек притяжения для молодых специалистов и ученых. В Кемеровской области активно развивают научно-образовательный центр «Кузбасс».

Наибольшее отрицательное влияние пандемия оказала на сферу частного малого и среднего бизнеса. В данном направлении 2021 год для СФО был не самым удачным. Думаю, именно на эту сферу нужно направить все усилия в 2022 году. При этом недостаточно учить и консультировать предпринимателей. Необходима существенная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, особенно это касается расходов на развитие производственного МСП (малого и среднего предпринимательства). Хорошим подспорьем в этом вопросе может быть опыт поддержки немецких частных предприятий правительством страны и регионов, ведь не случайно именно экономика Германии является самой сильной и устойчивой в Европе.

Города будущего

В начале года министр обороны Сергей Шойгу заявил о планах создания новых городов-миллионников в Сибири. Кто будет строить эти города и как власти могут привлекать в новые населенные пункты жителей других регионов?

Сергей Капелюк: Идея городов-миллионников в Сибири привлекательна как раз с учетом проблем, указанных выше. Такие города станут очередным российским мегапроектом, реализация которого увеличит объемы госфинансирования в федеральном округе и позволит сократить отставание от среднероссийских социально-экономическом показателей. В то же время в том варианте, который был предложен, данный проект чрезмерно затратен. Вместо строительства новых городов практически на пустом месте целесообразно развивать уже имеющиеся. Это будет более выигрышным с точки зрения государственно-частного партнерства (привлечения частных инвесторов), более экономно из-за наличия хоть какой-то инфраструктуры, в первую очередь транспортной.

С точки зрения устойчивого развития целесообразно не замыкаться на монопродуктовой специализации городов, а стремиться к развитию диверсифицированной экономики.

Современный опыт превращения городов в миллионники есть, например, у Казахстана (Шымкет, Актобе). Для реализации проектов требуются значительные затраты: инвестиции в развитие промышленности, масштабное жилищное строительство и субсидирование жилья, значительные вложения в развитие транспортной и социальной инфраструктуры. Реализация амбициозных программ по строительству будет невозможна без массового привлечения трудовых ресурсов из других стран, прежде всего из Средней Азии.

Галина Мекуш: Это долгосрочная программа, по сути, новый этап освоения Сибири. История России и других государств знает множество таких примеров по развитию вновь осваиваемых территорий. Поэтапное освоение отдельных территорий в ближайшей перспективе ожидается на фоне реализации крупных инфраструктурных проектов – строительство нового БАМа, трубопроводов до границы с Китаем и другими азиатскими странами. Сибирь – территория транспортных коридоров между Азией и Европой от Северного морского пути до Транссибирской магистрали. Новый Шелковый путь уже становится реальностью. Если будут реальные инвестиции, то найдутся строители, а впоследствии и жители для этих городов. Не исключаю, что это будет привлекательно также и для наших восточных соседей из Азиатско-Тихоокеанского региона. Думается, идея вполне дееспособна.

Елена Козлова: Идея правильная. Потенциал Сибири раскроется еще больше. Но на пустом месте построить города будет сложно. Высокоурбанизированные субъекты с развитой промышленностью, интеллектуальным потенциалом и просчитанной стратегией развития имеют больше шансов стать такими миллионниками. Нет смысла обсуждать принудительное переселение людей в созданные на пустом месте города – это невозможно и бесперспективно, в Сибири есть уже много городов и агломераций, на основе которых можно наиболее эффективно действовать и достичь результата. Думаю, у всех регионов СФО есть шансы и потенциал для участия в таком проекте, так как благосостояние России уже прирастает Сибирью, а какой регион достигнет большего в этом направлении, зависит от жителей, от их консолидации и целей.

Возможно лив отдаленной перспективе в один из таких городов перенести столицу РФ?

Галина Мекуш: Перенос столицы – вопрос не первостепенный, а вот переезд сюда головных офисов крупных холдингов вполне вероятен. Но локомотивом для этих инициатив на первых этапах, конечно же, должны стать государственные инвестиции.

Елена Козлова: У нас одна столица России, и это Москва. А вот финансовых, культурных, инновационных центров в стране может быть несколько.

Какие перспективы?

Чего вы ждете от 2022 года? Где основные точки роста сибирской экономики и какие отрасли здесь наиболее перспективные?

Сергей Капелюк: В 2022 году восстановление экономики продолжится, но ускорения экономического роста, технологических прорывов ожидать не стоит. Основной точкой роста, по моему мнению, станет добывающая промышленность. В прошлом году произошел значительный рост стоимости угля, и, по всей видимости, в 2022 году высокий уровень цен сохранится. Это должно оказать положительное воздействие на развитие угледобывающих регионов Сибири.

Если выбирать из отраслей промышленности, то наибольшие шансы стать точкой роста в 2022 году, на мой взгляд, у металлургии: цены на сталь росли в прошлом году, и, возможно, данная тенденция продолжится.

Галина Мекуш: Думаю, что в 2022 году экономика России, и СФО в том числе, еще больше адаптируется к международным вызовам и пандемийному синдрому. Тем более специалисты прогнозируют его значительный спад. Точки роста будут связаны с инфраструктурными проектами, районами нового освоения, в том числе и с туристическими кластерами. Серьезные намерения в этом направлении есть в программах национальных проектов, например, строительство университетских кампусов 4.0 мирового уровня. Один из таких уже проектируют в Шерегеше. Большое влияние на экономическое развитие субъектов СФО может оказать климатическая политика России, формирующаяся под влиянием Парижского соглашения. Энергопереход на основе декарбонизации экономики будет значительно влиять на модернизацию производств и повышение конкурентоспособности регионов.

Елена Козлова: Есть уверенность в том, что прирост экономики будет более значительным, ведь рост цен в сырьевом секторе, скорее всего, будет давать возможность развиваться всем сопутствующим отраслям. Год будет в финансовом плане еще более успешным, чем 2021-й. А вот дальнейшее развитие страны в целом и СФО в частности будет зависеть от того, как интенсивно и настойчиво мы будем осуществлять те цели и задачи, которые поставлены в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Минэкономразвития России.

Ранее «ФедералПресс» писал о том, что названы главные политические итоги 2021 года в Сибири.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева