Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Из трубы и из воды: ждать ли в России водородный век

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
11 АВГУСТА, 2022

В прошлом году активно обсуждалась тема широкого использования водорода, в нынешнем она почти исчезла из повестки. Тем не менее вопрос о водородном переходе в России никуда не пропал, наоборот, он постепенно выходит из тени на передний план. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Три кластера и еще один

В Сахалинской области планируется организовать центр водородного инжиниринга, который станет составной частью формируемого Восточного водородного кластера. В том в свою очередь будет выпускаться «голубой» и «зеленый» водород, предназначенный для поставок на внутренний рынок России и за ее пределы – в азиатские государства.

«По проекту там будет опытный полигон, который в будущем должен стать частью Восточного регионального водородного кластера, предусмотренного концепцией развития водородной энергетики страны. Представленная инициатива имеет большое прикладное значение. В будущем ноу-хау центра можно будет тиражировать на Дальнем Востоке, в Арктике и других регионах России», – сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко, в ходе посещения в минувший понедельник Сахалина.

Он не случайно упомянул концепцией развития водородной энергетики России. В этом документе, утвержденным правительством в августе прошлого года, предусматривается создание трех водородных кластеров – Восточного, Северо-Западного и Арктического и по возможности может появиться и Южный. Также не скидывается со счетов образование кластеров по выпуску и апробации оборудования для генерации, хранения, транспортировки и использования водорода.

Тема перехода к широкому применению водорода бурно обсуждалась и в мире, и в России до начала специальной военной операции по демилитаризации Украины. Было множество конференцией и форумов, публикаций в прессе, посвященных водороду, дебаты шли в социальных сетях. Потом интерес казалось бы угас, словно стало не до него.

«Использование водорода будет постепенно расти. Это глобальный многолетний тренд спроса на экологическую энергию, относительно легкую в транспортировке. Через 2-3 года вопрос санкций отойдет на второй план, как это уже было после 2014 года, а возможность вырабатывать энергию из водорода, с минимальными выбросами вредных вещество в процессе, останется. Актуальны и иные проекты, например, применение общественного транспорта на водороде. Пилотный проект с водоробусами уже реализуется в Москве», – отметил Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов «ИВА Партнерс».

Условная классификация

Ожидаемый водородный переход порождает серию вопросов и прежде всего надо определиться, как же именно получать горючий газ. Существует классификация водорода по условным цветам в зависимости от способа его синтеза: «зеленый» водород получают с помощью электролиза на основе возобновляемых источник энергии (солнца, ветра и воды), «желтый» – с помощью электролиза на атомных электростанциях, «бирюзовый» - путем разложения метана с образованием твердого углерода, «серый» – за счет паровой конверсии метана, «голубой» – точно таким же способом, но углерод при этом улавливается (у генерации «бирюзового» водорода он выделяется в атмосферу) и «бурый» – из угля. Самым дешевым принято считать «бурый» и «голубой» углерод, самым дорогостоящим – «желтый».

На сегодняшний день выпуск водорода в России не превышает 2,5 млн тонн и в массе своей его получают на нефтеперерабатывающих и химических заводах. Там же он и применяется в процессе производства различных нефтепродуктов и аммиака соответственно. Помимо них он востребован в электронике, металлургии, стекольной и пищевой отраслях.

За последние несколько лет было заявлено большое число проектов и в минувшем году Министерство промышленности и торговли России на основе имеющейся у него информации опубликовала атлас планируемых производств водорода и аммиака (последний считается его носителем). Из него следует, что выпускать водород горят желанием «Газпром», «Росатом», «Татэнерго», «Новатэк» и др.

Скажем, «Новатэк» реализует проект Обского газохимического комплекса на 130 тыс. тонн водорода и 2,2 млн тонн водорода в год, его сырьевой базой станут Верхнетиутейское и Западно-Сеяхинское месторождения на Ямале. Заработать он должен в 2026 году.

«Росатом» строит на Кольской атомной электростанции испытательный стенд по обработке технологии электролиза. Его предполагается запустить в эксплуатацию в 2025 году, он будет генерировать всего лишь 150 тонн газа в год. В перспективе технология может быть масштабирована.

СЭУК же собрался производить ежегодно до 800 тыс. тонн аммиака путем сжигания бурого угля Бородинского разреза в Красноярском крае. Его затея любопытная, хотя и вызывает серьезные сомнения с точки зрения экологической безопасности – в процессе горения угля образуется не только углекислый газ, но и оксиды серы, превращающиеся при взаимодействии с каплями воды в серную кислоту.

И не случайно эксперты видят предпосылки для выпуска именно «голубого» и «зеленого» водорода (либо аммиака) в силу их высокой экологической чистоты и низкого углеродного следа, не говоря о дешевизне.

«Голубой» водород, произведённый в России за счет природного газа, будет конкурентоспособен по цене по всему миру», – прогнозирует Артем Тузов, предлагая создавать предприятия для его выработки в местах, в которых стоимость энергии будет минимальна.

Сходной точки зрения придерживается Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, не сбрасывая со счетов и необходимость их размещения вблизи центров потребления. «В нашей стране вполне возможно подобрать географическое расположение, которое будет соответствовать всем требованиям и располагаться рядом с рынками сбыта», – допускает он.

На колесах или по рельсам

Немаловажная задача, тесно связанная с выпуском водорода, - для чего его использовать. На сегодняшний день многообещающими выглядят две области – автомобилестроение и железнодорожный транспорт. В первой разработкой водородных автомобилей занимаются «КамАЗ» и группа ГАЗ, во второй – «Трансмашхолдинг», «Росатом» и администрация Сахалинской области, намеревающиеся к 2024 году выпустить и обкатать собственный водородный пассажирский поезд.

Появление в России водородного транспорта отвечать курсу, намеченному президентом Владимиром Путиным еще в декабре 2020 года в ходе встречи с премьер-министром Михаилом Мишустиным. На ней как раз и обсуждали вопросы развития транспорта.

«Нужно обязательно сделать следующий шаг и к 2023 году сделать городской автобус на водородном носителе – там потом применяется электродвигатель, но на водороде нужно сделать. И потом следующий шаг – на водороде нужно делать локомотивы», – отметил российский лидер, добавив, что работа городского транспорта на водородном топливе в крупных городах высшей степени востребована.

Кстати, «КамАЗ» в 2023-2024 года предполагает провести в Москве тестовую эксплуатацию разработанного созданного им водородного автобуса. У нас они в новинку, за границей они не редкость. По данным директора по развитию Tencar Глеба Лубенникова, в Японии курсирует около 100 таких автобусов, в Великобритании – примерно 30. И их экологические преимущества очевидны.

«Автомобили на водородных топливных батареях не производят вредных выбросов диоксида серы в атмосферу. Вместо угарного газа из выхлопной трубы выходит водяной пар, преобразующийся в воду», –констатировал он.

Преодолимые препятствия

Слабое место водорода – его дороговизна по сравнению с бензином или электроэнергией, вырабатываемой литий-ионными аккумуляторами. По словам Владимира Чернова, он будет востребован в отечественном автомобилестроении лишь через 5-10 лет.

«Российский автопром сейчас испытывает серьезные трудности с поставками комплектующих, что снижает объемы производства машин. На этом фоне «КамАЗ» даже вернулся к выпуску авто по старым стандартам выбросов углекислого газа в атмосферу (Euro-2). А переход на выпуск авто на водороде создаст для них дополнительные трудности в виде увеличения затрат на создание технологий», – перечислил он, придерживаясь сходного мнения относительно водородных поездов: «С точки зрения развития «зеленой» энергетики у России тоже есть перспективы созданиях такого транспорта, но с точки зрения экономики они намного дороже, поэтому появятся в нашей стране еще не скоро, так как в текущей экономической ситуации есть более приоритетные задачи».

В то же время он указал состоявшееся в феврале 2022 года рабочей группы по развитию водородной энергетики в России, на котором вице-премьер Александр Новак говорил о международном сотрудничестве в данной сфере. На тот момент уже были подписаны соглашения с Германией, Японией и ОАЭ при обязательном условии локализации технологий в России. На сегодняшний день с сотрудничеством с Германией сложно, тем более если речь идет о локализации их технологий в России, так как на это уже наложены ограничения, а вот ОАЭ наверняка продолжит сотрудничество с Россией.

На той же встрече говорилось о планах экспортировать водород до 2030 года в Китай, Японию, Южную Корею и Германию. Но Россия может покрыть только 23 % от их спроса, поэтому вполне возможно, что новых покупателей даже не придется искать.

«Расширение использования водорода остается актуальным даже в текущих геополитических условиях, только отдельных международных партнеров придется заменить. Учитывая, что экспортные рынки уже в общем-то найдены, остается разрешить только технологические вопросы. В данном вопросе можно продолжать диалог с Японией, так как правительство страны восходящего солнца уже показало свое отношение к ограничительным мерам и собственной энергетической безопасности на примере проекта «Сахалин-2» (Япония не намерена выходить из проекта, так как это угрожает ее энергетической безопасности), – рассказал Владимир Чернов. – В идеале конечно же можно развивать собственные технологии, но на это может уйти очень много времени, поэтому можно пока комбинировать».

Зато Артем Тузов считает необходимым определиться с энергетической политикой страны в сочетании с экологией. «Целесообразно развивать современную экологичную энергию точечно в самых загрязненных регионах России и наоборот, в экологически чистых регионах. Для этого необходимо будет строить современную генерацию, с учетом новых экологических норм, где водородная энергетика будет востребована, несмотря на очевидное увеличение её себестоимости по сравнению с природным газом», – резюмировал он.

Фото: Patrick Pleul / ZB / globallookpress.com