Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Подъемные мобилизованным: сколько доплачивают участникам СВО в регионах Приволжья?

Редакция «ФедералПресс» / Александр Переверзев
Пермский край
9 НОЯБРЯ, 2022

По недавнему указу Владимира Путина, все мобилизованные для участия в спецоперации жители России получат единовременную выплату в 195 тысяч рублей. Дополнительно к этому во многих (но не во всех) регионах Приволжья действуют региональные подъемные. Кто-то из губернаторов среагировал быстро и ввел их вскоре после начала частичной мобилизации. Некоторым главам потребовался «пинок» от призванных на СВО земляков: об единовременных выплатах объявляли после резонансных скандалов в воинских частях. Нашлись и такие губернаторы, кто «проснулся» только после президентского указа. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В каких регионах платят мобилизованным по 50 тысяч рублей?

Как показывает практика, в подавляющем большинстве регионов ПФО, где ввели выплаты мобилизованным, их размер составляет 50 тысяч рублей.

Самым первым в Приволжье их объявил глава Марий Эл Юрий Зайцев, который недавно избрался на этот пост. Уже через два дня после объявления частичной мобилизации – 23 сентября – он подписал указ о единовременной выплате мобилизованным жителям республики. Для этого им нужно было написать заявление и предоставить паспорт. После того, как военкомы присылали в социальные службы данные о мобилизации человека, ему перечисляли деньги.

Постепенно примеру Зайцева последовали другие губернаторы. 11 октября о региональных подъемных объявили главы Удмуртии и Самарской области.

«50 тысяч рублей поступят автоматически после получения первой зарплаты военнослужащего. Писать ничего не надо: все мероприятия, связанные с выплатами, будут происходить проактивно, деньги поступят на карту», – пояснял руководитель Удмуртии Александр Бречалов.

Также в беззаявительном порядке выплачивают по 50 тысяч рублей самарским мобилизованным. Как подчеркивал губернатор Дмитрий Азаров, важно, чтобы деньги перечисляли оперативно. По данным областного правительства, уже в первые дни после объявления о выплате подъемные получили две трети граждан, призванных на СВО.

18 октября анонсировали денежную региональную поддержку губернаторы Саратовской и Оренбургской областей.

«Нередко мобилизованные оренбуржцы – единственные кормильцы в семье. До получения довольствия по мобилизации у многих накопятся или уже накопились долги по кредитным и коммунальным платежам. Региональная выплата поможет разрешить эти проблемы, поддержит семьи наших защитников», – пояснил оренбургский губернатор Денис Паслер.

Мобилизованные жители Оренбуржья начали получать по 50 тысяч рублей с 28 октября. Аналогичную сумму с 1 ноября стали переводить на счета призванных на спецоперацию саратовцев.

«Ее уже получили 64 % мобилизованных. Никаких заявлений и справок подавать не нужно. Средства перечисляются автоматически по спискам от военкоматов на зарплатные карты граждан», – еще раз пояснил 8 ноября глава Саратовской области Роман Бусаргин.

«Проснулись» после Путина

Два приволжских губернатора ввели единовременную выплату уже после того, как Владимир Путин подписал указ о 195 тысячах рублей. Глава Нижегородской области Глеб Никитин сделал это аккурат на следующий день, технично приурочив ко Дню народного единства. Он назвал выплату в 50 тысяч рублей весомым дополнением к президентским деньгам. Также Глеб Никитин анонсировал еще один вид финансовой поддержки семьям граждан, отправленных на СВО. Речь идет о тех, чей среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум. Им каждый месяц будут выплачивать по 10 тысяч рублей. Как пояснил губернатор, при расчетах среднедушевого дохода семей не будут учитывать выплаты, положенные мобилизованным нижегородцам (в том числе подъемные 50 тысяч рублей).

Глава Чувашии Олег Николаев решился раскошелиться из республиканского бюджета на выплаты мобилизованным землякам после их ночной акции протеста, устроенной в начале ноября в воинской части в Ульяновской области. Чувашские новобранцы возмущались отсутствием каких-либо выплат. Николаев их сигнал уловил.

«Мы приняли достаточно большой перечень мер поддержки исходя из комплексности сопровождения всех членов семьи. Но структура частично мобилизованных – разная. Есть достаточно большое количество людей, которые не имеют детей. Многие из них еще и потратились: сами закупили какие-то предметы. Было бы справедливо говорить о том, что они хотели бы возместить свои затраты», – заявил 7 ноября на совещании республиканского правительства Николаев.

Больше всего мобилизованным в ПФО платят в Пермском крае

В Пермском крае власти озаботились финансовой помощью мобилизованным прикамцам после нелицеприятного разговора губернатора Дмитрия Махонина с ними. 16 октября глава региона посетил земляков-новобранцев в Елани и Тюменском высшем военно-инженерном училище. Беседа в Тюмени вышла особенно жесткой: призванные прикамцы поставили вопрос ребром о региональных выплатах. Реакция не заставила себя ждать: уже 18 октября Махонин объявил о подъемных, причем их сумма – 100 тысяч – на сегодня самая большая среди регионов ПФО.

«Делаем (вводим выплаты. – Прим. ред.) это сейчас, потому что точно понимаем, сколько призванных вернулись в Пермский край, а сколько человек отправится в зону СВО. Собрать точные списки мобилизованных было непросто», – пояснял тогда Махонин.

Спустя три недели он распорядился, чтобы мобилизованным прикамцам 100 тысяч переводили до отправки на спецоперацию. Изначально планировалось, что эти деньги призванные жители региона получат в течение пяти дней после прибытия в зону СВО.

«Но пока наши земляки продолжают обучение и боевое слаживание, дата их отправки не определена. Поэтому считаю правильным не ждать этого, а выплатить деньги уже сейчас», – заявил 8 ноября глава Прикамья.

Какие регионы еще не выдают подъемные мобилизованным?

На сегодня о разовых выплатах мобилизованным в ПФО не объявили в Татарстане, Башкирии, Мордовии, Кировской, Ульяновской и Пензенской областях. Примечательно, что ранее в них предусмотрели весьма солидные подъемные для добровольцев, набираемых в региональные батальоны для участия в спецоперации.

При этом в ряде этих регионов действует адресная денежная помощь отдельным категориям семей мобилизованных. В Татарстане, например, единовременно выплачивают по 20 тысяч рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка участника СВО. Эти деньги полагаются как семьям мобилизованных, так и добровольцев.

Аналогичная мера поддержки действует и в Ульяновской области. Причем здесь выдают по 20 тысяч рублей не только на несовершеннолетних детей мобилизованных, но и их беременным женам (чей срок составляет не меньше 22 недель). Как сообщил губернатор Алексей Русских, эти деньги получили уже почти две тысячи детей и будущих матерей.

Грозят ли губернаторам отставки за ошибки при мобилизации?

По словам политолога Ильи Гераскина, мобилизация стала очередной проверкой на прочность для губернаторов. Он полагает, что между главами сейчас существует негласное соревнование на основе двух показателей: «сколько выделено денег мобилизованным» и «как это представлено в публичном поле».

«Очевидно, здесь не у всех получилось предстать в лучшем свете по нескольким причинам. Во-первых, надо понимать, что финансовые возможности у регионов разные. С этим связаны некоторые промедления в выплатах. Во-вторых, некоторым главам важен катализатор, они привыкли реагировать инертно и ждать дополнительных вводных. В-третьих, нельзя игнорировать фактор дезорганизованности на первом этапе мобилизации: уровень координации, как и в случае с коронавирусом, на местах сильно разнился, что не позволяло качественно и своевременно реагировать в сложившихся условиях», – отмечает эксперт.

Это привело к тому, что в регионах по-разному расставили акценты в связи с мобилизацией. Работа на местах велась с учетом социально-экономической и политической ситуации. Илья Гераскин признает, что сейчас помощь мобилизованным – один из важнейших KPI для губернаторов. Однако вряд ли ошибки и просчеты в этом вопросе будут стоить кресел главам регионов.

«Нельзя не признать, что тема мобилизации постепенно уходит из повестки и уже не производит такой сильный информационный эффект. В любом случае протестный потенциал мобилизации крайне высок, чтобы его игнорировать. Нам предстоит следить за тем, как губернаторы будут сочетать чеканку социальных мер с перестройкой экономики на частично военно-мобилизационные рельсы. Это стало нашим настоящим, причем надолго. Конечно, в этом настоящем требования растут, а цена ошибки кратно возрастает. И все же отставки маловероятны по простой причине: раскачивать лодку сейчас нельзя. Смена руководителя региона – это риск, на который федеральная власть пойдет лишь в самом крайнем случае», ­– убежден эксперт.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева; инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова