Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Мусорный край: на Кубани не могут ликвидировать заброшенные свалки

Редакция «ФедералПресс» / Филипп Грузин
Краснодарский край
21 НОЯБРЯ, 2022

Краснодарскому краю выделили дополнительные средства на ликвидацию заброшенной свалки в селе Кабардинка. Деньги удалось получить спустя год после выхода проблемы на федеральный уровень. При этом в регионе продолжают оставаться законсервированными сразу несколько полигонов с отходами. «ФедералПресс» разобрался, почему Кубани не хватает собственных сил на решение проблемы и насколько успешно идет реализация мусорной реформы.

Долгожданное выделение средств

Из резервного фонда правительства для Кубани выделено 257 млн рублей на ликвидацию заброшенной свалки возле села Кабардинка. Жители несколько раз жаловались на неприятный запах мусора, исходящий от свалки. Проблема полигона вышла на федеральный уровень после того, как в прошлом году глава Минприроды Алексей Козлов посетил с рабочим визитом Краснодарский край. Тогда было поручено рекультивировать неиспользуемый геленджикский полигон. В целом, по итогам той встречи Алексей Козлов заявил, что край не справляется со сроками, поставленными федеральными властями.

Свалка возле села Кабардинка имеет площадь 11 га. Несколько лет объект был законсервирован. Но под слоем щебня и песка лежит несколько тонн мусора – именно это и представляет большую экологическую опасность для местных жителей. Долгие годы объект был заморожен, поскольку для его рекультивации не подготовили проектно-сметную документацию, без которой невозможно получить субсидии и денежную помощь от федеральных властей.

Мусорная реформа провалена

Целью мусорной реформы было уменьшение числа свалок, модернизация системы технологии обращения с отходами, увеличение количество мусора, который может быть переработан для вторичного сырья. По прогнозам федеральных властей, до 2024 года в России должны перерабатывать 36 % всего бытового мусора.

В Краснодарском крае эта проблема стоит наиболее остро. Во время последнего визита в регион глава Минприроды Алексей Козлов заявил, что численность жителей в крае растет, турпоток увеличивается. Одновременно в этим объекты инфраструктуры в сфере твердых коммунальных отходов не вводятся, рекультивация старых полигонов задерживается.

В федеральный проект «Чистая страна» нацпроекта «Экология», по которому выдаются федеральные средства на обновление системы обращения с ТКО, попали Горячий Ключ, Анапа и Славянск-на-Кубани. Все города отличаются туристической привлекательностью и несанкционированными свалками. Жители этих муниципалитетов не раз выходили на протесты.

После того, как в Белореченске прошли массовые пикеты против мусорного полигона, краевыми властями было принято решение перенести его в Горячий Ключ.

Горожане сразу выступили против. На протяжении года они на постоянной основе устраивают протесты, объясняя их тем, что строительство мусорного полигона значительно ухудшит экологическое состояние их города. Последний массовый митинг в Горячем Ключе прошел в июне 2022 года.

Станица Полтавская в этом году также выступила против мусорного полигона, который находится на расстоянии одного километра от населенного пункта. Туда вывозятся отходы из нескольких районов, хотя изначально планировалось обслуживание только Красноармейского района.

Добиться внимание чиновников к проблеме станичникам удалось только после перекрытия дороги к свалке.

В конце октября Красноармейский районный суд удовлетворил исковое требование прокуратуры и обязал ООО Многопрофильное предприятие «ЖКХ» Красноармейского района обеспечить системой отвода биогаза полигон отходов в станице Полтавской и разместить там дренажные локальные очистные сооружения. Помимо этого, суд заставил предпринимателей устранить другие нарушения.

Аналогичные недовольства граждан происходят в большинстве городов, однако не всем удается добиться решения проблем. Некоторые конфликты купируются властями.

Денег не хватит

Проблема с мусорными отходами в Краснодарском крае возникла, в том числе, и по причине огромного потока миграции. У регионального бюджета нет средств на решение ситуации, а федеральных средств недостаточно, считает экономист Роман Иноземцев:

«В региональном бюджете, особенно Краснодарского края, таких денег нет и быть не может – бюджет края и так обременен тем, что нужно создавать инфраструктуру в городах с активным миграционным приростом. Для решения задач в отрасли нужны гораздо большие деньги, чем выделенные 257 млн. Речь о миллиардах рублей», – считает эксперт.

В начале года компания «РТ-Инвест» представила губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву концепцию системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Планировалось создать новые комплексы, которые будут работать по мировым экологическим стандартам. В качестве примеров приводился опыт Швейцарии, Франции и Германии.

Рост тарифа цен за утилизацию мусора с принятием программы не должен превышать 6 %. В рамках первого этапа на Кубани внедрили двухконтейнерную систему раздельного сбора. В дальнейших планах было создать мусороперерабатывающее предприятие, которое позволило бы совершать вторичную переработку отходов. Также говорилось про аккумулирование бюджета на экологические нужды. Сейчас непонятно на какой стадии находится инициатива и будет ли разрабатываться в дальнейшем.

Подобные проекты направлены на западные стандарты. В нынешней геополитической ситуации необходимо менять такую концепцию и искать инвесторов, которые могли бы предложить пути развития, считает эксперт в области урбанистики и развития муниципальных образований Николай Куксенко:

«Мусорная реформа продолжается и региону необходимо наращивать темпы, которые были утеряны. Не нужно брать в пример опыт запада, там совсем другое финансирование и подходы в работе. Система работы с отходами ТКО должна нести комплексный характер, который затронет бытовые и опасные отходы», – считает эксперт.

Очередное выделение средств в размере 257 млн рублей решит проблему лишь одной заброшенной свалки. По всему региону таких насчитывается сотни. Федеральный центр не в силах оплачивать ликвидацию всех объектов. Регион должен самостоятельно решать такие проблемы и грамотно распределять средства, которые выделяют в рамках нацпроектов.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева