Редакция «ФедералПресс» / Анна Литвинова
Москва
4 ЯНВАРЯ, 2023
Россия по количеству введенных против нее санкций перегнала Иран, который находится под ограничениями уже более 40 лет. Однако страна реагирует на санкционный обстрел спокойно. Как России удается сдерживать натиск Запада и какие меры помогали держать экономику и страну на плаву в 2022 году – в материале «ФедералПресс».
«Беспрецедентная санкционная агрессия была нацелена на то, чтобы в сжатые сроки, по сути, смять нашу экономику, через грабеж наших валютных резервов обвалить рубль и спровоцировать разрушительную инфляцию. Этот расчет не оправдался», – комментировал в конце года президент Владимир Путин.
Кстати, в том выступлении президент справедливо обратил внимание на снижение ВПП страны. Действительно, многие российские и западные эксперты предрекали падение показателя в 2022 году на 20 %. Однако президент отметил, что экономисты в конце года все-таки зафиксировали снижение ВВП на уровне всего лишь 2,5 %.
По оценкам президента, есть несколько глобальных факторов, которые сдержали экономику под санкциями в 2022 году. Это:
Западные эксперты при всей своей сдержанной позиции в отношении российской экономики тоже отмечают несколько факторов, которые помогают держать удар.
Параллельно столь глобальным мерам правительство РФ оперативно принимало и продолжает принимать точечные решения для поддержки граждан, бизнеса, ключевых отраслей экономики. Среди них:
Перейти в расчетах за топливо на рубли – самое громкое и обсуждаемое решение руководства страны. Владимир Путин еще в марте потребовал от недружественных стран (государств ЕС, которые присоединились к санкциям против России) платить за газ по новым правилам – с конвертацией долларов и евро в рубли на Московской бирже. Решение было продиктовано тем, что нужно было укреплять экономический суверенитет страны на фоне санкций, в то время как евро и доллары стали в России «токсичными» валютами.
Россия ежегодно поставляет странам ЕС до 200 миллиардов кубометров трубопроводного газа. Доля российского газа в Европе занимает 40–45 %. Требование платить за него в российской валюте ожидаемо встретило негативную реакцию на Западе.
Но отказываться из принципа от топлива, потребляемого в таких объемах, страны особо не спешили, да и не были готовы. Это подтвердилось уже в мае. Тогда вице-премьер Александр Новак заявлял: более половины европейских клиентов поставщика «Газпром» перешли на оплату газа в рублях. Среди них, например, компании из Германии и Италии.
В России эффект от такой меры почувствовал сам рубль. Новая схема оплаты газа вкупе с другими экономическими решениями сделали его одной из сильнейших валют в мире, заявил в конце декабря Владимир Путин.
Место рекордам в России при предрекаемом крахе экономики тоже нашлось. Так, 2022 год стал знаковым для дорожной отрасли, считает вице-премьер Марат Хуснуллин. Среди крупных проектов – запуск полноценного скоростного движения на трассе М-4 «Дон» и масштабная стройка автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань, которую хотят открыть уже в следующем году.
Всего, по словам Хуснуллина, в 2022 году удалось построить и реконструировать более 1,2 тысячи километров дорог, а в нормативное состояние привести около 30 тыс. км федеральных и региональных трасс. Еще один показатель – «квадраты» уложенного асфальта. По подсчетам вице-премьера, российские регионы и новые территории (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области) уложили 170 млн кв. м асфальта. Показатели превысили объемы 2021 и 2020 годов.
Еще один рекорд – в жилищном строительстве. Владимир Путин еще в конце ноября отмечал, что стройка и ввод новых «квадратов» в 2022 году шли с опережением, а жилищные условия улучшили более 3 миллионов семей. В целом строительство в санкционном году Путин назвал одним из драйверов российской экономики, отметив, что отрасль прибавила 5,8 % за десять месяцев.
Еще немного цифр в жилстроительстве озвучил опять же вице-премьер Хуснуллин. По его словам, за год в регионах сдали более 92 миллионов «квадратов» жилья. Еще один важный показатель – количество переселенцев из ветхого жилья. По оценкам Марата Хуснуллина, более 152 тысяч человек в этом году переехали из аварийных домов в недавно отстроенное жилье.
Россия в 2022 году не только отвечала Западу на санкционные нападки и поддерживала экономику внутри страны. К стране осенью присоединились новые регионы – ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области.
Экономисты полагают, что территории не просто смогут обеспечивать себя сами, но и внесут вклад в российскую экономику. Да, произойдет это не сразу, но перспективы есть.
Как отмечал в беседе с «ФедералПресс» промышленный эксперт Леонид Хазанов, Донбасс может быть перспективным с точки зрения угольной промышленности. Здесь добывают практически все виды сырья, в том числе ценные антрациты. В свою очередь, экономист Юрий Твердохлебов полагает, что потенциал не только Донбасса, но и Херсонщины и Запорожья – в черноземе, на котором отлично растут и овощи, и фрукты, и злаковые культуры.
Еще одна перспективная сфера – металлургия. В регионах десятки металлургических предприятий. Среди крупнейших игроков рынка – Югорский горно-металлургический комплекс, который объединяет семь металлургических, химических и добывающих предприятий ДНР и ЛНР. О том, как работает холдинг и будет ли он полезен России, мы рассказывали здесь.
Ранее «ФедералПресс» также подробно разбирал шесть задач Путина, которые предстоит решать в 2023 году. Часть поручений – прямое продолжение антисанкционной экономической политики, другие задачи направлены на повышение социального благополучия россиян.
Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com