Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Как регионы Большого Урала отреагируют на потолок цен на нефть: ведущая роль – за монополистами

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Шевалдин, Дмитрий Мигалин, Александр Переверзев
Свердловская область
7 ФЕВРАЛЯ, 2023

Уральский округ – одна из тех территорий, где цены на нефтепродукты продолжают оставаться на достаточно низком уровне по сравнению с остальными российскими территориями. Примечательно, что в январе 2023 года Челябинская область оказалась регионом с самыми низкими ценами на топливо по всей России. Сейчас эту пальму первенства перенял Ямало-Ненецкий автономный округ. Почему регионы Большого Урала остаются в лидерах в этом ценовом сегменте, что происходит с ценами на бензин и дизельное топливо и какой сценарий прогнозируют эксперты на 2023 год с учетом установленного потолка цен на международном уровне – на «ФедералПресс».

Цена бензина на Урале

Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Росстата, за первую неделю ноября 2022 года цены на бензин практически не изменились, лишь дизельное топливо подорожало на 0,3 % по сравнению с сентябрем 2022 года. В некоторых регионах страны, например, в Кировской области, горючее, вопреки паническим слухам, даже подешевело. Но в целом УрФО продолжает оставаться в лидерах среди других территорий России с низкими ценами на бензин (49,35 руб.), что нельзя сказать про дизельное топливо (ДТ), которое дешевле всего сегодня на Северном Кавказе). По этому показателю Урал уступает только Сибири (49,27 руб. за литр бензина). Самые высокие показатели – на Дальнем Востоке (53,29 руб.).

В УрФО, по последним данным Росстата (на 30 января 2023 года), средняя цена литра АИ-92 сегодня составляет 44,98 руб. (47,18 руб. в среднем по РФ), 48,99 руб. – АИ-95 (51,36 руб. по РФ) и ДТ – 63,45 руб. (58,82 руб. по РФ).

Если говорить о стоимости бензина различных марок и дизельного топлива в среднем, то самый дешевый бензин сейчас в ЯНАО (47,04 руб. за литр). Затем идет Курганская (47,52 руб.) и Челябинская области (48,36 руб.). Дороже бензин в ХМАО (49,55 руб.), Тюменской (50,94 руб.) и Свердловской областях (50,95 руб.). Самый дорогой бензин из регионов Большого Урала сейчас в Пермском крае – 51,21 руб.

Если обратить внимание на марки бензина, то сегодня бензин марки АИ-92 самый дешевый опять же на Ямале, его стоимость составляет 42,03 руб.. Самый дорогой АИ-92 в Пермском крае – 46,76 руб. Бензин марки АИ-95 на сегодняшний день тоже дешевле в ЯНАО (45,65 руб.), дороже – снова в Пермском крае (50,84 руб.). Но дизельное топливо сейчас дешевле в Курганской области – 58,62 руб., а дороже как раз на Ямале – 68,91 руб.

По данным сайта мониторинга цен на бензин www.benzin-price.ru, бензин марок АИ-92 и АИ-95 в настоящий момент по сравнению с декабрем 2022 года практически не изменился – сезонные колебания цены вверх и вниз не в счет. А вот дизельное топливо заметно поднялось. Причем в некоторых регионах ровно год назад бензин различных марок стоил заметно дороже, чем сейчас (Челябинская область, Ямал, Пермский край).

Почему в Перми дороже

Как отмечают эксперты, в соседнем с УрФО Приволжском округе традиционно одни из самых высоких цен на бензин и дизтопливо наблюдаются именно в Пермском крае. Особенностью этого региона является доминирующее положение на розничном рынке компании «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»: ее доля превышает 70 %.

Тем не менее, как рассказали «ФедералПресс» в Пермском УФАС, с 20 ноября прошлого года цены на автобензин в Прикамье не менялись и остались на прежнем уровне. Что касается дизельного топлива, то в декабре цены на него в Прикамье повышали четыре раза. Максимального значения они достигли 23 декабря – 60,89 руб. за литр. В январе этого года стоимость дизельного топлива не изменилась.

Отметим, что резкое подорожание дизтоплива на «лукойловских» заправках во второй половине 2022 года вызвало подозрения у пермских антимонопольщиков. Они усмотрели в действиях «Уралнефтепродукта» признаки нарушения ч.1 ст. 10 «Закона о защите конкуренции» – в виде установления монопольно высокой цены.

«Принимая во внимание сложившуюся конъюнктуру, сейчас мы не видим предпосылок для подорожания бензина и дизельного топлива, поскольку оптовые цены на бирже снижаются», – рассказал «ФедералПресс» глава Пермского УФАС Александр Плаксин.

Так, на 1 февраля бензин марки АИ-92 стоит около 35,8 тыс. рублей за тонну, АИ-95 – порядка 39,5 тыс. рублей, дизтопливо – примерно 49,5 тыс. рублей. Для сравнения, цена за тонну того же «дизеля» в декабре достигала на бирже 73 тыс. рублей.

«Маржинальность на заправках высокая. Это говорит о том, что в ближайшее время стоимость бензина и дизельного топлива не имеет никаких экономических предпосылок для роста», – подчеркнул Александр Плаксин.

Тенденции 2023 года

«ФедералПресс» обратился с запросами к таким крупным производителям нефтепродуктов, широко представленным на Урале, как «Роснефть», «Газпромнефть» и «Лукойл», с просьбой прокомментировать, какие проблемы наблюдаются сегодня у поставщиков бензина и дизельного топлива, а также из чего складывается окончательная цена на ГСМ для конечного потребителя. Ответ так и не был получен.

Но в целом экономисты не прогнозируют значительного повышения расценок – реальных предпосылок к этому нет.

«Теоретически, в связи со снижением внешнего спроса и угрозой установления предельной стоимости бензина на международном рынке, главным способом заработать для производителей топлива является внутренний рынок, и возникшие издержки могут быть переложены на потребителей», – предположила директор Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова.

Она отметила, что в производстве могут использоваться импортные оборудование и химикаты, что в текущей ситуации может несколько повысить себестоимость продукта.

Экономист Константин Селянин считает, что цены на бензин на внутрироссийском рынке абсолютно никак не связаны с международным рынком.

«Российский бензин не потребляется в Европе. Это полностью локальный рынок – все, что произведено в России, потребляется в России. Таким образом, цена бензина определяется соотношением предложения и платежеспособного спроса», – пояснил Константин Селянин.

Он отметил, что иначе обстоит дело с мазутом и дизельным топливом, которые все же экспортируются в Европу, но с введением потолка цен 5 февраля 2023 года спрос на эти продукты за рубежом также упадет, и производителям остается уповать лишь на внутренний рынок.

«Наличие на рынке большого количества «дизеля» вроде бы должно привести к его подешевению. Однако нужно понимать, что в сфере нефтянки у нас сложилась олигополия 7–8 крупных компаний, которые контролируют не менее 80 % рынка. Соответственно, установление цен на бензин – это результат ценового сговора. На уменьшение цены могут повлиять два фактора: реакция президента РФ Владимира Путина или снижение платежеспособного спроса», – прокомментировал Константин Селянин.

По его прогнозам, платежеспособность в РФ в 2023 году расти не будет, следовательно, спрос, в отличие от предложения, не увеличится, а значит, монополисты будут вынуждены удерживать цены на прежнем уровне.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова