Top.Mail.Ru
Экономика
Пермский край
0

ФАС опять против: «дочке» Лукойла грозит новое антимонопольное дело за высокие цены на дизельное топливо

АСЗ Лукойл
«Лукойл-Уралнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынке моторного топлива в Пермском крае

Компания «Лукойл-Уралнефтепродукт» рискует второй раз за последнее время войти в одну и ту же реку – опять попасть под антимонопольное дело. Совсем недавно ее оштрафовали на 650 тысяч рублей за необоснованно высокие цены на бензин, которые царили на «лукойловских» АЗС в Пермском крае год назад. Тем временем прикамские антимонопольщики «копают» на новое дело: теперь у регионального УФАС вызвало подозрения стремительное подорожание дизельного топлива на местных заправках ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» во второй половине 2022 года. Подробности – в материале «ФедералПресс.

Как подорожало дизельное топливо в Пермском крае?

Как рассказал глава Пермского УФАС Александр Плаксин, с начала этого года вплоть до августа цены на дизельное топливо оставались стабильными на «лукойловских» заправках в крае. Но затем ситуация стала обостряться.

«Сначала незначительное повышение – на 30 копеек – произошло 18 августа. А вот с 15 сентября цены на дизтопливо активно пошли вверх. И к середине декабря они выросли на 9,9 % по сравнению с январем 2022 года», – сообщил Александр Плаксин.

По его словам, такой ценовой взлет, естественно, вызвал всплеск жалоб от жителей и организаций Пермского края. Они звонили на горячую линию ведомства, обращалась письменно. Все это послужило поводом для регионального УФАС провести проверку и глубинный анализ ситуации на розничном рынке дизельного топлива в Прикамье, где «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» занимает доминирующее положение. Доля компании превышает 70 %.

А были ли причины для роста цен на топливо?

Как отметил Александр Плаксин, рынок дизельного топлива имеет свою специфику. В частности, она связана с тем, что есть несколько марок ДТ – летнее, зимнее, межсезонное.

«Поэтому себестоимость производства дизельного топлива в разное время года отличается. Мы также понимаем, что в уходящем году имелся ряд объективных факторов, которые следует учитывать при анализе ценового поведения компании. Прежде всего, это повышение оптовых цен в сентябре и октябре 2022 года на зимнее дизельное топливо в биржевом сегменте данного рынка. Плюс годовая инфляция, которая в ноябре в Пермском крае составила почти 13 %», – пояснил глава регионального УФАС.

Однако, как показывает анализ, эти факторы вряд ли стоит считать «смягчающими» для резкого подорожания «дизеля» на пермских заправках «Лукойла».

«В начале 2022 года уровень оптовых цен на бирже был такой же, как и сейчас. Сегодня стоимость одной тонны дизельного топлива составляет примерно 68 тысяч рублей. Аналогичные цифры мы видели и в январе этого года. Инфляционная история никак не сказалась на этом сегменте рынка. Более того, мы понимаем, что «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» не закупает топливо на бирже, а заказывает на НПЗ, входящем в структуру холдинга», – пояснил Александр Плаксин.

«Проверять будем все!»

Во время проверки, которую согласовал центральный аппарат ФАС, прикамские антимонопольщики нашли в действиях «Уралнефтепродукта» признаки нарушения ч.1, ст. 10 Закона о защите конкуренции – в виде установления монопольно высокой цены. Сейчас краевое УФАС запросило у компании объяснения роста стоимости дизтоплива. Сбытовой оператор из Башкирии должен предоставить их до середины января 2023-го.

«После чего будем решать, возбуждать антимонопольное дело или нет. Если мы примем такое решение, тогда станем проверять все. В том числе сезонные колебания цен на дизельное топливо в течение года. Так, последние несколько лет «Лукойл-Уралнефтепродукт» не снижал его стоимость при переходе с зимнего на межсезонное, а потом и на летнее. Нас эта ситуация тоже беспокоит», – заявил Александр Плаксин.

Глава Пермского УФАС пояснил «ФедералПресс», что в этой связи планируют проанализировать сезонные изменения цен на «лукойловских» заправках как минимум за два последних года. Он также добавил, что ситуация с резким подорожанием дизтоплива на АЗС, принадлежащих доминирующему игроку на рынке Прикамья, очень напоминает прошлогоднюю историю с бензинами АИ-92 и АИ-95. В обоих случаях после стабильных цен на протяжении относительно длительного периода во второй половине года следовал бурный рост стоимости моторного топлива на заправках «Уралнефтепродукта».

На прошлой неделе компании за необоснованное повышение цен в конце 2021 года выписали штраф в 650 тысяч рублей. Еще 15 тысяч заплатит коммерческий директор сбытового оператора.

Ранее «ФедералПресс» рассказывал об этом резонансном антимонопольном деле. Подробности – в материале «Короли бензоколонок: УФАС возбудило дело из-за скачка цен на топливо в Пермском крае». Также редакция «ФедералПресс» отправила запрос в пресс-службу компании «Лукойл-Уралнефтепродукт» с просьбой прокомментировать ситуацию и рост цен на дизельное топливо на заправках предприятия в уходящем году.

Справка «ФедералПресс»

ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» является дочерней компанией ПАО «Лукойл». Головной офис находится в Уфе. Предприятие считается одним из крупнейших межрегиональных сбытовых операторов холдинга. Компания работает на территории 14 регионов – в Башкирии, Татарстане, Удмуртии, Пермском крае, ХМАО, ЯНАО, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской и Кировской областях.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2021 году выручка «Лукойл-Уралнефтепродукта» составила 158,211 млрд рублей, чистая прибыль – 1,983 млрд рублей.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.