Редакция «ФедералПресс» / Станислав Казаченко
Красноярский край
3 МАРТА, 2023
Красноярский экономический форум (КЭФ-2023) собрал в нынешнем году кратно больше участников, чем год назад. Вырос и статус гостей – ими стали губернаторы многих соседних регионов, федеральные чиновники, руководители бизнеса и предпринимательских объединений. Причина – в отмене ковидных ограничений и в новых вызовах, с которыми столкнулась экономика. Как прошло первое в этом году крупное деловое мероприятие в стране – в материале «ФедералПресс».
Завершившийся Красноярский экономический форум побил несколько рекордов. Традиционной его частью стало подписание соглашений. В этот раз речь идет о 65 таких документах на общую сумму 565 миллиардов рублей – это самая крупная сумма для КЭФ последних лет.
Участниками форума стали 7,5 тысячи человек – в 2,5 раза больше, чем год назад. Они представляли 65 регионов нашей страны и 10 стран мира. География иностранных делегаций оказалась внушительной – от Казахстана до Намибии. Трансляции с полей мероприятия посмотрели 1,5 миллиона человек. Предполагается, что эта цифра вырастет до 2,5 миллиона.
Мероприятие продолжалось три дня: с 1 по 3 марта. Здесь работало 80 площадок в разных форматах: пленарные заседания, круглые столы, экспертные и панельные дискуссии и многое другое. Кроме того, на полях КЭФ прошли и заседания координационных советов межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Отдельный трек был посвящен презентации перспективных проектов, реализуемых в Сибири.
«В условиях вызовов, с которыми мы столкнулись сегодня, КЭФ стал той площадкой, где есть возможность обсудить все ключевые вопросы и наметить пути их решения», – отметил заместитель председателя правительства Красноярского края Сергей Верещагин.
Как и на мероприятии прошлого года, одну из самых ярких речей на пленарном заседании произнес основатель «Русала» Олег Дерипаска. В первую очередь он предложил сократить в несколько раз количество силовиков и чиновников, чтобы снять лишние «гири» с бюджета. При этом предприниматель дал достаточно оптимистичные прогнозы: в обозримом будущем возможно вдвое увеличить объем валового продукта, производимого в Сибири. Условием для этого является развитие инфраструктуры.
«Сибирские губернаторы активно этим занимаются, но средств нужно намного больше. Нужно строить новые пограничные переходы в Китай, увеличивать пропускную способность железных дорог, заниматься цифровизацией процесса обработки грузов, запустить наконец-то переход через Каспий в Азербайджан и дальше – в Индию. Так мы сможем выйти на новые рынки и привлечь инвестиции», – заявил Дерипаска.
Со схожими тезисами выступил и председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. По его мнению, главная задача государства – снимать искусственные барьеры в развитии бизнеса.
Вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко, выступая в онлайн-режиме, напомнила, что к середине года регионы должны представить детальный план достижения целевых показателей по каждому промышленному кластеру, обозначенному в Стратегии-2035 – этот документ был принят в декабре. Среди ключевых вопросов – развитие инфраструктуры, строительство жилья и социальных объектов, а также улучшение экологической обстановки.
«Сибиряки заслуживают лучшей экологии. При поддержке президента вопросы экологии остаются одним из приоритетов развития страны. Многие крупнейшие российские промышленники и предприниматели состоялись благодаря Сибири, и теперь настало время вкладывать свой управленческий опыт, знания и капитал в новую сильную Сибирь», – заявила Виктория Абрамченко.
По ее подсчетам, к концу десятилетия в СФО возможно запустить свыше 200 инвестпроектов, создать больше 200 тысяч новых рабочих мест и привлечь до 7 триллионов рублей инвестиций.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин привел положительную динамику – треть оборудования ушедших с рынка компаний-поставщиков уже удалось заместить. Впрочем, не стоит забывать и о рисках.
«Несмотря на этот позитив, мы понимаем, что 2023 год будет довольно тяжелым в части нехватки квалифицированных кадров, роста тарифов на перевозки и электроэнергию, ощутимых последствий разрыва логистических цепочек. Также нужен баланс между поддержкой импортозамещения и параллельного импорта», – отмечает глава РСПП.
Губернатор Красноярского края Александр Усс рассказал, что, несмотря на санкции, индекс промпроизводства в регионе за минувший год вырос на 3 %.
«Ряд отраслей, которые мы считаем драйверами будущего, продемонстрировали рост – строительство, машиностроение. Мы видим интерес к Красноярскому краю, который фиксируется высоким уровнем инвестиционной активности», – отметил он.
Красноярский экономический форум впервые стал площадкой для презентации проектов всех сибирских регионов. Общий запланированный объем инвестиций – 250 миллионов рублей. Речь идет о добыче и переработке полезных ископаемых, деревообработке, туризме, пищевой промышленности и других сферах деятельности.
«Сегодня, когда темой дня становится стратегическая повестка развития Сибирского федерального округа, мы хотим показать, что наша Сибирь по-прежнему сильна, могущественна и перспективна. Мы хотим раскрыть потенциал регионов Сибири перед всеми заинтересованными участниками и инвесторами, поэтому регионам было предложено представить крупные проекты в приоритетных сферах, которым нужна инвестиционная поддержка», – рассказала руководитель департамента по развитию экономики и инвестициям Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Наталья Сальникова.
Например, Тыва представила не только проекты, уже обозначенные в списке КИП «Енисейская Сибирь», но и другие: туристский комплекс «Тайга», агропромышленный парк «АгроТува», масштабная жилая застройка.
«Уверен, что участие российских компаний в проектах, реализуемых на территории Тывы, даст мощный синергетический эффект. Несомненно, это будет полезно для всей России!» – резюмировал глава республики Владислав Ховалыг.
Среди тем, которые обсуждались на КЭФ неожиданно оказалась авиация. Так, стало известно, что авиакомпания «КрасАвиа» станет одним из первых заказчиков нового турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога» в России. Подписано соглашение о поставке 20 единиц воздушного транспорта в срок с 2026 по 2030 год. Новый лайнер призван заменить морально и физически устаревшие Ан-24, выпущенные еще в 1970–80-е годы.
Кроме того, подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии по созданию центра послепродажного обслуживания новой отечественной авиационной техники на базе международного аэропорта Красноярск. Речь, в частности, идет о судах среднемагистральных МС-21 и ближнемагистральных Sukhoi Superjet (SSJ), предполагаются поставки воздушных судов для региональных авиалиний – «Ладога» (ТВРС-44) и «Байкал» (ЛМС-901).
«Технические параметры создания этого центра мы определим уже в ближайшее время. Этот проект станет ключевым для развития отечественной гражданской малой авиации. Красноярск считаем правильным выбором: у нас уникальное географическое положение в центре России, наша инфраструктура позволяет реализовывать самые амбициозные проекты, мы готовы к смелым вызовам», – подчеркнул гендиректор Красноярского аэропорта Андрей Метцлер.
Кроме того, согласно еще одному подписанному соглашению, в Красноярске может появиться собственный Центр подготовки авиационного персонала.