Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Разбросанные обломки и части тел: 50 лет назад в Свердловске случилась авиакатастрофа, унесшая больше 100 жизней

Редакция «ФедералПресс» / Максим Филиппович
Свердловская область
30 СЕНТЯБРЯ, 2024

Полвека назад, 30 сентября 1973 года, в Екатеринбурге (в то время Свердловске) произошла одна из крупнейших авиакатастроф в истории Урала. Вылетевший из аэропорта Кольцово пассажирский лайнер ТУ-104Б практически сразу начал терять высоту и разбился. Трагедия унесла жизни 108 человек, среди которых 100 человек были пассажирами и 8 – членами экипажа. О том, как разворачивались события трагедии и что послужило причиной массовой гибели людей, читайте на «ФедералПресс».

Роковой маршрут Свердловск – Владивосток

Рейс SU3932 авиакомпании «Аэрофлот» совершал перелет из Свердловска во Владивосток, с остановками в Омске, Новосибирске, Чите и Хабаровске. Однако с самого начала перелет не задался: рейс задержали почти на час – экипаж около 50 минут ожидал разрешения на взлет.

На тот момент на борту уже находились 92 взрослых пассажира, 8 детей и 8 членов экипажа, в том числе сопровождающий из МВД, в общей сложности 108 человек.

Командиром экипажа был Борис Путинцев, вторым пилотом – Владимир Широков, штурманом – Петр Канин и бортинженером – Иван Рапонов.

Наконец в 20:33 по местному времени авиасудну дали добро на взлет.

Вы на Артемовский пошли, да?

При наборе высоты экипаж самолета получил приказ от диспетчера совершить левый разворот с курсом на населенный пункт в Челябинской области Тахталым и набрать высоту 1500 метров.

Разворот начался на высоте 350 метров. На скорости более 400 км/ч самолет достиг высоты около 1200 метров и продолжил подниматься. И затем не стал выходить из разворота. На это обратил внимание диспетчер, который задал экипажу вопрос: «Вы на Артемовский пошли, да?» Но ответа не последовало.

Последние четыре минуты жизни

Как выяснилось, при развороте угол крена оказался слишком резким – 35–40 градусов, а впоследствии он увеличился до 75–80 градусов. Ситуацию усугубляло и то, что погода в тот день не благоволила пилотам – видимость была нулевая из-за облаков, ориентиров команда не видела.

Управление было потеряно, и самолет начал снижаться, а затем и падать со скоростью около 270 км/ч, продолжая набирать скорость.

Через несколько минут полета самолет на огромной скорости вошел в пике. Пилоты попытались вывести самолет из падения, потянув штурвал на себя.

В 20:37 на скорости около 800 км/ч судно столкнулось с землей в лесу примерно в 10 километрах от аэропорта. Все, кто были на борту, погибли.

По воспоминаниям очевидцев, самолет рухнул недалеко от поселка Рудный. Жители населенного пункта вспоминают, как услышали ужасный гул, а потом увидели вспышку и горевший лес. Повсюду валялись обломки лайнера и части тел.

В дальнейшем крупные части самолета увезли для расследования, а небольшие, вместе с телами – закопали на месте.

Проблема с электроникой

О происшествии не писали ни в тот, ни на следующий день «Уральский рабочий», «Вечерний Екатеринбург», ни газета «На Смену!», ни даже в специализированных изданиях.

В дальнейшем при разборе причин авиакатастрофы выяснилось, что все началось со сбоя в подаче тока на приборы в кабине пилотов. Показания основного искусственного горизонта и системы компаса были нарушены, и экипаж был дезориентирован – пилоты не смогли определить положение воздушного судна в пространстве.

«В создавшейся аварийной ситуации экипаж не смог определить истинное пространственное положение самолета по существующим дублирующим приборам. Предпринятые экипажем энергичные действия по предотвращению снижения самолета без вывода из глубокого кренения не смогли предотвратить катастрофу», – говорится в выводах комиссии, расследовавшей происшествие.

Каждый пятый «самолет-убийца» разбился

Век лайнера Ту-104 был недолгим. Всего машины выпускали около пяти лет, в течение которых с заводов вышли 205 Ту-104. Эксплуатировались они около 20 лет. За все это время в происшествиях с данной моделью самолетов погибло около 1137 человек, а разбилось 37 единиц авиатехники.

Причин такого количества происшествий несколько. Во-первых, железная птица была не чисто гражданской продукцией, а отпрыском военного реактивного бомбардировщика Ту-16, который недолюбливали военные пилоты.

Во-вторых, в полете 104-й отличался сложностью управления и недостаточной устойчивостью. Из-за недостаточной механизации крыла взлеты и посадки проходили на высокой скорости.

Еще одной неприятной особенностью самолета стало то, что он мог задирать нос, а затем входить в штопор.

В гражданской авиации прекратили использовать эту модель только после катастрофы в аэропорту Внуково, в которой погибло 119 человек. Во всех авиаотрядах отказались от этой машины.

Но военные еще несколько лет продолжали летать на «самолете-убийце», вплоть до 1981 года – инцидента в городе Пушкине, унесшего жизни практически всего командного состава Тихоокеанского флота. В том происшествии погибло 16 адмиралов и генералов, капитаны 1-го ранга и полковники, в общей сложности 50 человек.

Фото: РИА Новости / Георгий Петрусов; ФедералПресс / Полина Зиновьева, Андрей Гусий