Top.Mail.Ru
Происшествия
Забайкальский край
0

С неба падали люди и обломки самолета: 50 лет назад произошел крупнейший теракт в СССР

До этой трагедии досмотра перед полетом не было
До этой трагедии досмотра перед полетом не было

Ровно 50 лет назад, 18 мая 1973 года, в небе над Читой произошел самый крупный теракт в истории СССР. На борт Ту-104А пронесли бомбу: под угрозой взрыва самолет требовали посадить в Китае. Что произошло на борту в тот день полвека назад и как изменились правила авиационной безопасности после теракта – в материале «ФедералПресс».

Должен был сесть в Чите

Самолет Ту-104А «Аэрофлота» вылетел из московского Домодедово вечером 17 мая. До конечной точки маршрута было несколько посадок: в Челябинске, Новосибирске и Иркутске.

Из Иркутска в Читу самолет вышел около трех часов ночи по московскому времени. Кроме членов экипажа, на борту были 72 пассажира, в том числе четверо детей, двое из которых – младенцы.

В 3:15 рейс 109 набрал высоту девять километров, а через 15 минут запросил у диспетчера разрешение на снижение до 3,9 километра. Еще через четыре минуты командир ВС сообщил о требовании пассажира сменить курс.

ac4cf9149dc1de57522a5cdf5734d7e2.jpg

Практически сразу после этого поступило закодированное сообщение об опасности. Еще через девять секунд самолет пропал с радара и больше не вышел на связь.

Самая страшная находка

Сразу после того, как борт исчез с радаров, на поиски отправились спасатели. Кабину самолета нашли на северном склоне сопки Хундунай. В ней были тела пилотов и милиционера.

Обломки судна и тела пассажиров раскидало в радиусе около семи километров. Участники поисков говорили, что одной из самых страшных находок стали тела матери и младенца: перед гибелью женщина прижала к себе ребенка.

У этой авиакатастрофы даже были свидетели. Работники лесозаготовительного предприятия рассказали следователям, что видели, как с неба падали обломки и люди.

Нашли и тело террориста: у судмедэкспертов ушло много сил и времени на то, чтобы установить личность угонщика самолета.

По останкам судна и состоянию тел стало понятно, что на борту произошел взрыв. В заключении спецкомиссии по расследованию этой авиакатастрофы говорилось о том, что «разрушение самолета произошло в результате взрыва в герметичной части фюзеляжа. Взрыв безоболочного бризантного взрывчатого вещества (тротила) весом 5,5–6 килограммов произошел в районе правого аварийного люка первого салона».

Как пишет Lenta.ru, самолет разорвало на четыре части. Также было установлено, что на борту сработало самодельное взрывное устройство.

Труп террориста следователи установили по имеющимся двум пулевым ранениям. При этом в пистолете миллионера, который находился на борту, отсутствовало два патрона. У тела также отсутствовали кисти рук. По воспоминаниям судмедэксперта Вила Акопова, у террориста вся передняя часть тела, а также органы грудной и брюшной полости, нога и часть ягодицы просто отсутствовали. Голова была сильно деформирована и сплюснута.

Террористом оказался 32-летний житель Грузинской ССР Чингис Юнус-оглы Рзаев. Он купил билет на самолет в Иркутске – последнем промежуточном аэропорту маршрута Москва – Чита.

Рзаев сам разработал взрывное устройство, но топорно: кнопку постоянно надо было держать нажатой, чтобы не произошло взрыва. Навыки подобной работы у мужчины были: он служил в инженерно-саперном армейском подразделении. Известно, что Рзаев несколько раз пытался поступить в МГИМО – при том что не знал иностранных языков и на русском тоже говорил с трудом.

Считается, что у мужчины были проблемы с психикой. Он часто говорил знакомым, что в Китае (тогда недружественная СССР страна) его бы поняли, и там он точно мог бы стать дипломатом.

a296ede39e3ef2ee5e013c3dd53254fd.jpg

Что произошло в самолете перед самым страшным терактом в истории СССР

Видимо, Рзаев вдохновился первым в истории СССР угоном самолета. В 1970 году отец и сын Бразинскасы успешно развернули Ан-24 и вышли в Турции.

Террорист из 1973 года сел на борт в Иркутске. И сразу после того, как самолет набрал высоту, подозвал к себе бортпроводницу и показал бомбу. К Рзаеву вышел бортмеханик и выслушал требования.

Вернувшись в кабину пилотов, бортмеханик передал требования. Экипаж принял решение закрыться в кабине.

Рзаев подошел к двери, чтобы проконтролировать смену курса. Он не знал, что после угона самолета тремя годами ранее на каждый рейс сажали вооруженного милиционера в штатском, главной задачей которого было не допустить несанкционированного пересечения самолетом советской границы.

Когда Рзаев попытался прорваться в кабину пилотов, милиционер Ежиков, который сидел в первом ряду, сделал два выстрела. Второй оказался смертельным, и террорист отпустил кнопку взрывного устройства – бомба была активирована.

Последняя деталь

После того, как расследование завершилось, тела всех погибших в авиакатастрофе кремировали. Разрешения родственников не спросили: тела закрыли в цинковых гробах и самолетами отправили в московский крематорий. Оттуда урны с прахом прибыли обратно в Читу – к родственникам.

Есть свидетельства очевидцев, что родных не пустили даже попрощаться с погибшими. У входов в морги выставили автоматчиков, чтобы не допустить никого из посторонних.

Изменения правил безопасности

Как после угона самолета в 1970-м на борт обязательно стали сажать вооруженных милиционеров, так и после теракта 1973-го в правила авиационной безопасности внесли изменения.

Только после этой трагедии, которая унесла жизни 81 человека, ввели обязательный досмотр багажа в аэропортах. Досматривать стали и всех пассажиров.

Фото: РИА Новости / Юрий Сомов, РИА Новости / С. Крячко, Zamir Usmanov / Russian Look / globallookpress.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.