Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Осенний марафон: кто из российских губернаторов устоял в сезонной ротации

Редакция «ФедералПресс» / Алена Людвиг
Россия
22 НОЯБРЯ, 2023

Политические и экономические риски, внутриэлитные конфликты, коррупционные дела – это лишь часть факторов, влияющих на политическую устойчивость губернаторов. Кто из глав регионов по итогам 2023 года удержался на своем посту, а кто нет, и почему – в обзоре рейтинга политической устойчивости компании «Минченко консалтинг» и «ФедералПресс».

Ситуация на политическом рынке губернаторов

В сентябре 2023 года прямые выборы губернаторов прошли в 21 регионе. Все действующие губернаторы, а также врио сохранили свои посты. Из них только двое глав регионов избирались от КПРФ, все остальные – от «Единой России». Самовыдвиженцев на минувших выборах не оказалось.

В настоящее время в России действуют 89 высших должностных лиц (ВДЛ), возглавляющих регионы, среди них губернатор Севастополя и глава Республики Крым. В числе новых субъектов: ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области.

В настоящее время в России действует 8 федеральных округов.

В Центральном федеральном округе (ЦФО) абсолютное лидерство удерживает мэр Москвы Сергей Собянин, по результатам рейтинга «Госсовет 2.0».

На втором месте – глава Подмосковья Андрей Воробьев, кампания которого номинирована на политическую премию Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Гамбургский счет» как лучшая кампания действующего губернатора.

Оба политика в статусе ВДЛ считаются членами федеральной элиты и уверенно переизбрались на очередной срок полномочий. Тройку лидеров среди глав ЦФО замыкает губернатор Тульской области, бывший адъютант Владимира Путина – Алексей Дюмин.

Победа на региональных выборах 2023 года укрепила позиции Василия Анохина (Смоленская область), судьба которого сейчас неясна, Станислава Воскресенского (Ивановская область) и Андрея Клычкова (Орловская область), которые переместились в зону высокой политической устойчивости рейтинга «Госсовет 2.0».

Отмечается, что Андрей Клычков входит в число возможных кандидатов от партии КПРФ на президентских выборах в марте 2024 года.

В Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) политические позиции губернаторов остаются практически неизменными. В зоне «вылета» продолжает оставаться глава Республики Коми Владимир Уйба, который «пока не сумел выстроить антикризисный менеджмент после череды публичных скандалов».

Особое внимание приковано к Санкт-Петербургу, где осенью 2024 года Александру Беглову предстоят новые губернаторские выборы. Ситуация в Северной столице во многом будет отражать динамику политических процессов в самом Кремле, учитывая статус города федерального значения и пересечение интересов нескольких федеральных групп влияния. Отмечается, что избрание Беглова в 2019 году оказалось не самой простой задачей для политадминистраторов.

В Южном федеральном округе (ЮФО) группа лидеров остается неизменной. В ней глава Севастополя Михаил Развожаев, глава Крыма Сергей Аксенов и губернатор Ростовской области Василий Голубев. Аналитики отмечают рост политической устойчивости главы Калмыкии Бату Хасикова, которому удалось купировать внутриэлитные конфликты и добиться высоких результатов «Единой России» на выборах в Народный Хурал. Его кампания номинирована на «Гамбургский счет» как «лучшая кампания партии власти в региональное законодательное собрание».

В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) абсолютным лидером политической устойчивости по-прежнему оказывается глава Чечни Рамзан Кадыров. В «зеленую» зону политустойчивости перешел губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров благодаря расширению крупных туристических проектов в регионе.

Ситуация в Дагестане, где беспорядки в аэропорту Махачкалы стали индикатором проблем политического контроля над социальными процессами региона, остается сложной. Здесь также не решена проблема перебоев электро- и теплоснабжения. В зоне риска – глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.

В Приволжском федеральном округе (ПФО) аналитики говорят о ключевом изменении, так как из зоны высокой политической устойчивости вышел губернатор Самарской области Дмитрий Азаров после возбуждения уголовного дела против врио главы областного правительства и врио министра строительства. При этом в «зеленую» зону перешел глава Пермского края Дмитрий Махонин, укрепивший позиции после визита в регион Владимира Путина и масштабной реновации Перми в честь 300-летнего юбилея столицы Прикамья.

Ситуация в Уральском федеральном округе (УрФО) не претерпела существенных изменений. Все региональные главы демонстрируют высокие показатели политустойчивости либо за счет политической поддержки, либо за счет крупных инфраструктурных проектов. Более того, уральские регионы – бенефициары наращивания промышленного производства в секторе военно-промышленного комплекса. На Урале свои посты удерживают губернаторы-старожилы Евгений Куйвашев (Свердловская область) и Наталья Комарова (ХМАО), из-за чего интрига относительно дальнейших перспектив политиков неизбежно нарастает.

Губернаторы Сибирского федерального округа (СФО) существенно укрепили свои позиции после ЕДГ-2023, утверждают аналитики. Глава Хакасии Валентин Коновалов переизбрался на пост республиканского главы и впервые за многие годы покинул «красную» зону рейтинга политустойчивости. Также выросли позиции губернатора Новосибирской области Андрея Травникова и главы Алтайского края Виктора Томенко после переизбрания на второй срок полномочий.

Однако в данных регионах все еще наблюдается тлеющий конфликт с местными элитными группами. Убедительная победа «Единой России» на выборах в заксобрание Иркутской области стала следствием снижения внутриэлитных противоречий в регионе и эффективного политического менеджмента Игоря Кобзева. Это позволило главе Приангарья переместиться в «зеленую» зону рейтинга, а также получить региональной ЕР номинацию на «Гамбургский счет» как лучшей кампании партии власти по выборам в ЗС.

В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) на политустойчивость глав регионов повлиял поворот на Восток. Речь идет об особом внимании федерального центра к развитию торговли и логистических коридоров с азиатскими странами, ведущий к расширению экономического потенциала ДФО. Наращивание экономической активности руководители стремятся конвертировать в рост политических котировок.

Если до ЕДГ-2023 лишь пять глав ДФО находились в «зеленой» зоне, то теперь их стало сразу девять. Губернатор Приморья Олег Кожемяко и глава Чукотки Владислав Кузнецов упрочили позиции за счет победы на региональных выборах. Губернатор Забайкальского края Александр Осипов укрепился за счет уверенной кампании по выборам в региональное заксобрание, где «Единая Россия» существенно улучшила свой результат, несмотря на негативные прогнозы. Кожемяко – претендент на звание «губернатора года» по версии «Гамбургского счета», а забайкальская кампания в ЗС также вошла в шорт-лист.

В рейтинг политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0» пока не вошли главы ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. В настоящий момент ведется работа над формированием панели экспертов по новым регионам и уточнение методологии оценок.

Какие прогнозы в отношении губернаторов оправдались

Интригой нового политического цикла накануне президентских выборов станет кадровый вопрос. На рейтинг губернаторов влияют множество факторов, в том числе ситуация в новых регионах и мобилизация.

Как писал ранее «ФедералПресс», сезонный губернаторопад происходит по одному и тому же сценарию – заранее составляются списки глав субъектов и на их основе производятся ротации. По словам аналитиков, существуют две концепции смены глав регионов: слабых губернаторов с невысоким рейтингом заменяют перед президентскими выборами, либо проводит зачистки после них, чтобы не ослаблять вертикаль власти.

Несмотря на прогнозы и предположения в сезонный губернаторопад вмешивается фактор Х. В марте 2023 года ушел в отставку глава Чукотки Роман Копин. Его сменил Владислав Кузнецов, ранее занимавший пост заместителя председателя правительства ЛНР.

Также в марте губернатора Смоленской области Алексея Островского на посту сменил Василий Анохин. Замена члена ЛДПР Островского на сотрудника аппарата правительства РФ Василия Анохина оказалась менее ожидаемой.

Третьим в весенней ротации стал омский губернатор-справедливоросс Александр Бурков. Врио губернатора тогда был назначен Виталий Хоценко, занимавший должность председателя правительства ДНР.

Ранее в публикации «ФедералПресс» аналитики прогнозировали, что губернаторопад может растянуться на осень 2023-го и весну будущего года.

Так, в конце октября произошла отставка главы Вологодской области Олега Кувшинникова. Вместо него был назначен Георгий Филимонов, который ранее занимал должность вице-губернатора Подмосковья и работал в администрации президента.

Фейком оказались отставка губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. В начале ноября в телеграм-каналах со ссылкой на неназванные источники прошла информация, что он может уйти в отставку в ближайшие две-три недели. Но слухи не подтвердились.

В настоящее время неясной остается ситуация в Самарской области. Как писал «ФедералПресс», в ноябре в здании правительства Самарской области прошли обыски по делу о превышении должностных полномочий.

Во вторник, 21 ноября, Коммерсант распространил информацию о том, что вместо губернатора Дмитрия Азарова якобы назначен исполняющий обязанности Юрий Рожин, как следует из документов на портале правовой информации. Однако неофициально в кулуарах отмечают, что Азарова никто не снимал: глава региона находится в длительной командировке (он поехал в город-побратим Снежное в ДНР), в связи с чем возникла необходимость назначения и.о.

Кроме того, назначена и. о. председателя правительства Самарской области – Наталья Катина. В правительстве региона кадровые назначения не комментируют.

Аналитики заявляют, что к 2023 году ключевым «поставщиком» новых глав регионов стал федеральный центр. Чаще всего это позиции заместителя федерального министра или чиновника президентской администрации.

На данный момент лишь 12 губернаторов могут считаться выходцами из региональной исполнительной или законодательной власти. Это радикальное сокращение представительства привело к тому, что «впервые с 2022 года в корпусе глав регионов стало больше выходцев из частного бизнеса, чем аппаратчиков властных ведомств субъектов РФ».

Политический контекст выборов 2024 года

Региональные выборы 2023 года стали своеобразной репетицией перед президентскими выборами 2024 года. Аналитики отмечают, что для Кремля они прошли так же управляемо, как и в 2022 году. По их мнению, негативные социальные эффекты от частичной мобилизации за год успели минимизироваться. Это повлияло на высокие результаты кандидатов от власти с использованием проверенных технологий мобилизации лояльного электората.

Все кандидаты от власти набрали более 70 % голосов. В целом оппозиционные кандидаты (без учета действующих губернаторов от оппозиции) выступили на губернаторских выборах менее успешно, чем обычно. Порог в 10 % голосов сумели преодолеть лишь 8 политиков.

Примечательно, что наибольшую поддержку среди парламентской оппозиции получили кандидаты ЛДПР, поскольку никто из представителей КПРФ не сумел получить существенно больше 10 % голосов избирателей. Коммунисты не смогли показать высоких результатов даже в тех регионах, где исторически имели большое влияние (Иркутская, Ульяновская, Ивановская области и др.).

На президентских выборах 2024 года федеральному центру остается лишь экстраполировать зарекомендовавший себя электоральный инструментарий в масштабах всей страны. И здесь ключевая ответственность ляжет именно на губернаторов, многие из которых одновременно возглавляют региональные отделения «Единой России».

Эксперты выделяют следующие факторы, которые будут влиять на региональную политику до президентских выборов:

  1. Экономические факторы. Рост цен, колебания национальной валюты.
  2. Психологические факторы. Тревожность и апатия.
  3. Усиление внутрирегиональной вертикали. Новый законопроект о праве губернаторов отправлять в отставку мэров после выговора.
  4. Выставка на ВДНХ как возможность для пиара регионального позиционирования.
  5. Лоббистская борьба губернаторов за возможность встроиться в федеральную кампанию со своей собственной повесткой.

«ФедералПресс» ранее писал, кто и за что ответственный в регионах за 150 дней до выборов президента.

Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов, Екатерина Ломакина, Герман Парло