Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Иркутская область
6 ДЕКАБРЯ, 2023
26 лет назад – 6 декабря 1997 года неуправляемый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» практически сразу после взлета упал на жилой район. В результате авиакатастрофы погибли 72 человека. Среди них были 14 детей – воспитанники детского дома и те, кто жили в доме № 45 на Гражданской улице. Вспомним, как произошла трагедия, точную причину которой выясняют до сих пор.
Ан-124 «Руслан» – тяжелый транспортный перевозчик грузоподъемностью 120 тонн. Он был выпущен в 1985 году и изначально эксплуатировался авиакомпанией «Аэрофлот». 14 февраля 1988 года был передан ВВС СССР. Авиасудно было оснащено четырьмя двухконтурными трехвальными турбореактивными двигателями Д-18Т производства Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс». На день катастрофы самолет совершил 576 циклов «взлет-посадка» и налетал 1034 часа.
В тот роковой день – 6 декабря самолет должен был вылететь с аэродрома Иркутского авиационного завода для перевозки во Вьетнам двух собранных здесь истребителей Су-27. Кроме экипажа из 9 человек, на борту самолета находились еще 14 пассажиров.
По словам специалистов, метеоусловия в тот день были благоприятные: штиль, мороз –20 градусов и видимость 3 тысячи метров. Как говорится, лучше и не придумаешь. При этом самолетом управлял довольно опытный экипаж.
В 14:42 по местному времени Ан-124 постепенно набирает скорость и бежит по взлетной полосе, отрывается от земли, а дальше... глохнет третий двигатель. Прерывать полет уже поздно, поскольку точка так называемого «времени принятия решения» осталась далеко позади.
Шесть секунд спустя на высоте 22 метра останавливается второй двигатель. И почти сразу же первый. Экипаж успевает сообщить диспетчеру об отказах двух левых движков. Владимир Федоров приказывает подчиненным перезапустить хотя бы один из них… и на этом связь прерывается.
Самолет, идущий на одном двигателе, резко заваливается влево. Авиалайнер задевает крылом деревянный двухэтажный дом, разворачивается и врезается в кирпичную пятиэтажку, зацепив расположенный рядом детский дом. С момента отрыва Ан-124 от взлетной полосы и до крушения проходит всего 35 секунд. Один из жильцов того района вспоминал, что самолет упал в полной, оглушающей тишине.
В итоге 1,5 тысячи тонн авиационного керосина мгновенно воспламеняются, огонь охватывает жилую пятиэтажку и стоящие неподалеку деревянные дома. Пожарные расчеты прибыли практически сразу, но спасти из пламени удалось далеко не всех.
Спасатели работали без отдыха и сна. В ночь на 7 декабря в столицу Приангарья прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по ЧС Сергей Шойгу, а также оперативная группа МЧС. К утру пожар удалось потушить, начались работы по извлечению из-под обломков и опознанию тел погибших.
Хвост авиалайнера опирался на жилой дом. На следующий день после авиакатастрофы было принято решение уронить хвост самолета на землю. Вечером из Москвы вылетела группа подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены домов. Впоследствии то, что осталось от дома, разрушили обычными способами.
Для установления точных причин авиакатастрофы была создана экспертная комиссия. К сожалению, записи переговоров с двух бортовых самописцев извлечь не удалось. Они были сильно повреждены в результате пожара. Комиссия провела большую работу, однако точно установить причину последовательного отказа двигателей не смогла.
Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше, чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера.
Одна из версий крушения была выдвинута летчиком-испытателем Александром Акименковым. Он заявлял, что отказ двигателей мог произойти из-за звонка по китайскому радиотелефону пассажира. В результате мог произойти сбой электроники самолета и, как следствие, отказ двигателей.
Спустя годы – в 2014 году экс-начальник службы безопасности полетов ВВС РФ, член комиссии по расследованию авиапроисшествий с воздушными судами и генерал-майор авиации Борис Туманов в одном из интервью отметил, что причиной катастрофы стал отказ трех двигателей в результате помпажа, вызванного их конструктивным дефектом – низкой газодинамической устойчивостью. По его словам, первый двигатель отказал через 6 секунд после взлета, второй – спустя еще 6 секунд, а через 2 секунды перестал работать и третий двигатель.
Семьи, которые потеряли в той авиакатастрофе кормильцев, получили от правительства единовременную материальную помощь в 20 минимальных заработных плат – порядка 1,7 миллиона рублей. Тем, кто стал инвалидом, не достигнув совершеннолетия, выдали компенсацию. Каждый пострадавший получил выплату за материальный ущерб. Всем, кто потерял родных и близких в катастрофе, деньги перечислялись в течение 1998 года. Оставшимся без крова была выделена 71 квартира.
Эта авиакатастрофа в Иркутске стала одной из главных в истории современной России и крупнейшей по масштабу разрушений и жертв с данным типом самолетов.
Сразу после авиакатастрофы дом № 45 по улице Гражданской, на который пришелся основной удар самолета, а также еще четыре деревянных многоквартирных барака было решено снести. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова.
В октябре 1999 года храм распахнул свои двери для прихожан. В фундамент храма заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в авиакатастрофе близких. Рядом с церковью установлен мемориал, где в камне увековечены имена всех погибших. Украшают мемориал 72 хромированных подсвечника, именно столько человек погибло в той авиакатастрофе.
Детский дом, тоже пострадавший в результате ЧП, был реконструирован в 1999 году. Место катастрофы стало одним из духовных центров городка авиастроителей, ежегодно в день памяти трагедии здесь проходят митинги и литургии.
Рекомендуем почитать материал, где «ФедералПресс» разобрался, в чем причина постоянных авиакатастроф в России.
Фото: РИА Новости / Александр Макаров