Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Послание-2024: как будет развиваться экономика России в ближайшем будущем

Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Москва
29 ФЕВРАЛЯ, 2024

Экономика России растет быстрее, чем среднемировой показатель. Такую динамику обеспечили, прежде всего, внутренние возможности. Заявив о гибкости и устойчивости экономики, президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию указал вектор ее развития на ближайшие шесть лет. Учитывая, что выступление проходило накануне президентских выборов, озвученные в нем тезисы и предложения, вероятнее всего, можно воспринимать как ключевые элементы избирательной программы действующего главы государства. Каким же будет экономическое будущее России? «ФедералПресс» проанализировал тезисы вместе с экспертами.

G7 позади

Объем ВВП России за 2023 год в текущих ценах превысил 171 трлн рублей, что на 3,6 % больше, чем в 2022 году, индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам 2022 года составил 106,3 %. Как заметил Владимир Путин, по показателю ВВП Россия опередила страны «большой семерки». По его словам, огромную роль в этом сыграл фундаментальный запас прочности, созданный за последние годы.

«В прошлом году экономика России росла темпами выше мировой. По этому показателю мы опередили не только ведущие страны Евросоюза, но и все государства так называемой «большой семерки». <...> Огромную роль в этом сыграл фундаментальный запас прочности, который был сделан за последние десятилетия. Сегодня доля несырьевых отраслей в структуре роста уверенно превышает 90 %, то есть экономика становится более сложной, технологичной, а значит, гораздо более устойчивой. Сегодня Россия – крупнейшая экономика Европы по размеру валового внутреннего продукта, по паритету покупательной способности и пятая в мире. Темпы и, главное, качество роста позволяют надеяться и даже утверждать, что уже в ближайшей перспективе мы сможем сделать еще один шаг вперед: войдем в четверку крупнейших экономических держав мира», – подчеркнул Путин.

Глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин напомнил в связи с этим, что по расчетам ВВП по паритету покупательной способности Россия еще два года назад заняла пятую строчку в мире после Китая, США, Индии и Японии, обойдя, в частности, ФРГ.

«В 2023 году экономика России выросла на 3,6 %, что превысило среднемировые темпы увеличения ВВП. Если такие темпы сохранятся, то, полагаю, до 2030 года мы сможем войти в четверку крупнейших экономик мира. Для этого важно сохранить динамику промышленного производства, поддерживать малый и средний бизнес, осваивать технологические инновационные решения, заниматься подготовкой кадров для приоритетных отраслей», – сказал он.

Для достижения целей укрепления собственного экономического потенциала и противостояния глобальным вызовам и западным ограничениям Россия объединяет усилия мирового большинства, создает новую глобальную финансовую и экономическую архитектуру совместно с дружественными государствами.

«Так, уже в 2028 году страны БРИКС, с учетом государств, которые недавно стали членами этого объединения, будут создавать около 37 % глобального ВВП, тогда как показатель «группы семи» опустится ниже 28 %. Эти цифры очень убедительные, ведь еще 10–15 лет назад ситуация была совершенно другой. <...> Доля в мировом ВВП по паритету покупательной способности «большой семерки» в 1992 году была 45,7 %, а БРИКС, даже без учета расширения (в 1992 году этой организации не было, но страны БРИКС) – только 16,5 %, а в 2022-м уже «семерка» – 30,3 %, а БРИКС – 31,5 %. К 2028 году ситуация еще больше поменяется в сторону БРИКС – будет 36,6 %, для «семерки» прогноз на 2028 году – 27,8 %», – заявил президент РФ.

Елена Зуева, доцент НИУ ВШЭ Пермь, комментируя «ФедералПресс» возрастание доли стран БРИКС в мировом ВВП, пояснила, что это вполне логичный экономический тренд.

«Создаются новые эффективные и безопасные логистические коридоры (отмечу, что при изменении структуры внешнеэкономической деятельности это одна из важнейших задач). Создается новая глобальная финансовая архитектура, свободная от политического вмешательства. Конечно, это сложнейшая работа, но перспективы ее однозначно положительные, – сказала она.

По словам Путина, экономический рост должен прямо конвертироваться в рост доходов граждан: «В ближайшие шесть лет доля зарплат в ВПП страны должна возрасти. С опережением инфляции и темпов роста средней зарплаты по экономике мы индексируем минимальный размер оплаты труда. Начиная с 2020 года МРОТ вырос в 1,5 раза – с 12 тыс. до 19 тыс. рублей в месяц. К 2030 году МРОТ должен увеличиться еще почти вдвое – до 35 тыс., что, безусловно, отразится на размере социальных пособий, зарплат в бюджетной сфере и в отраслях экономики».

В связи с этим Елена Зуева отметила важность заявления президента о дальнейшей поддержке семей с детьми, что крайне необходимо для решения демографических проблем.

«Очень значимо снижение в РФ числа тех, кто живет за чертой бедности, сейчас эта цифра составляет 13,5 млн человек (в 2000 году было 42 млн)», – заметила она.

Заявив о том, что проблема бедности в стране по-прежнему является довольно острой, Владимир Путин подчеркнул, что уже многое делается для улучшения благосостояния граждан и снижения уровня бедности к 2030 году до менее чем 7 %, а среди многодетных семей – вдвое до 12 %. Так, с 2025-го до конца 2030 года 39 регионам, в которых в 2022-м суммарный коэффициент рождаемости был ниже среднероссийского, будет направлено не менее 75 млрд рублей для наращивания программы поддержки семей. Будет расти объем строительства жилья. Предлагается удвоить (до 2800 рублей в месяц) налоговый вычет на второго ребенка и до 6000 рублей в месяц – на третьего и каждого последующего ребенка, повысив размер годового дохода для вычета с 350 до 450 тыс. рублей, а также продлить действие программы материнского капитала, как минимум, до 2030 года.

К сильной экономике через демографию и семью

Директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович в комментарии «ФедералПресс» главным в выступлении президента с точки зрения экономической части выделил именно вопросы улучшения благосостояния граждан.

«Красной нитью в нем проходило улучшение жизни и благосостояния людей за счет принципиального роста финансирования вложений в человеческий капитал и акцентированное улучшение технологического развития с выходом до 2030 года на технологический суверенитет. А также фактически переход от экономического роста к экономическому развитию, где в центре стоит человек и домашнее хозяйство. Не экономика в принципе, хотя это тоже важнейшая часть, но главное, для чего развивается экономика – именно для человека», – отметил он.

Георгий Остапкович также обратил внимание на то, что президент начал свою экономическую часть программы в выступлении именно с решения демографических проблем.

«Это главная, как он сказал, стратегия развития, направленная на устойчивый рост рождаемости. То есть человек стоит во главе всех тех экономических событий, которые у нас будут происходить до 2030 года. И в первую очередь это увеличение вложений в человеческий капитал. В своем выступлении президент фактически снял проблему пролонгации льготной ипотеки. Это очень будоражило экономику, когда ходили слухи, что в июле месяце закончится действие льготной ипотеки. Президент прямо заявил, что ипотека льготная будет продлена до 2030 года. Это не только помощь населению, особенно низкодоходному, но и помощь экономике, в частности, строительному комплексу. То есть будут и покрываться проблемы людей, и будет расти экономика за счет льготного финансирования жилищного строительства. Плюс огромные средства, огромные с точки зрения нашего бюджета, вкладываются в усиление и в рост материнского капитала. Все эти суммы, мало того, что они увеличиваются, они продлеваются как минимум до 2030 года», – отметил экономист.

Региональный акцент

Остановившись отдельно на вопросах регионального развития, Владимир Путин предложил снизить долговую нагрузку субъектов Российской Федерации, списав две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам, что позволит им сохранить порядка 200 млрд рублей ежегодно в 2025–2028 годах – эти деньги должны будут пойти на поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов. Расширение запущенной в 2021 году программы инфраструктурных бюджетных кредитов с 500 млрд до 1 трлн рублей с сохранением их выдачи региону под 3 % годовых на срок до 15 лет станет еще одним эффективным инструментом для развития.

«Эти кредиты не списываются, но в текущем году субъекты Федерации начнут гасить эти долги. И средства, которые возвращаются в федеральный бюджет, предлагаю вновь вкладывать в развитие регионов, направлять их на выдачу новых инфраструктурных бюджетных кредитов, а в целом начиная с 2025 года будем наращивать портфель инфраструктурных кредитов субъектам Федерации не менее чем на 250 млрд рублей ежегодно», – сказал президент.

«Снижение долговой нагрузки субъектов РФ и списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам – это вклад федерального центра в региональное развитие. Президент во время оглашения послания уделил большое внимание вопросу социально-экономической устойчивости регионов. Он несколько раз делал на этом акцент и сфокусировался на том, что важно обеспечить равномерное региональное развитие. Принятые решения по финансовой поддержке субъектов федерации – это, с одной стороны, про поддержку экономического развития регионов. И, с другой стороны, поддержка экономики неизбежно влечет за собой развитие человеческого капитала. Как смогут поступить регионы с той частью средств, которая должна была пойти на закрытие кредитных обязательств? Направить ее на те статьи расходов, которые напрямую связаны с повышением качества жизни граждан. Вопросы экономики в контексте регионального развития – это фактически всегда сюжет про влияние принимаемых решений на уровень жизни в субъекте страны. Когда списывают часть задолженности по бюджетным кредитам, стимулируют освобождение средств на задачи по повестке развития. Поскольку в центре президентской политики находится человек, его потребности и интересы, – эти задачи напрямую касаются именно человека, направлены на его благополучие», – отметила в комментарии «ФедералПресс» Дарья Кислицына, руководитель департамента по работе с регионами ЭИСИ, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре.

«250 млрд рублей будет выделено на инфраструктурные бюджетные кредиты. 2/3 бюджетных кредитов будет списано регионам. И 60 млрд пойдет на поддержку регионов с низкой бюджетной обеспеченностью. Это шанс для регионов поправить свои дела. Этим шансом нудно уметь пользоваться, поэтому многое будет зависеть от того, как управляет регионом команда и губернатор. Здесь президент не может решить за них, может только помогать. Понятно, что важной является фиксация основных налоговых параметров до 2030 года. То есть правила игры останутся неизменными, и можно на этом основании планировать вдолгую стратегические решения. Предоставят больше возможностей при расходовании средств на нацпроекты. Нацпроекты всегда обеспечены федеральными деньгами. И это большая возможность для регионов по развитию инфраструктуры, социальной сферы, это действенная мера поддержки», – прокомментировала «ФедералПресс» Алена Август, политконсультант, член РАСО.

Она также обратила внимание на тезисы президента о помощи 200 малым городам России с разработкой мастер-плана для каждого из них.

«Значит, этим городам будет уделено особое внимание. Действительно, у нас есть некий перекос в том, что большие города и региональные центры и так неплохо себя чувствуют и развиваются, и к ним особое внимание всегда, а вот малые города его недополучали. Сейчас эта проблема будет исправлена. В целом программа развития охватит более 2000 населенных пунктов. И надо помнить, что Россия – это не только региональные центры, это огромное количество интереснейших городов, которым тоже нужно развитие, – заметила эксперт. – Мне кажется, регионы получают карт-бланш для решения огромного количества своих проблем. И нужно только этим правильно воспользоваться».

Новые меры господдержки сделают к 2030 году все российские регионы экономически более самодостаточными, считают эксперты.

«Не зря президент говорит об экономической самостоятельности и самодостаточности, потому что вечно федеральный центр кормить деньгами регионы не может. Все деньги, которые выделяются, должны идти на решение конкретных вопросов, которые региону сложно решить одномоментно самому и которые тормозят развитие. Если же эти деньги потрачены правльно и вовремя, то у региона есть возможность для рывка. Мы видим, что многие регионы этим грамотно пользуются. То, что сегодня было озвучено президентом, для регионов должно стать просто руководством к действию и бизнес-планом по развитию своего региона», – подчеркнула Алена Август.

Промышленное «меню»

Говоря об открытии в России сотен заводов и фабрик, Владимир Путин сказал, что в предстоящие шесть лет запланирован рост уровня валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности не менее чем на 40 % по сравнению с 2022 годом.

«Мы уже сформировали своего рода промышленное «меню». Компании, реализующие индустриальные проекты, могут выбрать оптимальные меры поддержки, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, специальные инвестконтракты, кластерную инвестиционную платформу и так далее», – сказал он.

Планы по дополнительному выделению 120 млрд рублей на субсидии компаниям для проведения НИОКРов и расширение промышленной ипотеки позволят построить и модернизировать еще свыше 10 млн квадратных метров производственных площадей, тогда как сейчас ежегодно строится около 4 млн квадратных метров. Для поддержки высокотехнологичных проектов предполагается удвоить – до 300 млрд рублей – капитал Фонд развития промышленности, выделить порядка 200 млрд рублей на субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции в рамках кластерной инвестиционной платформы.

Сейчас в России отмечается хорошая динамика роста инвестиций в ключевых отраслях экономики, а через шесть лет они должны прибавить еще 70 %.

«Темп роста инвестиций накопленным итогом в 2021 году составил 8,6 %, а план был – 4,5. В 2022 году – 15,9 % при плане 9,5. А за девять месяцев прошлого года при плане на год 15,1 % прирост составил 26,6 %», – заметил Путин.

Эксперты согласны с главой государства в том, что обеспечить приток капитала в реальный сектор экономики, в том числе через механизмы проектного и акционерного финансирования, должны банковская система и фондовый рынок («его капитализация к 2030 году должна удвоиться по сравнению с нынешним уровнем и составить 66 % ВВП»). И то, что Путин в своем выступлении призвал ускорить запуск этого механизма, включая компенсацию затрат на размещение ценных бумаг, говорит об особом контроле над данным процессом на самых верхах.

«Принципиальное требование: отечественный бизнес должен работать в российской юрисдикции, не выводить средства за рубеж, где, как оказалось, можно все потерять. <…> Вкладывать ресурсы нужно в Россию, в регионы, в развитие компаний, в подготовку кадров. Самая надежная защита активов, капиталов российского бизнеса – наша сильная, суверенная страна», – заявил Владимир Путин.

Гарантии для бизнеса

Отмечая вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики России, президент РФ обратил внимание на появление сотен новых отечественных брендов. Количество зарегистрированных в стране новых компаний в этой сфере в 2023 году достигло 1,2 млн и стало самым высоким за последние пять лет. Теперь стоят задачи по повышению эффективности и качественных показателей такого предпринимательства.

В ответ на отказ предпринимателей от искусственного дробления бизнеса и переход к «цивилизованной работе в белую» Путин обещает им существенную поддержку. В частности, он поручил правительству совместно с парламентариями провести амнистию без штрафных санкций в отношении таких компаний, разработать механизм плавного увеличения со следующего года налоговой нагрузки для компаний, переходящих с «упрощенки» на общий порядок налогообложения, отказаться с 1 января 2025 года от временных мораториев на проверки бизнеса, заменив их на законодательном уровне риск-ориентированным подходом и профилактическими мерами, а также предоставить некрупному бизнесу право оформления один раз в пять лет кредитных каникул на полугодовой срок без ухудшения кредитной истории.

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин в беседе в «ФедералПресс» положительно оценил прозвучавшие предложения.

«ТПП РФ последовательно выступала за полную отмену проверок бизнеса, поскольку в полной мере заработал инициированный правительством риск-ориентированный подход. Поэтому приветствуем слова президента РФ о том, что нужно отказаться от практики проверок, заменив их, где это возможно, профилактическими мероприятиями Также поддерживаем решение о том, что некрупный бизнес сможет раз в пять лет брать кредитные каникулы на полгода без ухудшения кредитной истории, – отметил Сергей Катырин. – Важно будет донести тезис о сохранении кредитной истории до всех банков, а также предусмотреть возможность обжалования решений о невыдаче финансирования предприятиям, которые ранее использовали каникулы. Кроме того, президент РФ поручил проработать амнистию некрупных компаний, которые использовали дробление бизнеса для ухода от налогов. ТПП РФ представит свои предложения по данному вопросу. В частности, будем дополнительно рекомендовать прекратить уже находящиеся в производстве дела. В целом считаем, что данная мера позволит существенно обелить российский бизнес, а это обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджет. При этом важно не повышать налоговую нагрузку на предпринимателей и зафиксировать действующие нормы Налогового кодекса на 5 лет. В настоящий момент, по подсчетам экспертов ТПП РФ, поправки в Налоговый кодекс вносятся в среднем раз в 13 дней», – сказал он.

Лариса Науменко, директор московского офиса CPO Group (ЦПО Групп), эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО «ОПОРЫ РОССИИ», в свою очередь, в комментарии «ФедералПресс» заявила:

«За последние годы риск-ориентированный подход действительно себя зарекомендовал с положительной стороны. Полагаю, что бизнес будет готов к отмене моратория при соблюдении следующих условий. Широкое распространение получат профилактические меры, они будут понятны и прозрачны для бизнеса. Риск-ориентированный подход будет четко закреплен на законодательном уровне. Административные и экономические издержки от проводимых проверок будут носить разумный характер. Ранее аналитики Центра стратегических разработок отмечали, что в связи с мораторием почти в 10 раз сократились суммарные издержки бизнеса и социальной сферы в 2022 году по сравнению с 2019 годом – с 336 млрд рублей до 35 млрд рублей. При этом издержки бизнеса сократились с 229 до 22 млрд рублей соответственно. Поэтому самое главное, чтобы отмена моратория не повлекла вновь значительные издержки для бизнеса».

В целом оценивая озвученные в послании президента меры поддержки для бизнеса, глава ТПП России Сергей Катырин предложил включить помощь семейному бизнесу в новый нацпроект «Семья», который анонсировал Владимир Путин.

«Считаем важным включить меры поддержки семейного бизнеса в новый нацпроект. Для этого необходимо предварительно узаконить само понятие «семейное предприятие» на федеральном уровне», – сказал Катырин.

По его словам, ТПП РФ готова предложить специальные федеральные и региональные программы льготной поддержки для начала и развития семейного бизнеса.

«Это повысит заинтересованность в развитии семейного дела в регионах. Более того, данная мера даст толчок в развитии института наставничества, откроет возможность получения преференций при поступлении в вузы по профилю семейного бизнеса», – добавил он, напомнив, что на региональном уровне понятие «семейное предпринимательство» закреплено уже в 8 субъектах: Нижегородской, Рязанской, Владимирской, Тамбовской, Кировской областях, Республике Башкортостан, Камчатском крае, Республике Саха (Якутия).

По данным ТПП РФ, порядка 74 % малого и среднего бизнеса в России составляют именно семейные компании.

***

Как подчеркнул Владимир Путин, главный результат озвученных программ будет измеряться не тоннами, километрами и суммами потраченных денег, а уровнем улучшения жизни людей. От того, насколько оперативно и эффективно будут реагировать центральные и региональные власти на решение поставленных президентом в послании задач, зависит то, как будет развиваться Россия, а значит, и и будущее ее граждан. Только так Россия в ближайшем будущем сможет не просто еще больше укрепить экономический суверенитет, но и выйти в мировые лидеры.

Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ru