Редакция «ФедералПресс» / Александр Переверзев
Удмуртская республика
22 НОЯБРЯ, 2024
«Меня драйвит. Состояние такое же, как в 2017 году. Новая перезагрузка!» – так недавно описал свое настроение глава Удмуртии. Между тем ряд федеральных телеграм-каналов в очередной раз «отправляют» его в отставку: якобы Александр Бречалов подыскивает себе работу в Москве. Тем более что в этом году республику покинул его ближайший соратник и друг Ярослав Семенов, с которым он вместе начинал свой путь в Удмуртии. Политическую ситуацию в республике, достижения и провалы Бречалова, а также его новый кадровый подход к формированию команды «ФедералПресс» обсудил с политэкспертами.
За семь лет практически полностью сменилась команда Александра Бречалова, которая зашла с ним в Удмуртию в 2017 году. Тогда в правительстве республики большинство кресел заняли управленцы из других регионов: почти все вице-премьеры и много министров были неместными. На сегодня от той команды практически никого не осталось. Одним из последних могикан – «варягов» и ближайшим соратником Бречалова был Ярослав Семенов, который руководил правительством региона. Однако в июле 2024 года он покинул эту должность (что стало неожиданным для многих в Удмуртии), возглавив Военно-строительную компанию при Минобороны РФ. Фактически среди топ-управленцев, которых в свое время позвал в республику Бречалов, остался лишь вице-премьер Роман Ефимов, курирующий финансовый блок.
Политолог, член экспертного клуба «Дигория» Евгений Кисляков напоминает, что назначенный в 2017 году и. о. главы Удмуртии и затем избравшийся на эту должность Александр Бречалов представлял группу губернаторов «новой волны».
«Это и новый стиль коммуникации, и повсеместное проектное управление, и поддержка федерального центра. Поэтому после Александра Волкова и Александра Соловьева Бречалов стал глотком свежего воздуха. Позитива добавлял и его федеральный бэкграунд в виде руководства Общественной палатой РФ, «Опорой России», и регулярное появление на площадке ОНФ вместе с Владимиром Путиным», – говорит Евгений Кисляков.
По его словам, свою команду Александр Бречалов собирал из разных направлений, однако какого-то управленческого костяка из нее не сложилось. Потому что многие очевидно ожидали, что приезд в Удмуртию станет командировкой, во время которой надо показать результат и вернуться обратно в Москву на высокую должность.
«Это очень явная стратегия многих команд того периода: ожидать каких-то обратных назначений на федеральный уровень. Однако управленческая реальность сложилась по-другому: многие, кто начинал с Александром Бречаловым путь в Удмуртию, приняли решение покинуть регион. Это, безусловно, не способствовало складыванию команды. С недавних пор в Удмуртии делается упор на развитие именно региональных управленческих команд, чтобы в республике не было текучки», – констатирует политолог.
Евгений Кисляков добавляет, что какие-то однозначные выводы о результатах работы Бречалова сделать трудно.
«С одной стороны – развитие туризма, повышение транспортной доступности, строительство международного терминала аэропорта, благоустройство общественных пространств. А с другой – растущий из года в год госдолг, нерешенная проблема строительства дорог и большая кадровая текучка», – перечисляет эксперт достижения и проблемы.
Политтехнолог, управляющий партнер коммуникационного агентства «Первый советник» Константин Труфанов отмечает, что за последние годы в Удмуртии не только обновилось высшее управленческое звено, но и поменялись большинство глав муниципалитетов. И сегодня действительно очевиден тренд на карьерный рост местных управленцев.
«Мне кажется, что в первые годы у Александра Бречалова и приехавшей с ним команды было такое «шапкозакидательское настроение». Вроде бы небольшой регион, недалеко от Москвы, находится между крупными городами – Уфой, Казанью и Пермью. И у них, на мой взгляд, было желание сделать какую-то изюминку из Удмуртии. Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Постепенно надежда на быстрые и качественные результаты сошла на нет. Возможно, кто-то из приехавших управленцев расценивал работу в республике как трамплин для прыжка на новый карьерный уровень, но этого за редкими исключениями не произошло. Потому что Удмуртия – не тот регион, где быстрые успехи происходят по щелчку пальцев или просто потому, что их кто-то очень сильно хочет», – поясняет Константин Труфанов.
Поэтому, по его словам, Бречалову волей-неволей пришлось пересматривать методы и подходы: уходить от ура-заявлений про быстрые достижения и прорывные вещи, начинать монотонно работать.
Среди позитивных изменений в республике эксперт выделяет успехи в развитии агропромышленного сектора.
«Эта отрасль действительно достойно выглядит на уровне страны, занимая одно из передовых мест. В заслугу Бречалову можно поставить развитие ижевского аэропорта: он получил статус международного, строится новый терминал, расширилась карта полетов, стало больше рейсов в Москву и Санкт-Петербург. Но пока, на мой взгляд, в республике не до конца искоренили транспортную изоляцию: Ижевск остается небольшим аэрохабом. Также есть еще куда расти туристической индустрии (если сравнивать с соседями), хотя эта сфера в последние годы тоже неплохо развивается в Удмуртии», – приводит плюсы Труфанов.
Из минусов он тоже выделяет проблему качества автодорог в республике, в решении которой команде Бречалова не удалось добиться каких-то значимых прорывов.
«Дороги в Удмуртии всегда были далеко не самыми лучшими. Если состояние федеральных трасс еще более-менее, то глядя на региональные и местные дороги, хочется плакать. Республиканские предприятия, которые строят и обслуживают дороги, находятся в предбанкротном состоянии. Еще бы отметил, что в последние год-полтора на первый план вышла проблема общественного транспорта в Ижевске. При достаточно высокой стоимости проезда – переполненные автобусы, которые редко ходят. Как и в других регионах, сказывается нехватка водителей, которых не привлекают даже высокие зарплаты», – рассказывает политтехнолог.
Он также напоминает, что Бречалов заходил в Удмуртию с риторикой о том, что размер госдолга республики будут понижать. Однако за эти семь лет он только рос.
«Здесь, конечно, для Удмуртии сильным подспорьем должно стать решение президента страны о списании регионам двух третей задолженности по бюджетным кредитам», – подчеркивает Константин Труфанов.
По словам Константина Труфанова, особенно сложной для Бречалова стала вторая половина его первого губернаторского срока и начало второй каденции. К тому времени стало очевидно, что быстрых успехов не достичь. Тогда же в отношении членов его команды (включая ближайшее окружение) стали возбуждать уголовные дела. Продолжились они в отношении топ-управленцев республики и после переизбрания Александра Бречалова на второй срок. Среди самых громких фигурантов:
«Конечно, в какой-то степени эти уголовные дела бьют и по самому Бречалову. Тот же Иван Ястреб входил в его ближайшее окружение. Они работали с ним вместе в ОНФ, где Ястреб курировал проект «За честные закупки». С другой стороны, здесь Удмуртия не выделяется на фоне других регионов с точки зрения интереса силовиков», – считает Константин Труфанов.
Как и вокруг почти каждого губернатора, периодически появляются слухи об отставке Александра Бречалова. Очередные разговоры на эту тему возникли, например, минувшим летом на фоне отъезда Ярослава Семенова. Впрочем, сам Бречалов на встрече с редакторами местных СМИ в начале августа поспешил заверить, что никуда не собирается уходить и сам работу не ищет.
«Меня драйвит, состояние не могу передать. Команда подтвердит, что состояние такое же, как в 2017 году. Новая перезагрузка», – признался журналистам Бречалов.
И даже не исключил своего третьего губернаторского срока.
Новую волну слухов о том, что глава Удмуртии может досрочно покинуть свой пост, породили публикации в ряде федеральных телеграм-каналов в конце октября этого года. В частности, в них утверждалось, что Бречалов якобы устал от губернаторства, просит найти ему замену и подыскать федеральную должность.
«Мог ли Александр Бречалов потерять интерес к управлению регионом? Почти вся его команда в разное время покинула Удмуртию и сейчас трудоустроена на разных позициях, так что фактически он остался один и опирается уже в основном только на местные кадры. Это может служить демотивирующим фактором», – рассуждает Евгений Кисляков.
При этом он отмечает, что позиции главы Удмуртии можно назвать стабильными.
«Крупных конфликтов в республике нет. Бречалов уделяет много внимания и времени региональной столице – Ижевску, активно общается с жителями. Так что говорить о его возможной отставке или потере управляемости регионом нельзя», – считает политолог.
Еще один из собеседников «ФедералПресс», близкий к политэлитам Удмуртии, не исключил, что такое желание – покинуть пост главы республики – у Бречалова есть: «Все-таки семь лет жить в другом регионе в отрыве от семьи и, по сути, на «казарменном положении» – это очень тяжело. Особенно после того, когда ты был медийной фигурой федерального уровня: работал в ОНФ, «Опоре России», Общественной палате РФ».
По словам Константина Труфанова, слухи о скором уходе Бречалова время от времени сопровождают его если не с самого прихода в регион, то последние «пять-шесть лет точно».
«Сложно сказать, есть ли во вновь возникших слухах зерно истины. Бречалов по-хорошему заводной руководитель, тактичный и грамотный управленец. Не чужд креатива в своей работе, старается привнести новые интересные решения. Нельзя сказать, что он брошен или забыт людьми федерального уровня, с которыми у него сложились хорошие отношения. У него достаточно насыщенная «внешнеполитическая» повестка. Бречалов регулярно встречается с первыми лицами делового мира, например, Германом Грефом, другими руководителями госкорпораций. У него прекрасные отношения в администрации президента, со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Поэтому полагаю, что Бречалов находится в самом ближайшем резерве. Но когда произойдет смена его кадрового трека, сложно прогнозировать», – отмечает Труфанов.
После того, как Ярослав Семенов летом покинул пост главы правительства Удмуртии, одним из вероятных его преемников называли Ольгу Абрамову. Собственно, она и подхватила руководство республиканским кабмином в качестве и. о. Однако в конце сентября Абрамова перешла на работу в федеральный Минсельхоз, став советником его руководителя. И буквально через несколько дней после этого Бречалов подписал указ об упразднении должности председателя республиканского правительства, возложив на себя руководство кабмином.
По словам Евгения Кислякова, такое решение еще раз свидетельствует о том, что кадровая скамейка в Удмуртии очень коротка.
Константин Труфанов считает, что власти Удмуртии поторопились с упразднением должности председателя правительства. И не исключил, что в ближайшее время ее могут вернуть.
«На мой взгляд, это было поспешное решение. И высока вероятность, что должность председателя могут вернуть уже в скором времени. Если это произойдет, то одним из вероятных кандидатов на этот пост мне видится нынешний вице-премьер по финансам Роман Ефимов», – говорит политтехнолог.
Он напоминает, что исторически в Удмуртии существовало разделение позиций главы республики и руководителя правительства. Собственно, в таком же формате работал семь лет и тандем Бречалов – Семенов: первый много времени проводил в Москве, на больших встречах и мероприятиях, второй практически безвылазно находился «на хозяйстве» в республике.
«Полагаю, что для Удмуртии на сегодня лучше разделение этих должностей», – считает Труфанов.
По мнению Евгения Кислякова, здесь все зависит от конкретного региона, поэтому универсального решения нет.
«Однако с точки зрения эффективности управления необходимо разделение этих позиций. Главное – это работа в единой связке всей управленческой команды региона», – поясняет политолог.
Кстати, 26 ноября на сессии госсовета Удмуртии должны рассмотреть очередные кадровые перестановки в правительстве республики, инициированные Бречаловым. Он предложил повысить статус действующего зампредседателя по социальным вопросам Татьяны Чураковой до первого вице-премьера. При этом ее отраслевой функционал (кураторство сфер здравоохранения и образования) должен сохраниться. Также глава региона предложил назначить в республиканский кабмин руководителя Главного управления ветеринарии Удмуртии Романа Габдрахманова. Он должен стать новым – девятым по счету – вице-премьером, ответственным за сельское хозяйство, хорошо знакомую ему ветеринарию, экологию.
«Перед Романом Габдрахмановым будет стоять непростая задача – удержать АПК региона на той высокой планке, на которую его подняла Ольга Абрамова. Повышение статуса Татьяны Чураковой до первого зампреда примечательно тем, что раньше этот статус закреплялся за вице-премьером, отвечающим за экономический блок. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что на данный момент и в ближайшей перспективе социальные вопросы будут превалировать в работе правительства Удмуртии», – так трактует предлагаемые изменения в структуре правительства Константин Труфанов.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о неожиданном уходе Ярослава Семенова с поста руководителя правительства республики. Советуем почитать материал «Парадоксальный премьер-министр»: политтехнолог об отставке и итогах работы Семенова в Удмуртии».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, ФедералПресс / Екатерина Лазарева, ФедералПресс / Рустам Юнусов, ФедералПресс / Елена Майорова