Top.Mail.Ru
Политика
Удмуртская республика
0

«Парадоксальный премьер-министр»: политтехнолог об отставке и итогах работы Семенова в Удмуртии

Ярослав Семенов Удмуртия
Ярослав Семенов оставался одним из последних топ-управленцев, кто прибыл в Удмуртию вместе с Александром Бречаловым весной 2017 года

Главным политическим событием этой недели (если не всего года) в Удмуртии стала отставка председателя правительства Ярослава Семенова. Он трудоустраивается в Военно-строительную компанию Минобороны РФ. Правая рука губернатора Александра Бречалова покидает республику после семи лет работы в регионе. Насколько неожиданным стал его уход для местных политических элит? Что удалось и, наоборот, какие провалы были в работе правительства Семенова? Кто видится его реальным преемником? Эти и другие вопросы «ФедералПресс» обсудил с политтехнологом, управляющим партнером коммуникационного агентства «Первый советник» и членом РАПК Константином Труфановым.

Отставка Семенова многих удивила

Константин Владимирович, насколько неожиданным можно назвать уход Ярослава Семенова с поста председателя правительства Удмуртии?

— С одной стороны, он действительно стал неожиданным. Потому что события последнего времени не предвещали такого развития событий. Буквально в день объявления своей отставки (17 июля. – Прим. ред.) Ярослав Семенов находился в Москве, где презентовал проект по ревитализации здания инженерного корпуса «Ижмаша». Это интересный и знаковый для республики проект. Насколько знаю, по нему у Семенова в среду были рабочие встречи и совещания в столице. Но, видимо, что-то произошло. Потому как очень странным выглядит объявление об отставке в разгар рабочей недели. Хотя, с другой стороны, человек проработал в должности главы правительства уже почти семь лет. Наверное, у Семенова накопилась определенная усталость. Он оставался фактически последним управленцем высокого ранга, который прибыл в республику с Александром Бречаловым весной 2017 года.

Напомню, тогда в правительство Удмуртии пришло много управленцев из других регионов: почти все вице-премьеры и много министров были неместные. На сегодня почти все из той команды варягов уже покинули регион. Кто-то отправился на повышение, другие – на понижение. А иные попали в места лишения свободы: и такое тоже было. А Ярослав Семенов оставался последним из могикан-варягов. Полагаю, что его отставка не стала неожиданной и ситуативной для Бречалова: уверен, что это было согласованное решение. Просто человеку понадобилась внутренняя перезагрузка, желание выйти на какой-то новый уровень. Семь лет на любой должности – это достаточно длительный срок. И есть естественное желание попробовать что-то новое.

Часто таким отставкам предшествуют активные слухи, в том числе в публичном поле, об уходе. Насколько сильно «провожали» из республики Ярослава Семенова?

— Да, такие разговоры периодически возникали на протяжении последних двух лет. В принципе, Семенов был на хорошем счету. И ходило немало разговоров о том, что, возможно, ему предложат продолжить карьеру в каком-то другом регионе – даже в качестве губернатора. Но подчеркну, что в текущем моменте его отставка многих удивила.

Варяги и кадровая чехарда в правительстве

Какая репутация сложилась в регионе у Ярослава Семенова?

— Что удивительно и, пожалуй, во многом нетипично для регионального чиновника такого уровня, у него сложилась очень хорошая репутация. Здесь я имею в виду прежде всего человеческие отношения Семенова с подчиненными и контрагентами по работе. И именно в плане человеческих отношений, я считаю, с его уходом республика многое теряет. Потому что это был корректный и обходительный руководитель: он никогда не сбивался, как это порой бывает у региональных чиновников, на то, чтобы самоутверждаться за счет своих подчиненных, в том числе в публичном поле. Здесь у Семенова все было очень корректно и по делу. В личностном отношении к нему практически никогда не звучало негатива. Ничего плохо не слышал про него от уважаемых в республике людей. Но, как известно, хороший человек – это не профессия.

И как можно оценить его семилетнюю работу в качестве главы правительства Удмуртии?

— Понятно, что за семь лет накопилось немало серьезных проблем, которые не удалось решить Семенову. Сейчас самая больная и острая тема – это состояние дорог в республике. К сожалению, в этой сфере за семь лет работы команды Бречалова, на мой взгляд, каких-то кардинальных изменений в лучшую сторону не произошло. Особенно это бросается в глаза, если сравнивать с качеством дорог в соседних регионах – тех же Татарстане и Пермском крае.

Результаты работы Семенова и его правительства могли быть лучше, если бы кадровый состав кабмина был более профессиональным, и в нем не наблюдалась такая текучесть кадров. На мой взгляд, порой высокие посты занимали совершенно не готовые для такой работы люди. Вдобавок за эти годы у нас очень часто менялись вице-премьеры и министры. Например, министерство здравоохранения за семь лет возглавляли восемь руководителей. Что можно сделать и добиться в этой сфере, когда у тебя каждый год меняется министр? Очевидно, что большой очереди из качественных профессионалов, желающих работать в правительстве, не стояло. Поэтому, возможно, у Бречалова и произошла постепенно трансформация в отношении к местным кадрам. Ведь изначально, повторюсь, он привез в Удмуртию большую команду иногородних заместителей и министров. Постепенно варяги покидали свои должности, «вымывались» из республики, и главе региона волей-неволей пришлось обратить свой взор на местных управленцев. Они сегодня составляют около 90 % кабмина Удмуртии.

Кроме дорог еще в качестве серьезного минуса отмечу, что в республике на критическом уровне сохраняется размер госдолга. В наследство от предшественника Александра Соловьева Бречалову в 2017 год достался госдолг примерно в 50 млрд рублей. За эти годы он еще вырос (на 1 июля 2024 года составлял 66,5 млрд рублей. – Прим. ред.). Хотя Бречалов заходил в регион с риторикой, что размер госдолга будут понижать.

Достижения: новый аэропорт, инфраструктура, туризм

А что могли бы выделить из достижений за эти семь лет, которые Семенов находился у руля правительства?

— Плюсы, безусловно, есть. Неплохо ведется работа по развитию коммунальной инфраструктуры: масштабные ремонты, новые инвестсоглашения. Жители Ижевска наверняка еще помнят, как 8–10 лет назад половина города замерзала зимой без отопления. В последние годы таких коммунальных коллапсов не происходило. Настоящим прорывом, на мой взгляд, стало строительство нового здания для ижевского аэропорта. Сейчас возводится вторая очередь нового терминала, появится международный пункт пропуска. Аэропорт уже получил международный статус: в декабре этого года начнут выполнять рейсы за рубеж. Прошли те времена, когда из нашей воздушной гавани раз в день летал один самолет в Москву и была пара рейсов в неделю в Санкт-Петербург. Сейчас география полетов расширилась, зашли крупнейшие авиаперевозчики, в том числе «Аэрофлот», S7 Airlines, Red Wings. Транспортная доступность Ижевска, однозначно, повысилась.

Еще бы выделил развитие туристической индустрии, которое произошло в Удмуртии за эти семь лет. К нам много приезжает гостей из соседних регионов. Активно развивается внутренний туризм выходного дня. Большая круизная программа на Каме: если лет десять назад в Сарапул в летний сезон заходило десять теплоходов, то сейчас уже больше ста. А это дополнительные деньги в экономику республики и налоги, развитие инфраструктуры и новые гостиницы, благоустройство скверов, парков и других общественных пространств.

В общем, есть как минусы, так и плюсы в работе Ярослава Семенова за семь лет. Каких-то суперпрорывов достичь за это время не удалось, но при этом он сохранил, повторюсь, прекрасное отношение к себе. Сейчас многие сожалеют, что такой руководитель покидает Удмуртию. Вот такой в чем-то парадоксальный был у нас председатель правительства.

Подготовил преемницу

Несет ли отставка Семенова какие-то управленческие риски для региона и команды Бречалова?

— Думаю, что их практически нет. Во многом потому, что у Семенова вырос, по моему мнению, достойный преемник. Полагаю, он в том числе и уходит именно сейчас, когда есть кому передать бразды правления. Я говорю про первого вице-премьера Ольгу Абрамову. Уроженка республики, местный руководитель: была министром сельского хозяйства, зампредом по АПК, с октября 2023-го работает первым вице-премьером. Сейчас, после отставки Семенова, ее назначили врио главы правительства. Не сомневаюсь, что ее в итоге утвердят председателем правительства.

Уверены, что Абрамова избавится от приставки врио?

— Полагаю, что да. От добра добра не ищут. Ольга Абрамова – это такая хваткая, эффективная, очень амбициозная и в хорошем смысле активная женщина-руководитель. Имеет за плечами богатый управленческий опыт. В качестве первого вице-премьера с прошлой осени курировала ключевые министерства: отвечала за весь экономический блок и сферу промышленности, а также вопросы инфраструктуры, дорог и так далее. Она не новичок и пользуется безусловным доверием Бречалова. Поэтому Абрамова вполне уверенно и крепко подхватывает управленческий штурвал из рук Семенова.

Фото: пресс-служба Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике, ФедералПресс / Елена Майорова

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.