Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Утильсбор в России с нового года опять вырастет: эксперты рассказали, что будет с ценами

Редакция «ФедералПресс» / Анна Дальняя
Приморский край
6 ДЕКАБРЯ, 2024

С нового года в России вновь увеличится утилизационный сбор. Это напрямую скажется на ценах на автомобили и другие транспортные средства. Как в начале 2025 года изменятся цены на новые и подержанные авто и когда лучше запланировать смену машины, читайте в материале «ФедералПресс».

Какие изменения с утильсбором произошли в 2024 году

В последнее время начисление утилизационного сбора подверглось значительным изменениям. Он был введен в 2012 году и представляет собой разовую оплату. Сбор призван обеспечить ответственную утилизацию транспортных средств с целью минимизировать негативное влияние на окружающую среду. На сумму сбора влияет год выпуска машины, объем двигателя, его вес и другие характеристики. Если сбор не оплачен, автомобиль не поставят на учет и ездить на нем будет невозможно. При этом те авто, которые уже эксплуатируются в России, не будут облагаться налогом. Для юрлиц и физлиц размер ставок разнится.

В 2024 году произошли существенные перемены в принципах его начисления. В июле стало известно, что сумма сбора будет зависеть от того, для каких целей ввозят легковушки из иностранных государств. Если речь о бизнесе, дилерах или компаниях по ввозу автомобилей с пробегом, то для них ставка будет рассчитываться по одной схеме. Для граждан, которые ввозят машину для себя (она будет оформлена на покупателя как минимум год), ставки также льготные.

С 1 октября 2024 года размер платежа сильно повысили. Нововведения коснулись как компании, занимающиеся привозом авто, так и индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Теперь за самые ходовые марки с двух-трехлитровыми двигателями нужно будет отдать до 1 563 000 рублей, а за мотор больше 3,5 литра – до 2 284 000 рублей.

С 1 января 2025 года размер утильсбора опять резко подскочит. За двух-трехлитражку он вырастет до 1 875 600 рублей. А на двигатели объемом 3,5 литра и более увеличится до 2 742 300 рублей. Для электромобилей и гибридов также сборы поднимутся. За новую машину придется заплатить 667 400 рублей, а за авто старше трех лет – 1 174 000 рублей. При этом для физических лиц, которые ввозят машину самостоятельной для личной эксплуатации, условия останутся прежними.

Новшества уже в октябре привели к тому, что цены на новые автомобили повысились. По информации Autostat.ru со ссылкой на результаты мониторинга сайта «Цена авто», 12 официальных представителей автобрендов в России подняли стоимость от 0,4 до 6 % в зависимости от модели. В основном это китайский автопром.

При этом с 1 января увеличат и таможенный сбор. Ставки будут отличаться от прежних сумм на 20–38 %. При этом теперь сбор будет зависеть еще и от таможенной стоимости автомобилей. За самые массовые машины от 450 тысяч до 1,2 миллиона рублей нужно будет заплатить 4269 рублей, за машину до 2,7 млн рублей – уже 11 746 рублей.

Отметим, что сбор за автомобили с ценником от 10 млн рублей останется на прежнем уровне и составит 30 тысяч рублей. Разницы для юрлиц и физлиц нет.

Как изменятся цены на машины с 1 января

Как рассказали эксперты, рост стоимости автомобилей происходил еще до 1 октября 2024 года, причем изменения наблюдались для категории авто без пробега по России. Например, в Приморском крае один и тот же автомобиль 11 августа стоил 1,6 млн рублей, к 1 сентября цена увеличилась до 1 650 000 рублей, а 1 октября уже составляла 1 750 000 рублей и продолжает меняться, но пока незначительно.

«Больше здесь влияет, наверное, ослабление рубля. В начале августа доллар стоил около 86 рублей. Сильный рост начался 12 августа одновременно с ростом цен на беспробежки. Значительную часть таких машин привозят под конечного покупателя, такой импорт попадает под льготный утильсбор, изменение 1 октября на него не влияет. Но, конечно, есть отдельные продавцы, которые оплачивают полный утильсбор и перепродают авто», – рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе портала «Дром».

При этом выявилась тенденция уменьшения числа предложений по наличию автомобилей без пробега. Как отметили эксперты, возможно, это напрямую связано с ростом ставок по утильсбору. С августа по ноябрь количество объявлений сократилось с 6800 до 5900. Судя по всему, те перекупщики, которые раньше привозили авто с оформлением на себя и перепродавали в России, перестают так делать как раз потому, что должны оплатить огромный утильсбор.

По той же причине заметно изменилась цена на авто с большим объемом двигателя от трех литров. Еще летом беспробежный автомобиль можно было купить за 6 300 000 рублей, а сегодня он стоит 8 млн рублей.

После 1 октября эксперты также отметили небольшой рост цен по России на новые авто. Медианная цена почти не поменялась, но средняя увеличилась с 3,6 до 3,65 млн рублей. Приморье в эту статистику не попало из-за маленького рынка новых автомобилей.

При этом пока цены на подержанные машины не меняются. Медианная цена на них и в Приморье, и по всей России составляет около 1 млн рублей.

Таким образом, уверяют аналитики рынка, сейчас единственный действенный вариант для обычного автовладельца приобрести свежее импортное авто, не переплачивая половину от его стоимости, – это льготный утильсбор, на который пока государство условия не меняло.

Похоже, что авторынок сейчас переваривает нововведения. В ноябре было выдано вдвое меньше электронных паспортов, чем месяцем ранее. Впрочем, в интервью «ФедералПресс» генеральный директор компании «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев высказался оптимистично о будущем рынка автомобилей. По его словам, рынок выдержит перемены и коллапса не будет. Поскольку цены на машины не могут расти постоянно, он будет сдерживаться падением спроса. Эксперт уверен, что цены поднимутся на 10–15 %, при этом автокредитование, несмотря на высокую ключевую ставку, по-прежнему будет востребовано.

«Как показывает практика, если человеку нужна машина здесь и сейчас, высокая ставка по кредиту его не остановит. Покупатель не станет ждать лучших времен, когда ставка снизится, и приобретет авто на невыгодных условиях, а со временем (после смягчения политики регулятора) рефинансирует свой кредит», – считает Матвеев.

При этом могут вырасти цены на б/у машины, сейчас очень выгодный момент для удачных сделок, и можно ожидать увеличения предложений на вторичке. «Спрос на хорошие б/у авто примерно до семи лет вырастет точно», – прогнозирует эксперт.

Рекомендуем также прочитать про снижение цен на китайские автомобили. Средняя цена «китайцев» с пробегом в России снизилась на 46 %, несмотря на заметный рост спроса на такие автомобили.

Фото: ФедералПресс / Анна Миронова