Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Повышенный утильсбор на импортные авто действует в России две недели: эксперты рассказали, что он делает с рынком

Японские авто
Бизнес уже испытывает большие сложности

Уже больше двух недель автомобильный рынок Дальнего Востока живет в новой реальности, где утилизационный сбор повысился на десятки процентов. Например, самые популярные модели легковых авто с объемом двигателя от 1 до 2 литров подорожали сразу на 250 тысяч рублей, но только для тех, кто ввозит их для перепродажи. Эксперты в разговоре с журналистом «ФедералПресс» рассказали, как рост ставок утилизационного сбора уже отразился на рынке и что будет дальше.

Паники не случилось: что говорят на таможне

Первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев рассказал, что из-за роста ставки утилизационного сбора структура ввоза автомобилей через Владивостокскую таможню не изменилась. За девять месяцев 2024 года было оформлено 195 тысяч авто – это больше, чем в прошлом году.

«Я бы не назвал это ажиотажем, потому что в предыдущие месяцы мы постепенно шли к этому уровню. В августе было ввезено практически 26,5 тыс. транспортных средств на физических лиц. Это стабильный рост с самого начала года, который, помимо ожидаемого ввода новой сетки утилизационного сбора, связан с сезонностью. Август и сентябрь у нас всегда были достаточно активными по объему, а к концу года, к новогодним праздникам, покупательская активность физических лиц падает, и темпы ввоза также снижаются», – отметил представитель таможни.

При этом сотрудники таможни часто выявляют тех, кто пытается ввезти машину по льготному тарифу утильсбора для физлиц для перепродажи. Такие случаи выявляются, на продавцов возбуждают дела об административном правонарушении.

Что касается дальнейшей судьбы рынка, Константин Пономарев уверен: сильных изменений не произойдет. Несмотря на рост ставок утильсбора, объемы ввоза подержанных иностранных машин сохранятся. На них влияет не только налог, но и другие факторы – прежде всего, покупательская способность населения.

«Рынок может быть насыщен, учитывая объем новых автомобилей, купленных населением на фоне ажиотажа, и тот объем, что уже завезли: мы рекорды ставим второй год подряд, но полагаю, стимулом при этом к сохранению объемов ввоза подержанных авто будет служить то, что новые автомобили при новых ставках утилизационного сбора возрастут в цене. При всех неизменных условиях, я имею в виду курсовую разницу, санкции, возможности логистики, доставки и оплаты транспортных средств, это стимулирует дополнительный спрос на автомобили, бывшие в употреблении, именно из Японии, Кореи и Китая. И это далеко не только Дальний Восток, этим пользуются активно и за его пределами», – считает представитель таможни.

Что думают игроки рынка о последствиях роста ставок утильсбора

Если на таможне анализируют только цифры по ввозу иномарок во Владивосток, то участники рынка оценивают состояние экосистемы в целом. И повышение ставок утильсбора с 1 октября и план их роста в течение ближайших лет называют убийцей бизнеса.

Раньше система работала так: машину с пробегом покупали на аукционе в Японии, привозили во Владивосток и выставляли на продажу – как правило, на авторынке «Зеленый угол». Чтобы привезти авто в Россию, на таможне его оформляли на продавца, а при продаже – на нового владельца. При таком переоформлении, если оно произошло раньше чем через год, утильсбор уплатить надо – как если бы машину изначально ввозило юридическое лицо.

Сейчас, из-за того что утильсбор подорожал сразу на десятки процентов для тех, кто перепродает ввезенные авто, старая схема перестает быть рабочей. Теперь закупать машины и ожидать их продажи в России невыгодно – значит, невыгодно работать на «Зеленом углу».

«Общаюсь с продавцами с «Зеленого угла», и многие сейчас сворачивают свой бизнес: не видят дальнейшего существования привоза автомобилей и их продажи. Уже сейчас многие столкнулись с проблемой: по несколько месяцев машины стоят, они никому не нужны», – рассказал журналисту «ФедералПресс» Роман Иванушко, руководитель приморской компании «Автопотенциал-ДВ».

Эксперт уточнил: возможность продать иномарку без пробега еще есть, но для этого нужно на всех стадиях сделки оформлять ее на одно и то же физлицо, а затем не продавать в течение 12 месяцев. Если автомобиль поменяет владельца раньше, нужно будет доплатить разницу между льготным и коммерческим сбором – и она будет колоссальной.

ec5efd44f1c45c1ee6bb90828df26397.jpg

Что еще может измениться на рынке Приморья

В последнее время активизировалась новая часть авторынка в Приморье, ранее почти неизведанная в регионе. Все больше и чаще стали ввозить подержанные авто из Китая и Кореи.

Местные продавцы на ввоз корейских б/у машин пока не отреагировали. В разговоре с журналистом «ФедералПресс» признали, что нужно время, чтобы проанализировать, посмотреть, как отреагирует на изменения рынок. Есть вероятность, что спрос будет и на них – из-за привычного левого руля.

Что касается ввоза б/у авто из Китая, то объем, очевидно, увеличился. Но этот факт никак не связан с утильсбором – скорее, с санкциями и большой политикой. При продаже подержанных авто из КНР в Приморье сложности будут те же: необходимость оформлять авто сразу на физлицо или огромный налог при продаже менее чем через год после растаможки.

Рекомендуем также прочитать о том, как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 октября 2024 года.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия, Анастасия Полетаева

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.