Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Петербургское метро проверит новые тоннели на прочность: есть ли угрозы для граждан

Редакция «ФедералПресс» / Анна Евстигнеева
Санкт-Петербург
13 МАЯ, 2025

Петербургский метрополитен ищет подрядчика, который оценит вероятность аварий в двухпутных тоннелях. Формально – рутинная проверка, но причины ее проведения вызывают вопросы. Заказчик прямо указывает на «многочисленные дефекты», нарушения строительных норм и отсутствие опыта эксплуатации таких конструкций. Конкурс объявлен в начале мая, сумма относительно небольшая – 1,5 миллиона рублей, закончить надо в следующем году. «ФедералПресс» рассказывает, что может угрожать пассажирам.

Какие угрозы будут искать в тоннелях метро

В техзадании закупки, объявленной в мае, перечислены тревожные пункты:

Эти формулировки отсылают к участкам фиолетовой и зеленой линий. Их строили с помощью двухпутного проходческого комплекса «Надежда» – вместо двух отдельных тоннелей рыли один широкий. Технология ускоряла сроки, но возникли некоторые проблемы.

При сдаче пяти станций в 2018–2019 годах выявили более 1200 дефектов. Часть из них – косметические, другие, например трещины и протечки, заметны пассажирам до сих пор, пишет «Фонтанка».

Кто и как будет устранять угрозы

После банкротства «Метростроя» дефекты исправляет «Метрострой Северной столицы». Работы должны завершить в 2024 году, но перегонные тоннели остаются слабым звеном. Новый контракт (1,5 млн рублей) предполагает:

В документе встречаются тревожные формулировки: «степень аварийной опасности», «предупреждение угроз». Однако эксперты считают, что паниковать рано: метро просто страхуется на фоне прошлых ошибок.

С какими проблемами уже борется петербургский метрополитен

Пользующиеся метрополитеном петербуржцы уже несколько лет назад выучили новое для российского уха слово – «водопроявление». Оно стало мелькать в подземке в текстах объявлений о том, что очередная станция вновь «подтекает».

В метрополитене причинами подтеков назвали «сложные геологические условия». Отмечается, что метро в городе на Неве строить трудно из-за высокого залегания вод в грунте. При долгом сроке эксплуатации и воздействия динамических и вибрационных нагрузок при движении поездов и появляются дефекты.

Уточняется, что уже разработан план работ по реконструкции и капитальному ремонту станций. Его проведут после согласований с профильными комитетами, когда определятся с финансированием на разработку проектных решений и работы, подчеркнули в метрополитене.

Кроме того, в Северной столице в последнее время стали полностью закрывать на ремонт станции метро. Главная причина – износ эскалаторов. Из 308 работающих в городе подъемников 196 уже выработали свой срок. Замена требует полного закрытия станций, так как демонтаж и установка новых механизмов – сложный и долгий процесс.

Многие станции, построенные 30–40 лет назад, нуждаются в комплексном ремонте: от обновления фасадов до модернизации инженерных систем. Петербургское метро пытается минимизировать риски, но некоторые проблемы заложены еще на этапе строительства.

Рекомендуем также прочитать у «ФедералПресс» о том, что тарифы на петербургские электрички и общественный транспорт хотят объединить.

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1