Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Картонный автопром» и недоступные цены: что ждет российский рынок автомобилей

Редакция «ФедералПресс» / Яна Лазарева
Приморский край
14 НОЯБРЯ, 2025

Российский авторынок ожидает длительный спад: эксперты прогнозируют снижение покупательской активности на фоне рекордного роста цен. По мнению аналитиков, период доступных автомобилей для большинства россиян завершился, и в ближайшие годы ситуация не улучшится.

Анализ цен на авто

Согласно данным агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового автомобиля в России достигла рекордных 3,43 млн рублей по итогам октября 2025 года. Этот показатель рассчитывается на основе рекомендованных дистрибьютором цен и объемов продаж по каждой модели с учетом модификаций.

Динамика цен демонстрирует устойчивый рост: с минимального уровня около 1,99 млн рублей в 2021 году стоимость последовательно увеличивалась. Наиболее значительные скачки произошли в 2022–2023 годах – на 20 % и 24 % соответственно по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. В 2024 году рост составил 6 %, а в 2025 году ускорился до 8 %.

На рынке подержанных автомобилей в октябре 2025 года также зафиксирован рекорд – средневзвешенная цена достигла 1,23 млн рублей, что на 2,5 % больше, чем месяцем ранее, и на 3 % выше уровня октября прошлого года.

За 10 месяцев 2025 года средневзвешенная цена составила 1,16 млн рублей, что на 0,9 % ниже уровня прошлого года. При этом в долгосрочной перспективе цены на вторичном рынке выросли более чем на 70 % с 2021 года и не менее чем на 100 % за последние пять лет.

«Картонный автопром»

По оценкам экспертов, в сложившейся ситуации российский авторынок ожидают негативные тенденции. Как отметил руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев, впереди – продолжительный период охлаждения, когда из-за неподъемных для большинства граждан цен покупательская активность будет неуклонно снижаться.

«У нас был отмечен некоторый всплеск покупательской активности, когда на фоне новостей о переносе сроков нового утильсбора люди попытались успеть обзавестись новыми автомобилями по актуальным ценам. Но сейчас он закончился – «окно возможностей» закрылось, и на сегодняшний день приобрести автомобиль по старой цене предлагают только мошенники», – сообщил он «Парламентской газете».

Эксперт прогнозирует, что даже многие качественные китайские автобренды могут приостановить продажи в России из-за отсутствия спроса. По его мнению, их место займет так называемый «картонный автопром» – автомобили бюджетного сегмента, собранные из низкокачественных комплектующих с недостаточным уровнем безопасности.

Канаев ожидает, что в течение двух-трех лет цены на автомобили начнут постепенно снижаться преимущественно за счет маркетинговых программ – скидок, акций и гибких условий рассрочки. Сроки этого процесса, по его словам, будут зависеть от глобальных экономических показателей.

Остается только ждать

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр частично разделяет эту точку зрения. Он подтвердил, что рост цен продолжится из-за увеличения фискальной нагрузки, включая изменения утилизационного сбора и новые правила уплаты НДС. При этом подорожание затронет не только импортные, но и отечественные автомобили, поскольку многие российские модели остаются зависимыми от импортных комплектующих.

«Рост цены, скорее всего, не остановится даже на фоне заниженного спроса. Максимум, чего можно ждать, – его замедления. Кроме того, мы понимаем, что для появления сбалансированных цен на автомобили, их нужно не производить в больших количествах, а в больших количествах реализовывать. Что в текущих условиях сделать, конечно, будет крайне трудно», – пояснил Хайцеэр.

Он считает, что единственным решением ситуации является ожидание, пока рост доходов населения не достигнет уровня роста цен на автомобили. По его оценке, это позволит вернуть доступность транспортных средств даже эконом-класса. На этот процесс, по мнению эксперта, могут уйти годы.

Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова