Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Иркутская область
6 ДЕКАБРЯ, 2025
6 декабря 1997 года, ровно 26 лет назад, тихий микрорайон Иркутска-2 стал эпицентром одной из самых страшных авиакатастроф в истории современной России. Военно-транспортный гигант Ан-124 «Руслан», едва оторвавшись от взлетной полосы, рухнул на жилые дома. В результате чудовищной трагедии мгновенно погибли 72 человека, среди которых было 14 детей. Эта катастрофа навсегда осталась незаживающей раной для сотен семей и темным пятном в истории отечественной авиации. «ФедералПресс» вспоминает трагедию, точную причину которой выясняют до сих пор.
Самолет, совершивший роковой полет, не был новичком. Выпущенный в 1985 году, он прошел путь от «Аэрофлота» до ВВС СССР. К декабрю 1997 года воздушное судно, оснащенное четырьмя мощными двигателями Д-18Т, имело за плечами солидный опыт: 576 циклов «взлет-посадка» и 1034 часа налета. В тот день ему предстояла ответственная миссия – перевозка двух истребителей Су-27 во Вьетнам с аэродрома Иркутского авиазавода.
На борту самолета, помимо экипажа из 9 человек, находилось еще 14 пассажиров. При этом все члены экипажа имели за плечами солидный опыт.
Кроме того, на борту были пассажиры, которые сопровождали груз: авиатехники и штурман.
В тот роковой день, погода, вопреки возможным домыслам, не стала причиной трагедии: штиль, мороз −20 градусов и видимость 3 тысячи метров. Как говорится, лучше и не придумаешь.
В 14:42 Ан-124 начал разбег. Последующие события развивались с пугающей быстротой и неотвратимостью:
Экипаж успевает сообщить диспетчеру об отказах двух левых двигателей. Командир Федоров отдает последнюю в своей жизни команду: «Перезапустить хотя бы один из них…» И на этом связь прерывается.
В итоге авиалайнер, держащийся в воздухе лишь на одном двигателе, резко кренится влево. Самолет задевает крылом деревянный двухэтажный дом, разворачивается и врезается в кирпичную пятиэтажку, зацепив расположенный рядом детский дом. С момента взлета до страшного удара прошло всего 35 секунд. Очевидцы вспоминали жуткую деталь: самолет упал в полной, оглушающей тишине. Вероятно, из-за остановившихся двигателей.
Последствием столкновения стал колоссальный пожар – вспыхнуло 1,5 тысячи тонн авиационного керосина. Огонь поглотил не только пятиэтажку, но и соседние деревянные постройки. Пожарные расчеты прибыли практически сразу, но спасти из пламени удалось далеко не всех.
Спасатели работали без отдыха и сна. В ночь на 7 декабря в столицу Приангарья прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по ЧС Сергей Шойгу, а также оперативная группа МЧС. К утру пожар удалось потушить, начались работы по извлечению из-под обломков и опознанию тел погибших.
Хвост авиалайнера опирался на жилой дом. На следующий день после авиакатастрофы было принято решение уронить хвост самолета на землю. Вечером из Москвы вылетела группа подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены домов. Впоследствии то, что осталось от дома, разрушили обычными способами.
Специальная комиссия столкнулась с серьезной проблемой: записи переговоров с двух бортовых самописцев извлечь не удалось. Они были сильно повреждены в результате пожара. Это оставило пространство для различных гипотез, ни одна из которых не была официально признана единственно верной.
Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера.
Одна из самых обсуждаемых версий авиакатастрофы, принадлежала летчику-испытателю Александру Акименкову. Он заявлял, что «отказ двигателей мог произойти из-за звонка по китайскому радиотелефону пассажира», что вызвало сбой электроники.
Спустя годы, в 2014 году, генерал-майор авиации Борис Туманов, член комиссии по расследованию, дал свое объяснение. Он указал, что причиной катастрофы стал отказ трех двигателей в результате помпажа, вызванного их конструктивным дефектом – низкой газодинамической устойчивостью.
Государство оказало материальную помощь пострадавшим. Семьи, которые потеряли кормильцев, получили помощь в 20 минимальных заработных плат – порядка 1,7 миллиона рублей. Тем, кто стал инвалидом, не достигнув совершеннолетия, выдали компенсацию. Каждый пострадавший получил выплату за материальный ущерб. Всем, кто потерял родных и близких в катастрофе, деньги перечислялись в течение 1998 года. Оставшимся без крова была выделена 71 квартира.
Дом №45 на улице Гражданской, принявший основной удар, и четыре соседних барака были снесены. На месте, где оборвались десятки жизней, было решено возвести храм. Уже в октябре 1999 года здесь распахнул свои двери для прихожан храм Рождества Христова. В его основание заложили капсулу с воспоминаниями родственников погибших.
Эта авиакатастрофа в столице Приангарья навсегда осталась уроком, напоминанием о цене человеческой жизни и незыблемой необходимости безупречной безопасности в небе.
Рекомендуем почитать материал, где «ФедералПресс» разобрался, в чем причина постоянных авиакатастроф в России.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия, изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова