Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Ситуация в ЖКХ должна стать прозрачной и понятной»

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Николаев
Красноярский край
13 НОЯБРЯ, 2017

Евраев Михаил Яковлевич

государственная служба
Москва

КРАСНОЯРСК, 22 апреля, РИА ФедералПресс. Во второй день работы Красноярского экономического форума, 21 апреля, состоялся круглый стол, посвященный государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Корреспондент «ФедералПресс» перед проведением мероприятия встретился с модератором дискуссии - заместителем министра Минкомсвязи РФ Михаилом ЕВРАЕВЫМ.

– Михаил Яковлевич, почему именно в Красноярске в апреле проходит своеобразная презентация новой информационной системы, которая должна заработать с 1 июля?

– Для нас Красноярский экономический форум интересен именно своей направленностью, тем, что он посвящен вопросам стратегического развития страны. Проект создания ГИС ЖКХ полностью ложится именно в эту тематику. По сути речь идёт о серьезной структурной реформе отрасли ЖКХ. За последние три года по созданию ГИС ЖКХ проведена огромная подготовительная работа в трех направлениях - создание нормативной правовой базы, разработка самой системы и организационная работа в регионах. Было обеспечено принятие 2 федеральных законов, 15 совместных приказов Минкомсвязи и Минстроя, проведено более 500 семинаров и вебинаров с ТСЖ, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, интегрировано с ГИС ЖКХ почти 2 тыс работающих в сфере ИТ систем. И сейчас мы подошли к финишному моменту этой работы, когда уже готов и функционал ГИС ЖКХ, и в системе зарегистрированы и размещают информацию более 74 тысяч участников рынка услуг ЖКХ – это все управляющие компании, 75 % ТСЖ и кооперативов, примерно 88 % всех ресурсоснабжающих организаций. В ГИС ЖКХ внесена информация об 11 миллионах домов, 33 миллионах лицевых счетов; 509 банков интегрированы с системой и передали полмиллиарда фактов оплаты жилищно-коммунальных услуг. То есть весь этот огромный массив информации находится в системе и уже сейчас доступен гражданам.

По сути, это «открытие» сферы ЖКХ. А там, где информация открыта и прозрачна, там появляется и общественный контроль, который без этого практически невозможен. Кроме того, система позволит органам власти принимать более точные и взвешенные решения на основе аналитики, автоматически формирующейся в ГИС ЖКХ. Можно будет увидеть информацию по любому дому или компании, сравнить объемы потребления и стоимость поставляемой энергии, сопоставить качество работы органов власти и организаций в регионах по любым параметрам, и многое другое. А это совершенно другая конкурентная среда, которая поможет развиваться добросовестным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг и выявлять недобросовестные компании.

– Давайте перечислим все плюсы, которые ГИС ЖКХ дает именно гражданину.

– Гражданину система дает возможность увидеть все свои начисления по дому и оплатить их, передавать показания приборов учета в электронной форме, общаться с соседями, видеть все договоры и акты выполненных работ, направлять официальные обращения в органы власти и компании, и это далеко не все. Кроме того, позже (примерно с 1 января 2018 года) появится возможность голосовать на собраниях собственников в электронной форме. Я уверен, что это будет очень востребованный сервис, потому что многие люди находятся на работе или в отпуске и просто физически не имеют возможности приходить на собрания собственников. Они фактически не участвуют в принятии решений по дому, а ГИС ЖКХ такую возможность им даст, и это очень важно, потому что по сути это означает, что у нас в жилищной сфере появится полноценное управление собственниками своими домами. Сразу исчезнут проблемы с кворумом и люди почувствуют себя реальными собственниками, способными влиять на то, что происходит с их двором, домом или квартирой.

– В этой системе подкупает еще и то, что с 1 января 2018 года заработает такой экономический рычаг, как «нет информации – нет денег»…

– Да, это ключевая норма, которая специально вводится как экономическая мера против недобросовестных компаний. С 1 января 2018 года гражданин получит право не платить за услуги ЖКХ до тех пор, пока информация о начислениях по его квартире отсутствует в системе. Не вообще не платить, а именно до тех пор, пока информация не будет размещена в ГИС ЖКХ. По сути, вводится экономический стимул быть добросовестным и в открытом доступе размещать всю необходимую информацию. Кстати, уже с 1 июля этого года её размещение в ГИС ЖКХ (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, для которых такая обязанность наступит позже) станет обязательным, а с 1 января 2018 года контролирующие органы смогут привлекать за отсутствие информации в системе к административной ответственности.

– Назовите, пожалуйста, всех причастных к разработке и внедрению этой замечательной системы.

– Координацию работ осуществляет Минкомсвязь, нормативную правовую базу мы создали совместно с Минстроем, оператор системы - Почта России, разработчик - компания «ЛАНИТ».

– Михаил Яковлевич, скажите, а пробовал кто-нибудь подсчитать совокупный экономический эффект от внедрения ГИС ЖКХ? Хотя понятно, конечно, что невозможно учесть все то время, которое граждане перестанут проводить в очередях и при личном общении с представителями УК, ТСЖ и которое будет потрачено с большей пользой. А также те экономические потери, которые имели место быть из-за непрозрачности системы ЖКХ, которую раньше называли чуть ли не «черной дырой».

– Спасибо вам за этот совет, мы это обязательно сделаем. У нас, честно говоря, пока руки до этого не доходили. Конечно, конкретный экономический эффект будет веским аргументом в любом обсуждении. Но мы с вами в любом случае понимаем, что открытость информации - это очень важно, но важно еще и правильно выстроить экономические отношения между участками рынка и органами власти. Этому сейчас в правительстве уделяется большое внимание.

– У такой прекрасной системы, как ГИС ЖКХ, есть «оппозиция»?

– Есть, конечно, и большая. Напрямую мало кто говорит, что он против открытости и прозрачности. Как правило, это камуфлируется под разговоры о том, как все это сложно для организаций сферы ЖКХ, что будут информационные сбои, что люди не разберутся. И что «давайте поменьше информации оставим в системе, а это вот уберем на потом может быть, и так далее…» В общем, многим эта открытость и прозрачность нужна только на словах, но не на деле.

Сбои в любой информационной системе, действительно, возможны, но для этого и существуют требования по информационной безопасности и сохранности данных. Важно, что ГИС ЖКХ уже работает, а для решения любых возникающих вопросов у пользователей у нас есть круглосуточная служба поддержки, куда можно обратиться и получить необходимую помощь. Конечно, нельзя сказать, что все критики ГИС ЖКХ являются исключительно заинтересованными лицами, всегда ведь хватает и объективных проблем, и просто скептиков, и хорошо, что такая дискуссия есть - это заставляет нас быть эффективнее и быстрее двигаться вперёд в развитии системы. Но все уже стали понимать, что в сферу ЖКХ пришла большая информатизация и это потребует от наших органов власти, ТСЖ, управляющих и ресурсоснабжающих организаций соответствовать требованиям открытости и конкурентной среды, позволит потребителю сравнивать, кто как работает, видеть поставленные гражданами рейтинги управляющих организаций и отзывы об их работе, требовать улучшений, выбирать лучших поставщиков услуг. Не всем хочется менять привычный стиль и ритм работы, но сфера ЖКХ в любом случае уже скоро станет совсем другой, и это будет значительно более высокое качество отрасли. И мы все будем участниками этих перемен.

Фото: krasnoforum.ru