Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

«В России «умных городов» пока нет, но есть зачатки…»

Редакция «ФедералПресс» / Юлия Кочарина
Свердловская область
5 ДЕКАБРЯ, 2018

Вяткин Михаил Борисович

Архитектура
Свердловская область

Екатеринбург во второй раз принимает участие в конкурсе за право проведения международной выставки «ЭКСПО-2025». Заявленная тема выставки: «Преобразуя мир: Инновации и лучшая жизнь — для будущих поколений». Между тем, сегодня инновации невозможны без создания «умных городов». В Сети даже гуляет топ-10 «умных городов» России, где уже реализованы «умные технологии». Один из них – Екатеринбург. О том, что такое «умный город», можно ли столицу Среднего Урала действительно считать таковым и что нас ждет в будущем – в интервью «ФедералПресс» с заслуженным архитектором России, экс-главой департамента архитектуры и градостроительства Екатеринбурга Михаилом Вяткиным.

Михаил Борисович, что для вас «умный город»?

– «Умный город» – это конечно урбанистика, это наука, техника, это все новые цифровые технологии, компьютеризация. Все это должно быть использовано в «умном городе», задача которого – комфортное проживание людей. А комфортное проживание заключается не в том, что у меня красивая и уютная квартира, но в том, что я выхожу на улицу и вижу удобный транспорт, который приезжает ко мне прямо к дому и довозит меня до работы.

«Умный город» – это все услуги. Управление городом тоже должно быть «умное». Какой только проблемы не коснись, это все должно быть на высшей точке знаний и достижений цифровой науки.

«Умный город» – это и архитектура. Это в первую очередь новые дома – дома экологичные, которые используют природные ресурсы. «Умный город» не трогает природу и сохраняет ее такой, какая она есть.Можно долго говорить – понятие очень широкое, но главная связующая – IT-технологии.

Можно ли говорить, что Екатеринбург – «умный город»?

– Сказать, что Екатеринбург – «умный город», наверное, нельзя, но у него есть определенные зачатки. В качестве примера я уже называл Академический район: с точки зрения безопасности, эксплуатации зданий, – все это уже компьютеризировано, заведено в одну базу. Особенно безопасность: сидит человек на пульте, видит все входы и выходы, может предотвратить какие-то эксцессы и в доме, и на улице.
«Умный город» – то, что мы сейчас создаем систему оплаты всех наших услуг. Я хоть и сам методомтыкакогда-то изучал эту систему, сейчас в телефоне оплачиваю все квитанции, – это здорово. Электронная запись в больницу – это элемент «умного города».

Здания, которые есть и строятся в Екатеринбурге, далеки от «умных». Хотя зачатки тоже есть, но сказать, чтозданиеполностью «умное»,чтовнедрены всетехнологическиеновинки, нельзя. Если говорить об «умных домах» с точки зрения энергоэффективности, здесь – это скорее произойдет в индивидуальном строительстве: когда человек каждую копейку считает, он может начать искать альтернативные источники энергии. Например, собирать воду с крыши и в дальнейшем ее использовать. Возможно, появятся отдельные коммерческие здания, где серьезные фирмы покажут уровень своего развития. Что же касается жилищного строительства, то мы пока далеки: жилье, которое мы строим, «умным»назвать нельзя.



Что может предложить идея «умного города» в плане градостроительных подходов и решений?

– Это сегодня самый сложный момент. Для крупных мегаполисов, таких как Екатеринбург, сегодня комфорт проживания – очень сложная проблема. Но мы нащупали те тренды, как должен развиваться город – не новый, а уже существующий.

К сожалению, мы в свое время в России увлеклись афинской хартией иЛеКорбюзье, когда все планировалось достаточно примитивно: вот селитебная зона(земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и поселков городского типа, - прим. Ред.), вот производственная зона, вот зона для общения. Производство ставилось во главу угла по принципу: из дома на работу – с работы домой. В последнее время мы заговорили о том, что мы должны думать прежде всего о человеке.Производство меняется, и, самое главное, мы стали думать о комфорте людей. А в чем этот комфорт заключается, для такого мегаполиса как наш?

Во-первых, мы поняли, что город не должен развиваться вширь, чтобы окружающее пространство – природу – оставить нашим потомкам. Можно, конечно, все вырубить и построить заводик.Он через 20 лет прекратит свое существование, а природу погубит, – так нельзя. Один из основополагающих принципов устойчивого развития – это сохранение окружающей среды. Город должендолженрасти за счет внутренних ресурсов. Мы должны пересматривать подход. У нас много районов, где нужнаревитализация. Есть депрессивные территории, которые надо использовать – это то, что лежит на поверхности. Не стоит лезть и уходить вширь, нужно держаться в границах.

Второй принцип – отказ от личного транспорта. Все преференциитолько общественному транспорту.Те же французы взяли и поставили себе задачу – скоростные трамваи. У них это – государственная задача, они по этому пути идут. Немцы тоже говорят: «Наделайте лежачих полицейских, наставьте знаки ограничения 20 и 30 километров и штрафуйте, наказывайте, и в итоге бросят люди автомобили». Зачем создавать идеальные условия машине, если мы должны создавать идеальные условия для себя любимых? Но для этого нам надо ходить по чистым, зеленым улицам, создавать общественные пространства, где бы тусовались молодые люди, собирались пожилые.Когда идешь по набережной видишь скейтборды,велосипеды, а надо разделять зоны по интересам. Нам надо менять психологию.

Есть еще один момент – сама планировка города. Мы пошли в свое время по принципу развития микрорайонов. В свое время были маленькиеуютныедворики, молодежь и дети выходили во двор, играли в домино. Сегодня весь Запад идет по пути развития маленьких кварталов: первые этажи отданы под магазинчики, кафе и прочее, а внутреннее пространство – это только наше.Нам надо также начать строить– маленькимиквартальчиками. Это задача архитекторов, урбанистов и градостроителей. Сейчас это закладывается в стратегии пространственного развития города.

«Умный город» требует «умного» подхода к архитектуре.На ваш взгляд, есть в Екатеринбурге такие здания?

– Я считаю, что одно из первых зданий такого толка – это «Центр управления перевозками», который стоит на углу улиц Челюскинцев и Героев России. Почему? Во-первых, РЖД не пожалели денег на это здание. Это здание функционирует как организм с единой базой с одного сервера.

В последнее время у нас строится в основном жилье. Если говорить о нем, отдельные наши строители задумываются о некоем централизованном обслуживании всех квартир. Я знаю, что жители довольны, когда все коммуникационные вопросы централизованы: ты обратился – тебе все тут же сделают.



Как на ваш взгляд повлияет концепция «умного города» на развитие промышленности и заинтересован ли бизнес в создании «умных городов»?

– Мы ни в коем случае не должны забывать, что мы – производственный и промышленный центр России, поэтому нужно понимать, какое у нас производство будет развиваться. Мы должны все это четко представлять, и бизнес должен это понимать. Для развития должна быть база: земля, площадки, транспортные связи, трудовые ресурсы. Научная база у нас есть, новажногде должно быть производство. Еще Аркадий МихайловичЧернецкийговорил: «Не пытайтесь застроить все площадки жильем, нужно иметь резерв для промышленности». Сейчас производство становится более компактным, поэтому какие-то излишки территориальные будут появляться, и здесь важно не отдавать все на откуп бизнесу.

Мы следим за территориями поселений – проекты жилья, планировки улиц,аза производственными площадками никто не следит.Всоветские времена все это было очень четко поставлено, были свои экспертизы и проектные институты.Мы это все забыли, производствосжалосьи мы начали раздавать ненужные цеха. Таким образом пошла стихийная застройка территорий. Этого допускать нельзя и нужно навести порядок, такой же как с жилыми зонами. Генплан должен обозначить территории производства, а правила застройки и землепользования должны эти промышленные зоны выделить по примеру селитебных территорий. Если собрался строить – пройди согласования, утверди и строй так, как положено.

В России почти во всех селах до сих пор нет очистных сооружений. О каких цифровых технологиях и «умных городах» может идти речь, если летому нас до сих пор не бываетгорячей воды из-за опрессовоки водугреютвчайнике? На ваш взгляд, ментально мы к «умному городу» готовы?

– Мне сложно сказать. Я всегда ставлю для себя определенную веху. Вот я в 1994 году по учебному обмену был впервые в СоединенныхШтатах. Мы учились в университете вМинеаполисеиобъездилимного других городов. Тогда я впервые был на так называемом Диком Западе, видел какие там магазины, какой подход. И они говорили: «А вот смотрите, у нас есть сотовые телефоны и компьютеры. Можно любую книгу из нашей библиотеки в компьютере почитать.Вперспективе будет сеть, которая охватитвесь мири вы сможете почитать, к примеру, книги из лондонской библиотеки». Я смотрел и думал: «Нукогда еще у нас такое будет?». А 25 лет прошло и все изменилось, мы изменились. Внуки у меня еще в садик ходят, а уже из телефонов не вылезают. Вы говорите «с чайниками» – это уже единицы.Но, конечно, мы должны смотреть и воспитывать наше население,не допускать, чтобы в город приезжали неквалифицированные кадры.

Одним из ключевых признаков «умногогорода» являетсяпостоянная коммуникация и активное участие населения в принятии значимых решений.Сейчас, к сожалению, достаточно легко организовать неравнодушных граждан противкаких-либо проектов, а вот «за»–сложновато… Есть ли вероятность, что со временем ситуация изменится?

– Если говорить о демократизации процесса регулирования строительства,тоучастие населения должно увеличиваться. Но мы всегда шарахаемся из одной крайности в другую.Еще недавно на население вообще не обращали внимания, сами приняли решение – и до свидания. Теперь – в другую сторону – население надо подключать: пусть обсуждает, и если нет общественных слушаний, то ничего нельзя сделать.Это, наверное, тоже неправильно,потому что население не всегда готово к принятию определенных решений.

Если мы говорим о глобальных вопросах – да, нужно выносить на референдум и мнение людей слушать, а если дело касается конкретныхобъектов, неспрашивают специалистов, а спрашивают население.На такие совещания молодые и креативные люди не ходят – им некогда, а ходят пожилые, городские сумасшедшие, ходят группы, которые приводят заинтересованные застройщики. Это профанация публичных обсуждений. Нужно выяснять мнение населения, но оно не должно стать догмой. Но самое главное – участие профессионального сообщества.

Какой проект «умного города» из существующих сейчас в мире кажется вам самым интересным? Насколько реально реализовать такой проект в России?

– Нужно понимать, что полностью «умным городом» не может стать целый город как Екатеринбург. По всему миру «умный город» – это отдельные небольшие районы. Есть примеры в Корее, в ОАЭ. Там к зданиям относятся особо тщательно, их проектируют выдающиеся архитекторы, поэтому там все прекрасно и заурядного здания появиться не может. Это отдельные районы, в которые вбухиваются огромные деньги, потому что технологии стоят дорого и в весь город столько денег не вложишь, а вот в район – вложишь. И население в такой район придет тоже «умное».ВРоссиипока«умных городов»тоженет, но есть попытка реализовать это в Сколково.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин