Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Шевалдин
Свердловская область
20 ДЕКАБРЯ, 2021
Введение в ряде регионов страны достаточно жестких ограничительных мер, с одной стороны, сыграет в пользу туристическому бизнесу, но с другой – конечно, создаст негативные последствия. Но зарубежный отдых пока остается открытым для граждан России. Какие направления станут популярными этой зимой и какие риски при этом могут быть для туристов – об этом и многом другом говорит президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев в рамках Public Talk ФедералПресс-центра.
Михаил Анатольевич, боится ли турбизнес Свердловской области и Екатеринбурга новых ограничений? Что это – новый вызов пандемии?
— Мы готовы к разного рода вызовам. Ожидаемо, что в регионах и странах могут быть введены ограничения, и они вводятся. Нельзя сказать, что кто-то этим шокирован или удивлен.
Другое дело – с практической точки зрения как это отразится. Здесь есть и плюсы в виде комплекса мер поддержки со стороны государства. Также появились дополнительные нерабочие дни, которые люди захотят максимально использовать с пользой. С другой стороны – готовность выездного рынка к этому, полетные программы внутри страны и готовность нашей инфраструктуры, в том числе и Свердловской области. Или даже сказать правильно – неготовность: как к приему большого количества туристов, так и предоставления отдыха для самих жителей Екатеринбурга и региона.
Повсеместно расширяется список тех мест, где будут требовать сертификаты о вакцинации. Как вы считаете, станет ли это причиной для отказа от поездок в Екатеринбург иногородних гостей?
— Мы изначально не делали ставку, что в период осенних школьных каникул люди массово поедут в Екатеринбург. Но, конечно, хотелось бы, чтобы загрузка отелей была достойная, потому как в прошлый год она составляла менее 50 %. А некоторые отели были на грани выживания. И сокращение такой возможности болезненно отразится на предприятиях, ориентированных на прием граждан. Это наша основная проблема. Потому что Екатеринбург – это в первую очередь центр делового туризма. И для нас очень болезненна отмена крупных мероприятий в регионе, поскольку сюда приезжают командировочные люди для бизнес-контакта.
В целом же мы не ориентированы на классический прием туристов. Плюс задача для нас – это не только гости региона, но и сами жители полуторамиллионного города и области. В этом плане мы столкнулись с целым рядом проблем.
Опасения связаны не с тем, что Свердловская область больше ориентирована на выезд, чем на въезд. А наша задача – обеспечить возможность отдыха и жителей региона. Прием туристов – это задача номер два. Она важная, но если будет остановлена деятельность туристических объектов, введены ограничения, это неминуемо сократит интерес к региону. Хотя надо понимать, что если эти ограничения будут введены повсеместно по стране, то и альтернатив для отдыха особых не будет.
В последнем случае действительно наблюдается проблема. Это отсутствие в регионе загородных средств размещения. В последние 10 лет фактически вся работа привлечения инвестиций в туриндустрию была, к сожалению, безнадежно провалена. Также не создавались интересные туристические программы. И это легко объяснить, у нас на каждой трассе по 10 мини-отелей, которые и так хорошо загружаются. А отсутствие конкуренции приводит к высокой стоимости и недостатку многообразного востребованного продукта. Сейчас для региона это ключевая проблема.
Фактически за счет неудачного осуществления работы со стороны кураторов области туристского направления мы имеем ключевую проблему – нет возможности обеспечить отдых внутри нашего региона. И если говорить о том, что нужно привлекать туристов из других регионов и со стороны рубежа, то это звучит совершенно нелепо. Надо хотя бы частично создать условия, чтобы сами жители могли отдыхать на малой родине.
На какие зарубежные направления растет спрос сейчас, в конце октября? И куда лучше и выгоднее полететь уральским туристам?
— Все зависит от ваших финансовых возможностей. Сегодня есть целый ряд предложений на рынке зарубежного туризма – это Объединенные Арабские Эмираты, Турция, европейское направление – Венгрия. Но на период осенних каникул стоимость будет значительно выше, чем неделей ранее, к примеру. И это объяснимо – высокий спрос. Поэтому если есть возможность у вас сдвинуть путешествие с целью экономии, то, конечно, такой вариант стоит рассмотреть.
Об отдыхе внутри страны надо понимать главное – отслеживать ограничения, где они и на сколько введены. В этом случае сегодня авиационные программы позволяют, например, жителям уральского округа вылетать по очень хорошим условиям с хорошими тарифами: даже по тем направлениям, которые ранее, может, и не ассоциировались с туризмом, но интересны.
Есть определенные ограничения по любимым местам российских туристов. Это и Калининградская область – одна из первых ввела ограничения. Безусловно, это касается и Москвы, и Питера. Южный федеральный округ – тоже есть определенные сложности в Ростовской области и Краснодарском крае.
Если говорить об отдыхе внутри Большого Урала, то плюсы очевидны. Не надо тратить деньги на транспортные услуги, достаточно личного автомобиля. Но в то же время высокий спрос приводит к повышению стоимостью услуг, например, в тех же излюбленных нами Челябинской и Тюменской областях.
Стоит ли ожидать закрытия границ и повторения ситуации 2020 года?
— Попытаться это спрогнозировать довольно сложно. Везде наблюдается проблема роста заболеваемости в основных странах, с которыми у нас ассоциируется туризм. И в первую очередь это Турция. Тем не менее, если рассматривать ближайшие полгода-год, то все национальные офисы по туризму, руководители дипмиссий, с которыми мне приходилось общаться, смотрят с оптимизмом на перспективу развития туристических отношений.
Turkish Airlines с 30 октября приостанавливает вылеты из Екатеринбурга в Стамбул. Какие авиакомпании «подстрахуют» наших туристов и вернется ли Turkish Airlines в Кольцово?
— На данный момент по направлению Екатеринбург – Стамбул летают две наших авиакомпании («Победа» и Nordwind. – Прим. ред.). По моим данным, еще две рассматривают возможность и перспективы по этому направлению. Но сказать очень сложно про последних, стоимость маршрута не слишком высока и вопрос, не возникнет ли у них проблем с загрузкой.
Про возвращение Turkish Airlines – в официальном релизе они сообщают о временной приостановке. Но как говорит опыт – все временно ушедшие зарубежные авиакомпании, а их было (!) 18, не вернулись. Нам бы очень не хотелось, чтобы и с «Турецкими авиалиниями» произошла подобная ситуация. Это совершенно не рядовая компания, одна из крупнейших в мире, которая давала огромные возможности по последующей «разлетке» из Стамбула в удаленные точки планеты. Это и Африка, и Юго-Восточная Азия, Южная и Северная Америка. Сейчас мы этого лишаемся.
Но более досадное: мало того что туристы теряют возможности путешествия, а туркомпании создания комплексных туров, это еще и имиджевый урон для нашего региона. Уход таких игроков – это определенный сигнал для зарубежных инвесторов. Любой человек понимает, что приостановка либо уход из региона – это не сиюминутное решение, бизнес смотрит на перспективы развития на несколько лет вперед. Другими словами, они не видят экономического роста здесь. И это может послужить негативным сигналом для других зарубежных компаний. В этом есть основная, на мой взгляд, проблема ухода Turkish Airlines.
Есть ли смысл в целом планировать отдых этой зимой?
— Конечно, есть. Как и риски. Смысл заключается в том, что это гарантированный отель в нужный период. А риски – мы не знаем, какого характера и где ограничения могут быть введены.
Назовите пять стран или направлений, куда стоит лететь этой зимой.
— На зимний период это Объединенные Арабские Эмираты, Венгрия, Турция и наверняка какая-то экзотика – Шри-Ланка, Доминиканская Республика, не исключаю Малайзию.
Фото: Robert Michael / dpa / globallookpress.com; ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин