Редакция «ФедералПресс» / Ирина Ромашкина
Тюменская область
23 АВГУСТА, 2022
После кризисного 2008 года российские предприниматели нажили опыт преодоления трудностей, «нарастили мышцы» и стали справляться с более трудными задачами. Такое мнение на полях форума СУП-2022 высказал в беседе с «ФедералПресс» депутат Тюменской областной думы, куратор проекта «Капитаны бизнеса», президент ГК «Автоград» Алексей Салмин.
Алексей Павлович, вы являетесь одним из самых востребованных экспертов проекта «Капитаны бизнеса» (тюменский проект по созданию инвестиционных команд в муниципалитетах. – Прим. ред.). Недавно были в Заводоуковском районе, судя по вашим публикациям в соцсетях.
— Действительно. И не знаю: я его выбрал куратором или он меня. В Заводоуковске «проваливались» в область туризма, там появилась неожиданная идея, которую до сих пор не озвучивали.
Это этнопарк. Благодаря «Капитанам бизнеса» у Заводоуковска появился бренд «На крыльях Сибири». На въезде в город установят стелу в виде планера. Это связано с историей Заводоуковска, где во времена Великой Отечественной войны производились планеры – тысяча штук в год, 65 % от общесоюзного объема. Директор планерного завода – ученик легендарного инженера-конструктора Олега Антонова. Пусть Заводоуковск ассоциируется у россиян с «Крыльями Сибири».
Важно, чтобы у города была своя ассоциация. По каждому муниципальному образованию эта работа должна производиться. Например, Ялуторовск – это... блин! Его знают как блинную столицу России. 30 лет назад Ялуторовск был известен благодаря декабристам, 15 лет назад острог (туристический комплекс в Ялуторовске. – Прим. ред.) появился и «перебил» декабристов. А теперь их переплюнул блин.
Как часто в нашем регионе встречаются такие проекты, в которые хочется инвестировать – если не рублем, то собственным предпринимательским опытом?
— Каждый муниципалитет Тюменской области обладает громадным потенциалом. Ниш очень много. Например, зашел проект «Ягода» – это экоферма по круглогодичному выращиванию ягоды. А сбор дикоросов? Это недооцененные наши ресурсы, которые необходимо организовать.
Заметьте, я не говорю о глобальных вещах – нефтепереработке или нефтехимии. Как раз малые и средние проекты, которые на первый взгляд неощутимы, – их много в области, и создается большое количество рабочих мест. Потенциал огромный. Про туризм не говорю – еще непаханое поле.
Какие инициативы поступают от сельских предпринимателей?
— Для этого нужно рассказать, что такое проект «Капитаны бизнеса» и какова глубина этого проекта. В муниципалитеты приезжают кураторы не только из Тюмени. Это представители масштабного бизнеса, где люди уже занимаются предпринимательством на уровне корпоративного управления.
На встрече с главами поселений, замами, предпринимателями бизнеса разного уровня, молодежью проводятся круглые столы. Далее действуем по одному сценарию: сначала установочная сессия, затем проводим мозговой штурм. Идет поиск идей, беседа ведется ни к чему не обязывающая, простая, но достаточно продуктивная. В процессе встречи главы видят людей, и вылетают неожиданные идеи.
В Тобольске год назад на таком мозговом штурме родился «Менделеев Парк» с химической тематикой. Эту идею родили студенты, и она выросла: сейчас на реализацию выделены громадные деньги.
Какие есть проблемные точки, которые осложняют развитие сельского предпринимательства?
— Не вижу проблемных точек. Губернатор нас поддерживает, это самое главное. В прошлом году мы много говорили о «Капитанах бизнеса», и глава региона вник в проект, увидел перспективу.
На форуме СУП вы расскажете о закономерностях кризисов и их необходимости для оздоровления экономики, общества и человека. Как ни парадоксально, кризис является для многих предпринимателей точкой роста. Почему так?
— Поясню на примере организма человека. Спортсмен, который хочет добиться результата на тренировках, заходит в зону кризиса. Только в этом случае растут мышцы. Когда тренер устраивает правильно дозированный кризис, дает немного больше нагрузки на каждой тренировке или когда человек жмет штангу на пределе сил, то происходит разрыв мышцы и она становится больше. Как ни странно, в этом есть фактор здоровья.
Как коснулись лично вас антироссийские санкции? Как повлияли на бизнес?
— Меня лично уже ничто не берет, все кризисы пережили и прошли (смеется). Это уже, наверное, 15-й кризис у меня. И многих бизнесменов я спрашивал, как они ощущают санкции. Отвечают: никак не ощутили.
Говорят, что будет «отложенный» кризис?
— Возможно, под конец года будем чувствовать. Кто-то в 2023 году почувствует влияние санкций. Но у нас есть время для подстройки. Это самое важное. Если сравнить с кризисом 2008 года – там вообще никто не понимал, что, зачем и как нужно делать. Все происходило очень быстро. Теперь у нас есть опыт и время, чтобы адаптироваться.
Какую стратегию избрал «Автоград», чтобы противодействовать влиянию западных санкций? Как теперь работаете с поставщиками автомобилей?
— Понятно, что, исходя из результатов 2021 года, план на 2022 год мы повысили на 15 %. Скорее всего он будет скорректирован в сторону снижения. Но это не критично.
С точки зрения продаж была небольшая корректировка, потому что нет объемов, ушли в сторону «китайцев» и трейд-ин. А по сервису ничего не случилось. Наоборот, все стали больше внимания уделять сервису.
Есть план по замещению западной продукции?
— Есть, и немного уже замещаем. Вводим «китайцев», смотрим другие бренды.
Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина