Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Политолог о новой кампании Путина: «Запрос на перемены умер с началом СВО»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
11 ДЕКАБРЯ, 2023

Швайгерт Алексей Викторович

Политология и политтехнологии
Свердловская область

Президент Владимир Путин на встрече с Героями России выразил желание баллотироваться на новый срок. Выборы пройдут в марте, и на местах уже начинают к ним готовиться. О том, что будет главной темой президентской кампании Владимира Путина, кто может стать его соперниками и какую роль сыграют региональные политики, «ФедералПресс» рассказал екатеринбургский политолог Алексей Швайгерт.

СВО – красная нить кампании

Президент Владимир Путин заявил, что будет баллотироваться на новый срок. Чем эта кампания будет отличаться от предыдущих? Чего можно будет ожидать?

— Я думаю, что это достаточно безальтернативная кампания. Все механизмы мобилизации избирателей и технологии повышения явки мы видели еще в 2018 году, они были апробированы. Здесь они будут применяться по лекалам шестилетней давности, но с использованием дополнительных новых технологий, связанных с IT, например.

А то, что Владимир Путин заявил о выдвижении на встрече с Героями России, военными – это символический жест?

— Безусловно, да, потому что тема специальной военной операции будет, наверное, одной из красных нитей этой избирательной компании. В ходе СВО решалось много проблем. Мы видели организацию социальных фондов, фонда «Защитники Отечества», помощи семьям бойцов, гумконвоев и, собственно, помощи армии. Одновременно мы видели и другую сторону – историю с «маршем справедливости» [основателя ЧВК «Вагнер» Евгения] Пригожина, жесткую публичную дискуссию между ним и [министром обороны Сергеем] Шойгу. То есть вообще тема, связанная с военными, с их семьями, с обстоятельствами, в которых они сейчас находятся, потенциально резонансна.

Такой контекст, в котором мы сегодня увидели обозначение выдвижения Путина на президентскую кампанию, – это такое легкое вхождение: в пятницу, в середине дня, так сказать, под выходные, чтобы было что обсудить людям, далеким от политики. Чтобы они могли как-то свыкнуться с этой мыслью буквально за пару недель до Нового года и выдохнуть, что сюрпризов не будет, каких-то грандиозных перемен во власти не намечается, ну, значит, и слава Богу, живем – хлеб жуем.

Но тема СВО будет каким-то образом обыгрываться. Я думаю, все слышали о том, что возможно появление в кампании [основателя партии «Яблоко» Григория] Явлинского – если не с антивоенной повесткой, то как минимум с темой перехода уже от военной операции к каким-то мирным переговорам. Я думаю, что одна из основных линий будет строиться на этой дихотомии между «войной и миром», что называется, – между спецоперацией и какими-то шагами по урегулированию конфликта, какими-то переговорами.

И вот здесь будет учитываться настроение людей в моменте, социально-экономическая ситуация, все, что окажется в социологии, будет ли как-то на фронте развиваться наступление или, наоборот, контрнаступление украинской стороны. Все эти обстоятельства будут учитываться, поэтому драматургия всей кампании будет формироваться по тактическим данным. Общий контур и стратегия уже понятны: кандидат и так побеждает, надо его правильно «сервировать».

Трансформация стабильности

А может быть кандидатом более правый политик, какой-нибудь Захар Прилепин?

— Более правого политика, чем Путин, в этой кампании я на самом деле не вижу. Такая риторика, с одной стороны, токсична, а с другой стороны, очень быстро мобилизует вокруг себя сторонников. Действующий президент вынужден играть на полутонах, на какой-то дипломатии, на понимании, что должен слышать избиратель в моменте, учитывая все нюансы внешнеполитического контура. А вот люди а-ля Пригожин, а-ля Прилепин могут очень быстро начать набирать очки за счет правого популизма. И это, безусловно, опасно.

Оппоненты у Путина будут, они будут разные. Можно по-разному относиться к тому же Явлинскому или условному [лидеру партии «Новые люди» Алексею] Нечаеву, который может появиться в кампании, но размывать ядро путинского электората нельзя.

Раньше основной ценностью этого электората называлась стабильность. Но про стабильность после СВО, санкций, того же мятежа Пригожина сложно говорить. Что пришло на ее место? Или она осталась в каком-то другом виде?

— На самом деле мы сейчас должны поискать новое слово, какую-то «стабильность 2.0». В последний двухгодичный цикл избиратель достаточно быстро трансформировался: запрос на перемены умер вместе с началом специальной военной операции. Вот той самой стабильности сейчас на самом деле не хватает, все хотят вернуть, грубо говоря, нулевые, середину нулевых. И если вы заметили, то у нас и губернаторы последний год-два побеждают в избирательных кампаниях как раз с достаточно консервативными и скромными заявлениями, с такой психотерапевтической риторикой, обещающей возвращение к нормальности.

Думаю, что кампания Путина будет развиваться именно в логике стабильности. Это универсальная мантра, которая является объединяющей и пронизывающей сейчас фактически каждого человека – как одобряющего проведение специальной военной операции, так и сомневающегося или не одобряющего. Есть запрос «вернуть как было»: вернуться к норме, которая была выражена в стабильности в части работы, зарплаты, завтрашнего дня, возможности поехать в соседнюю страну, не бояться силового преследования или того, что тебе завтра придет повестка из военкомата. Давайте назовем это стабильностью, пока не найдено другое, более удачное слово.

Президентская кампания в регионе

Буквально на этой неделе прошла конференция свердловского отделения «Единой России», на которой губернатор Евгений Куйвашев давал указания как раз в преддверии президентских выборов: остановить или отменить спорные проекты, показывать результаты своей работы, не бояться отвечать перед избирателями.

— Это закон любой избирательной кампании. То есть совершенно логично, что повысить некоторый уровень социального оптимизма – это одна из главных задач любого администратора. Поэтому снизить конфликтность, показать результаты работы – это, правильные слова, которые звучат из года в год. Это все ради того, чтобы ощущение людей, когда они смотрят вокруг, было таково, что в принципе большая часть проблем как-то улажена или решена, видны какие-то совершенно конкретные наработки власти.

Когда были выборы в думу Екатеринбурга, я спросил у одного из ваших коллег, почему завязалась такая жесткая борьба, хотя полномочий у депутатов все меньше. Он ответил, что на президентских выборах многие депутаты смогут «засветиться» и заработать политические очки. В чем будет их роль?

— Я с этим коллегой не очень соглашусь, поскольку не вижу какой-то особой роли депутатов городской думы в президентской кампании. Безусловно, каждый депутат, губернатор или мэр может использовать ее для удобной связки с Путиным. Это одно из таких окон возможностей, когда ты совершенно легально, как сторонник президента, можешь связать свое имя с его фамилией. В то же время, если мы обсуждаем гордуму, я бы здесь говорил только о каких-то амбициозных депутатах, которые выстраивают более долгосрочную политическую карьеру,

Президентская кампания пройдет безотносительно, что называется, местных игроков. То есть социальные сети, федеральный телевизор, федеральные интернет-ресурсы сделают 90 % объема, необходимого для достижения расчетных результатов. А то, что будет на местах твориться, – это скорее даже неудобный информационный шум, который может отчасти мешать кандидату. Ведь недаром выборы президента не входят в единый день голосования, ни с чем не совмещены, расчищены от другого информационного поля. Доминирует только президентская повестка, и неправильные шаги местных игроков могут скорее купироваться, нежели поддерживаться со стороны Кремля.

Фото: kremlin.ru