Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Политолог заявил о нехватке федеральных средств на все регионы

Редакция «ФедералПресс» / Михаил Белый
Москва
21 ЯНВАРЯ, 2021

Шаяхметов Арсен Маратович

Наука и образование, Политология и политтехнологии
Республика Башкортостан

Бюджеты на 2021 год у подавляющего большинства субъектов формировались с ощутимым дефицитом и с пониманием того, что планируемые доходы будут ниже, чем в предыдущие годы, а расходы выше. Такие выводы содержатся в совместном докладе Центра развития региональной политики (ЦРРП) и аналитического агентства «Национальный Эксперт». В исследовании отмечается, что региональная бюджетная система России еще до пандемии находилась в глубоком кризисе. Большая часть субъектов страны сохраняет жизнеспособность лишь за счет федеральных дотаций, некоторые – за счет кредитов. Ряд из них настолько закредитованы, что в ближайшее время могут повторить судьбу Ингушетии, в конце прошлого года объявившей о дефолте. О том, кто из регионов оказался сейчас в группе риска и кому может не хватить федеральных средств, «ФедералПресс» рассказал политолог Арсен Шаяхметов:

«В условиях разворачивания массовой вакцинации фокус внимания властей смещается с задачи физического выживания на восстановление экономики и формирование новых импульсов роста. Это следующий шаг антикризисной программы: решение тактических задач по спасению жизней здесь и сейчас позволяет перейти к стратегическим целям – сохранению популяции в долгосрочной перспективе.

Ряд регионов (Мордовия, Тыва, Калмыкия) на сегодняшний день настолько закредитованы, что и вправду находятся на грани дефолта. В ПФО наиболее крупные бюджеты запланированы в Татарстане (274,6 млрд рублей) и Башкортостане (203,6 млрд рублей). Чуть меньше доходов – в плане Нижегородской области (202 млрд рублей). Объем расходов в Башкортостане сократился за год на 11 млрд рублей и составил 225,6 млрд рублей – также второй показатель после Татарстана (281,6 млрд рублей). Нижегородская и Самарская области планируют потратить 217 и 203,5 млрд рублей соответственно. Самыми скромными бюджетами в округе обладают Мордовия и Марий Эл (около 40 млрд рублей) и Пензенская область – 60–62 млрд рублей.

Если рассматривать плановые значения бюджетов регионов страны, обращает на себя внимание тот факт, что ряд субъектов предполагают получить бездефицитный или профицитный бюджет. Таких регионов насчитывается 12. Примечательно, что практически все из них можно отнести к экономическим аутсайдерам – Еврейская автономная область, Пензенская область, Мордовия, Марий Эл. Вышли «в ноль» Оренбургская область, Удмуртия, Костромская, Орловская, Тамбовская, Омская области, Камчатский край. Очевидно, что они либо надеются на покрывающие затраты трансферты, либо маскируют будущие экономические проблемы. Таким образом, практически все регионы планируют существенный бюджетный дефицит в наступившем году.

Помимо федеральных трансфертов, регионы надеются на развитие инфраструктурных проектов (в частности, за счет нацпроектов) – это один из немногих драйверов экономики и привлекательности субъектов. В 2020 году федерального финансирования региональных «строек» не произошло, сокращалась только региональная составляющая. В 2021 году уменьшения финансирования также не ожидается. Формальные обязательства выполняться будут – базовые требования исполнят, а вот на «начинке» могут сэкономить. Благодаря этому в Татарстане был открыт индустриальный парк «Саба» (планируется привлечь 22 резидента и создать более 500 рабочих мест за три года), а в Башкортостане – ОЭЗ «Алга». Транспортные реформы реализуются в Самарской области (строится мост через Волгу) и все в той же Башкирии (в Уфе реконструируются ключевые развязки, строятся Восточный выезд из города, третий мост через Белую, достигнута договоренность с РЖД о строительстве железнодорожного кольца). Необходимость этого остро назрела в связи с отставанием субъектов ПФО в части развития транспортной инфраструктуры.

Очевидно, что крупные проекты реализуются в окружных лидерах, а дауншифтеры продолжают постепенно вязнуть в собственных проблемах. Региональное расслоение усиливается. В условиях собственного дефицита и существенных ограничений на зарубежные инвестиции федеральных средств (в первую очередь крупных госкорпораций – «Газпрома», «Сбера», «Русгидро», ВТБ, РЖД, ВЭБ) на всех не хватает».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева