Редакция «ФедералПресс» / Станислав Казаченко
Красноярский край
17 НОЯБРЯ, 2025
Современная работа в офисе требует командного подхода. И многие воспринимают это как необходимость жертвовать собственными интересами и невозможность отказать просьбам начальства. Психолог Сергей Глушков поделился с «ФедералПресс» своим мнением о том, как в этих условиях можно выстроить личные границы без чувства вины и испорченных отношений.
Выстраивание личных границ на работе - это не капризы, а четкая система договоренностей (в первую очередь с самим собой, а потом уже и с коллегами) о том, что для вас приемлемо, а что уже переходит черту:
Когда границ нет, человек начинает брать на себя массу чужих задач и негативных эмоций. Результат предсказуем: выгорание, апатия и тихая (или не очень) обида на коллег и работу в целом. Но есть и обратная сторона: если выстроить эти границы грубо, ультимативно, без объяснений - вас и правда могут посчитать «трудным» или некомандным игроком.
Весь секрет в том, чтобы находить баланс: быть гибким, но не прогибаться; уметь договариваться, но не предавать свои принципы. Это не конфликтность, а уважение. К себе, к своему времени, к своей роли в компании и к своим коллегам.
Страх отказать - это часто глубинная установка из детства: «Будь хорошим мальчиком/девочкой», «Не создавай проблем». На работе это превращается в:
Первым шагом к здоровым границам становится работа с этими страхами. Спросите себя: какие реальные, а не выдуманные последствия будут, если я вежливо откажусь от не своей задачи? Чаще всего ответ - «никаких».
Здесь важны не только слова, но и тон, паузы, язык тела. Ваша задача - донести позицию, не провоцируя конфликт.
Не говорите: «Я не буду это делать, потому что это не моя работа». Лучше сказать вот так: «Я понимаю, что этот отчет нужен срочно. К сожалению, сегодня я полностью сосредоточен на проекте X, у меня дедлайн по нему горит. Может, попросить кого-то из команды Y? Или вы можете показать, как это сделать быстрее?»
Вы не отказываете в помощи - вы предлагаете разумное решение в рамках своих возможностей.
Это прием снижает накал и включает логику. Например, вы можете спросить:
Говорите спокойно, держите зрительный контакт, не оправдывайтесь. И помните, что фраза «К сожалению, я не смогу» не требует расшифровки.
Чтобы не выглядеть «трудным» сотрудником, покажите, что вы - за общий результат.
Повторите свою позицию еще раз, но более четко. Часто люди проверяют их на прочность не со зла, а по привычке. Настойчивому коллеге можно ответить: «Я понимаю, что тебе нужна помощь, но мое решение не изменилось. Давай не будем тратить время». Если к вам снова пристает начальник с внеурочными просьбами, скажите: «Я готов взяться за это первым делом завтра утром, чтобы сделать качественно. Если нужно прямо сейчас - давайте обсудим, какой из текущих проектов я могу отложить».
Ваше время и ресурс - это ваш основной рабочий инструмент. Умение их беречь - не «закидоны», а профессиональная компетенция. Компании ценят не тех, кто молча горит на работе, а тех, кто может стабильно и качественно выдавать результат долгие годы. А для этого - нужны здоровые границы. Выстраивайте их смело!
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0