Сферу проведения конкурсов по размещению заказов и услуг для государственных и муниципальных нужд многие эксперты признают одной из самых коррупционных Между тем до сих пор в Челябинской области не было возбуждено ни одного уголовного дела по фактам сговора участников торгов по проведению закупок. Почему суды не прислушиваются к доводам антимонопольного ведомства и как избежать злоупотреблений при распределении бюджетных средств? Об этом на заседании круглого стола «Противодействие коррупции в органах власти Челябинской области», проведенного РИА «ФедералПресс» рассказала заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Челябинской области Елена Семенова.
Сферу проведения конкурсов по размещению заказов и услуг для государственных и муниципальных нужд многие эксперты признают одной из самых коррупционных Между тем до сих пор в Челябинской области не было возбуждено ни одного уголовного дела по фактам сговора участников торгов по проведению закупок. Почему суды не прислушиваются к доводам антимонопольного ведомства и как избежать злоупотреблений при распределении бюджетных средств? Об этом на заседании круглого стола «Противодействие коррупции в органах власти Челябинской области», проведенного РИА «ФедералПресс», рассказала заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Челябинской области Елена Семенова.«Не все знают, что сам факт нарушения антимонопольного законодательства в форме установления монопольно высоких цен либо заключения антиконкурентных соглашений предусматривает наказание вплоть до уголовной ответственности, – рассказала Елена Семенова. – Но тут возникает проблема – нужно доказать крупный ущерб. Методики доказательства этого ущерба нет. Вероятно, по этой причине прокуратура ни разу не возбуждала уголовные дела по тем фактам, которые мы ей предоставляли».
По словам заместителя руководителя УФАС по Челябинской области Елены Семеновой, антимонопольное ведомство тесно взаимодействует с правоохранительными органами. В частности, любую жалобу на проведение государственных или муниципальных закупок стоимостью более 6 млн рублей УФАС обязательно направляет в милицию для проверки нарушения уголовного законодательства. Подобная практика регламентируется специальным приказом руководителя ФАС РФ и соглашениями с правоохранительными органами.
«Если нам поступает жалоба на заказ свыше 100 млн. рублей, – пояснила Елена Семенова, – мы запрашиваем полномочия у ФАС РФ на ее рассмотрение. В этом случае ФАС РФ либо примет эту жалобу к своему рассмотрению, либо поручит ее нам».
При этом большую часть жалоб на проведение конкурсов по размещению заказов на муниципальном, региональном и федеральном уровне ФАС сегодня признает обоснованными.
«Я бы не сказала, что там везде есть коррупционная составляющая, – пояснила Елена Семенова. – Бывает, например, что конкурсная документация просто противоречит требованиям Федерального закона о размещении заказов и услуг для государственных и муниципальных нужд 94 закона. Но умысла «поддержать своих» с тем, чтобы именно они получили заказ, там нередко нет. И тут, конечно, нужно говорить о недостаточном уровне квалификации специалистов, которые готовят такие конкурсы.
Но бывает, что уже из конкурсной документации видно, что организаторы пытаются поддержать своих, то есть челябинских, товаропроизводителей. И это является нарушением, которое мы пресекаем, вынося соответствующие предписания».
Наиболее вопиющим примером нарушения антимонопольного законодательства Елена Семенова назвала факты сговора участников конкурсов на проведение закупок.
Но суд в таких случаях пока оставляет без удовлетворения заявления УФАС, требуя предоставления более убедительных доказательств согласованности действий хозяйствующих субъектов.
«Был у нас такой случай. Заявилось для участия в конкурсе несколько компании, а явилась только одна, – рассказала принявшая участие в работе круглого стола «ФедералПресс» заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Елена Семенова. – Начинаем разбираться, куда делись другие? Выясняется, что все ехали в Магнитогорск, чтобы принять участие в конкурсе. И сломались по дороге. При этом ехали все на разных машинах. Смотрим на качество автомобилей – у всех весьма дорогие надежные машины. Вроде бы все очевидно, но для суда нужны более убедительные доказательства.
Или другой пример. Пытаясь доказать факт сговора участников конкурса на проведение госзакупок, мы использовали материалы ГУВД, – рассказала Елена Семенова. – У нас были диктофонные записи, где участники конкурса договариваются об откатах на сто тысяч. Но суд вообще не посчитал это за доказательство и не согласился с нами.
Ярким примером нашей деятельности является дело о поставках лекарственных препаратов. Конкурсная документация была составлена таким образом, что принять участие в конкурсе могли только сами поставщики. Мы оспорили условия проведения конкурса. Пришел производитель и... опустил заказ в 100 раз».
По мнению Елены Семеновой, на сегодня Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является наиболее эффективным механизмом, который позволяет избежать коррупционных схем при проведении госзакупок.
«Я знаю, что, к примеру, представители саморегулируемых организаций строителей хотели бы давать некие рекомендации заказчикам о том, с кем стоит работать, а с кем лучше не работать. Такой подход позволил бы избежать выхода на рынок недобросовестных игроков, которые не являются членами данной СРО. С другой стороны, эта же ситуация может являться ярким примером коррупции, потому что если ты не являешься членом какого-то профессионального сообщества, это совсем не означает, что ты плох».