Top.Mail.Ru
Экономика
Сахалинская область
0

Приморское морское пароходство сбрасывает тяжелую нефть Сахалина

После многолетнего спада PRISCO продало Совкомфлоту танкеры, перевозившие нефть с острова

Приморское морское пароходство (PRISCO, ПМП) продало сразу треть танкеров своему главному конкуренту на сахалинских проектах – государственному Совкомфлоту. Госкомпания, лидирующая на российском рынке танкерных перевозок, получит до конца февраля шесть судов, перевозивших сырую нефть проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», и полностью захватит позиции PRISCO. Судя по всему, первое в новейшей истории России акционерное пароходство пытается решить проблемы с обвальным снижением выручки от основной деятельности, которая за последние шесть лет сократилась примерно в 20 раз. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Приморское морское пароходство (PRISCO, ПМП) продало сразу треть танкеров своему главному конкуренту на сахалинских проектах – государственному Совкомфлоту. Госкомпания, лидирующая на российском рынке танкерных перевозок, получит до конца февраля шесть судов, перевозивших сырую нефть проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», и полностью захватит позиции PRISCO. Судя по всему, первое в новейшей истории России акционерное пароходство пытается решить проблемы с обвальным снижением выручки от основной деятельности, которая за последние шесть лет сократилась примерно в 20 раз. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«PRISCO извещает о продаже ОАО «Совкомфлот» шести своих танкеров, в настоящее время занятых транспортировкой сырой нефти с месторождений севера Сахалина, – заявили в пресс-центре пароходства. – Два танкера из шести находятся в тайм-чартере у компании Exxon Neftegas Limited (ENL), экспортирующей нефть, добытую в проекте «Сахалин-1». После продажи оба судна продолжат работу. Три других судна работают по договору тайм-чартера с оператором «Сахалин-2» – компанией Sakhalin Energy. Шестое судно, полностью соответствующее требованиями к судам на перевозках сахалинской нефти, также находилось в тайм-чартере у ENL».

В пресс-центре PRISCO сообщили, что возраст продаваемых кораблей колеблется от двух до семи лет. По данным Совкомфлота, средний общемировой возраст танкеров – 12 лет, в Совкомфлоте – 6,9 лет. Госкомпания получит танкеры «Остров Сахалин» и «Губернатор Фархутдинов» дедвейтом (максимальной грузоподъемностью) около 108 тыс. тонн каждый, построенные в 2004 году, «Залив Анива» дедвейтом около 103 тыс. тонн, спущенный на воду в 2009 году, а также танкеры 2005 года «Капитан Костычев», «Павел Черныш» и «Виктор Титов» грузоподъемностью в 101 тыс. тонн.

По данным Приморского морского пароходства, суммарный дедвейт его танкерного флота до сделки составлял около 1,77 млн тонн, флота в целом – примерно 1,9 млн тонн. Для сравнения, у Совкомфлота – 11,02 млн тонн. Считается, что 75 % акций компании контролирует председатель совета директоров ПМП 60-летний Александр Кириличев и его родственники. В совет директоров входят 33-летний сын председателя Дмитрий Кириличев, 36-летняя дочь Елена Сычева и 37-летний зять Андрей Сычев.

PRISCO отказалось раскрыть условия сделки, назвав их конфиденциальными. В компании заявили, что она будет завершена до конца февраля 2011 года. Однако, по данным СМИ, Совкомфлот собирается потратить около 270 млн долларов на выкуп судов – по 43-45 млн долларов за каждый танкер. Госкомпания располагает достаточными средствами: ее чистая прибыль в 2008 году составляла около 1,19 млрд рублей, в 2009 году – 1,12 млрд рублей. В 1-м полугодии 2010 года этот показатель вырос до 111,2 млн долларов.

Аналитики давно говорят о негативной конъюнктуре рынка танкерных перевозок, вызванной перепроизводством танкеров. «Несмотря на то, что конъюнктура фрахтового рынка в 1-м полугодии 2010 года оставалась низкой, компания добилась хороших показателей на всех направлениях своей деятельности, в том числе за счет сбалансированной структуры флота», – заявлял в сентябре 2010 года генеральный директор Совкомфлота Сергей Франк на совете директоров.

Теперь госкомпания только укрепит свои позиции. Совкомфлот становится монопольным перевозчиком нефти «Сахалина-1» и выходит на рынок перевозки нефти для «Сахалина-2», где до этого ограничивался только сжиженным природным газом.

Похоже, что ПМП не может справиться с неблагоприятной ситуацией последних лет. По данным отчета PRISCO за третий квартал 2010 года, выручка пароходства в январе-сентябре прошлого года составила около 84,8 млн рублей, чистый убыток – почти 51 млн рублей. При этом около 19 млн рублей составили доходы от сдачи в аренду зданий и другого имущества. Выручка первого в новейшей истории России акционированного пароходства падает год от года на протяжении последних шести лет, основная деятельность приносит стабильный убыток.

«Выручка эмитента с 2005 года уменьшилась на 65 %, – признает пароходство в отчетности за 3-й квартал прошлого года. – В 2004 году эмитент получил убыток из-за увеличения расходов на ремонт флота. В 2005 году компания сработала с прибылью. В 2006 году показатели рентабельности выросли за исключением рентабельности продаж, что свидетельствует об убыточности основной деятельности. Прибыль по итогам 2006 года связана с прочими доходами. В 2007 и 2008 году ситуация аналогична 2006 году. Все показатели растут за исключением рентабельности продаж и оборачиваемости капитала, в частности в 2008 году увеличение прибыли произошло за счет роста прочих доходов».

Убеждает в серьезности ситуации и драматическая динамика цифр. В номинальном выражении выручка PRISCO от основной деятельности упала почти в 20 раз, с 1,25 млрд рублей в 2005 году до 62,5 млн рублей в 2009 году. В 2006 году показатель снизился на 17 %, в 2007 году уменьшился на 37 %, в 2008 году – еще на 34 %, в 2009 году падение выручки от основной деятельности оказалось примерно семикратным. В 2010 году было зафиксировано небольшое увеличение, но, судя по действиям пароходства, это не спасло компанию от распродажи флота.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.