Top.Mail.Ru
Общество
Пермский край
0

Ученые назвали причины провала в Березниках

Провал увеличился почти на 10 метров

В Березниках прошло заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. На нем ученые Горного института Уральского отделения Российской Академии наук озвучили заключение о причинах проседания почвы и образования провала в районе железнодорожных путей станции Березники. Также стало известно, что размеры провала опять увеличились. По состоянию на 28 декабря они составили 81 на 41 м. Подробности – в материале «ФедералПресс».

p { margin-bottom: 0.21cm; }

В Березниках прошло заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. На нем ученые Горного института Уральского отделения Российской Академии наук озвучили заключение о причинах проседания почвы и образования провала в районе железнодорожных путей станции Березники. Также стало известно, что размеры провала опять увеличились. По состоянию на 28 декабря они составили 81 на 41 м. Подробности – в материале «ФедералПресс».


По результатам выполненных геофизических (сейсморазведочных и электроразведочных) исследований ученые определили места бурения 13 инженерно-геологических скважин для уточнения границ опасной зоны. Первоначально выдвигались две версии образования провала. Комплексные исследования ученых подтвердили, что проседание почвы не связано с выработанным пространством рудника БКПРУ-1, образование воронки является аналогом карстово-сиффузионных процессов.


«Весь комплекс проведенных исследований, а это и геофизика, и развернутая мобильная сейсмологическая сеть, фиксирует разрушения только в приповерхностной части разреза. Отсутствие связи образовавшейся воронки с подземными выработками подтверждает быстрое затухание в данном районе сейсмической активности. Для глубинных явлений это является нехарактерным. Есть и другие подтверждения, например, отсутствие газа, который должен в каком-то количестве выделяться из выработанного пространства, а также локализация деформаций земной поверхности на очень небольшой площади», – отметил директор Горного института УрО РАН Александр Барях.


Стоит отметить, по прогнозам ученых, размеры воронки могут увеличиваться, особенно в направлении солеотвала. Это связано с естественным выполаживанием бортов воронки и с особенностью пород на исследованной территории: разуплотненные, трещиноватые мергели способствуют образованию карста. По причине выполаживания бортов возможно увеличение размеров воронки в сторону железнодорожной станции, однако, по мнению ученых, поводов для расширения границ потенциально опасной зоны нет.


Участники заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям согласились с рекомендацией Горного института УрО РАН продолжить мониторинг на территории образования воронки в следующем году, вплоть до окончания весеннего паводка, который может несколько активизировать деформации земной поверхности из-за размыва рыхлых пород приповерхностного слоя. Кроме того, планируется усилить мониторинг территории города – для оценки и предупреждения подобных ситуаций.


«Надо понять, можно ли полностью восстановить работу станции? Можно ли засыпать воронку, как это обычно делается с карстовыми образованиями? Еще один вопрос – могут ли быть подобные участки на подработанной территории города?» – прокомментировал ситуацию глава г. Березники Сергей Дьяков.


По состоянию на 28 декабря размеры провала на железнодорожных путях составили 81 на 41 м. Напомним, что согласно данным предыдущих замеров размеры провала на железнодорожных путях в Березниках составляли 74 на 38 метров. Оседания вокруг воронки – от 0 до 1 мм, незначительные сейсмособытия зафиксированы в основном с северной и северо-восточной сторон воронки.


Как «ФедералПресс» сообщал ранее, 25 ноября в Березниках произошло проседании грунта под ж/д путями примыкающими к промплощадкам Березниковского шахтостроительного управления и Первого рудоуправления ОАО «Уралкалий». Позднее в образовавшийся провал упал вагон грузового поезда, пострадавших и жертв среди населения нет. 1 декабря после проведения других исследований ученые Горного института УрО РАН и ОАО «Галургия» сообщили, что считают возможным сохранение эксплуатационной работы станции Березники. Опасная зона, в которой работы не разрешены, ограничена в радиусе 150 м вокруг границ провала. На основании исследований ученые также пришли к выводу, что подработанная территория в районе Соликамска и Березников не представляет опасности для железнодорожного сообщения в Березниковско-Соликамском промышленном узле. На заседании городской комиссии по чрезвычайным ситуациям, в соответствии с рекомендациями ученых, было принято решение включить в потенциально опасную зону промышленную площадку Березниковского шахтостроительного управления. 8 декабря по данным видеонаблюдения за территорией около провала, частично разрушились 5 гаражных боксов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.