В понедельник, 23 мая, Кош-Агачский районный суд вынес оправдательный приговор бывшему зампреду правительства Республики Алтай Анатолию Банных, гендиректору компании «Интеко» Борису Белинскому и заместителю директора Института экономики и законодательства Москвы Николаю Капранову. Все они обвинялись в незаконной охоте на краснокнижных архаров, в результате которой 9 января 2009 года в районе горы Черная потерпел крушение вертолет Ми-171, а семь его пассажиров, в том числе и представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, погибли. Однако суд, не найдя в материалах предварительного следствия доказательств участия подсудимых в охоте, оправдал их за непричастностью к преступлению, признав за ними право на реабилитацию, а также возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием. Оправдательный приговор уже вызвал возмущение среди некоторой части общественности Горного Алтая, представители которой говорят о намерении обсудить этот вопрос на ближайшем съезде Курултая алтайского народа. Прокуратура тоже осталась недовольна приговором, обещая обжаловать его в установленные сроки. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
В понедельник, 23 мая, Кош-Агачский районный суд вынес оправдательный приговор бывшему зампреду правительства Республики Алтай Анатолию Банных, гендиректору компании «Интеко» Борису Белинскому и заместителю директора Института экономики и законодательства Москвы Николаю Капранову. Все они обвинялись в незаконной охоте на краснокнижных архаров, в результате которой 9 января 2009 года в районе горы Черная потерпел крушение вертолет Ми-171, а семь его пассажиров, в том числе и представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, погибли. Однако суд, не найдя в материалах предварительного следствия доказательств участия подсудимых в охоте, оправдал их за непричастностью к преступлению, признав за ними право на реабилитацию, а также возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием. Оправдательный приговор уже вызвал возмущение среди некоторой части общественности Горного Алтая, представители которой говорят о намерении обсудить этот вопрос на ближайшем съезде Курултая алтайского народа. Прокуратура тоже осталась недовольна приговором, обещая обжаловать его в установленные сроки. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».«Единственное, что можно считать совместными действиями подсудимых, которые они совершали в ходе незаконной охоты, – это эпизод, когда пассажиры вертолета Ми-171 затаскивали тушу одного из архаров на борт вертолета, – заявил, комментируя ситуацию «ФедералПресс», председатель Кош-Агачского районного суда Николай Лубеницкий. – Однако наказание за совместную транспортировку добытого в ходе браконьерской охоты было введено уже после того, как произошла авиакатастрофа в районе горы Черная».
Крушение вертолета Ми-171, в результате которого 9 января 2009 года в Кош-Агачском районе Республики Алтай погибло 7 из 11 пассажиров, в том числе полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, произвело слишком сильное впечатление на российскую общественность. Поэтому когда выяснилось, что участники полета занимались охотой с вертолета на архаров (аргали), занесенных в Красную книгу, возмущению не было предела в отношении тех, кто выжил в этой авиакатастрофе. Их требовали судить за браконьерство, но сам путь этого дела в судебные органы оказался непростым. Понадобился еще один скандал с участием политиков, когда выяснилось, что первоначальное дело было тихо закрыто в связи с гибелью подозреваемых.
Суд по обвинению трех из четырех выживших в результате крушения – Анатолия Банных, Бориса Белинского и Николая Капранова – должен был начаться еще в декабре прошлого года. Все они настаивали на проведении суда для того, чтобы во что бы то ни стало добиться оправдания. По имеющейся информации, особенно на этом настаивал заместитель директора Института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов, озабоченный своей репутацией. Впрочем, уже тогда было ясно, что все обвиняемые по делу о незаконной охоте на архаров смогут избежать наказания, поскольку в январе истекал срок давности по такого рода делам.
Николай Капранов стал единственным из подсудимых, который лично приезжал на судебный процесс в Кош-Агач для того, чтобы дать показания. Все остальные обвиняемые на суд лично не соизволили явиться.
«Cуд пришел к выводу, что имело место добросовестное заблуждение подсудимых о правомерности их действий, – заявил вчера, 23 мая, Николай Лубеницкий, оглашая приговор в зале, где не было ни одного подсудимого, а из представителей присутствовал лишь адвокат Анатолия Банных Валерий Давыдов. – В материалах предварительного следствия не нашло подтверждения наличие предварительного сговора подсудимых».
По словам судьи, установлено, что перед вылетом вертолета по инициативе руководителя комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктора Каймина (он также погиб при крушении вертолета) были составлены коллективные списки участников охоты. «Но подсудимые к составлению списков коллективной охоты отношения не имеют, – продолжал оглашение приговора Николай Лубеницкий. – Обвиняемые не имели представления о процедуре выдачи разрешений на охоту, что само по себе не образует уголовно-наказуемого деяния. Более того, установлено, что лицензии на отстрел готовились комитетом не по заявлению Анатолия Банных, который не имел права на получение лицензии, так как не состоял в обществе охотников и рыболовов, а по распоряжению Виктора Каймина».
По заключению суда, следствие так и не представило доказательств о подготовке к незаконной охоте. «Капранов и Банных не имели при себе оружия, а Белинский свое охотничье оружие не расчехлял, – говорится в решении суда. – Все трое не имели намерений на осуществление незаконной охоты, а органами следствия не было представлено доказательств предварительного сговора подсудимых».
Кош-Агачский суд не только оправдал подсудимых, но признал за ними право на реабилитацию, а также возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием. Впрочем, представитель Анатолия Банных Валерий Давыдов пока не стал развивать эту тему. По его словам, сначала нужно дождаться вступления в силу приговора, а только потом заниматься вопросами реабилитации.
Оправдательный приговор участникам охоты на архаров уже вызвал резонанс у общественности республики, некоторые представители которой уже намерены поставить этот вопрос на ближайшем съезде Курултая алтайского народа. «Убиты священные животные Горного Алтая, – заявил Акай Кыныев. – Если бы это сделали обычные люди, то они наверняка бы понесли наказание, в то время как люди, облеченные властью, получают оправдательные приговоры».
Решением суда оказалась также недовольна районная прокуратура. Как заявил прокурор Кош-Агачского района Евгений Морозов, в ближайшие 10 дней ведомство намерено подать кассационное представление на приговор.
Впрочем, некоторые специалисты считают оглашенный приговор логично вытекающим из того, что было подготовлено в ходе предварительного следствия, не исключая того, что на первом этапе расследования дела были допущены какие-то ошибки. «Возможно, выживших при крушении вертолета не смогли сразу взять «тепленькими», – предположили корреспонденту «ФедералПресс» в суде. – С них сразу взяли показания, где они рассказали все о том, что произошло 9 января 2009 года. Однако это происходило в рамках расследования крушения Ми-171, но эти показания уже не имеют никакого значения для уголовного дела по факту незаконной охоты, которое, как известно, было заведено значительно позже».