Власти Нижнего Новгорода допускают возможность обращения к правительству РФ для получения 30 млрд рублей на строительство двух станций метро в качестве подарка к 800-летию приволжской столицы, утверждая, что город располагает всем необходимым для начала работ. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Генеральный директор МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде» Юрий Гаранин в четверг призвал депутатов городской думы обратиться к федеральному правительству с просьбой выделить 27–30 млрд рублей на строительство двух новых станций метрополитена «Оперный театр» и «Сенная». По его словам, финансирование могло бы быть приурочено к празднованию 150-летия писателя Максима Горького в 2018-м и 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году.
«Сумма серьезная, но и дата у нас серьезная – 800 лет городу. Надо не забывать, что в 2018 году 150 лет со дня рождения Максима Горького. Я думаю, Федерация могла бы поднапрячься. Может быть (соотношение затрат из федерального и областного бюджета – прим. ред.), не 50 на 50, а 90 на 10», – объявил Гаранин на заседании комиссии думы по транспорту.
Проекты новых станций метро в центре города на площади Свободы и площади Сенной одобрены госэкспертизой вместе с экономическим обоснованием их строительства, отметил он. Но основным аргументом стала готовность Нижнего Новгорода к началу работ: наличие техники и специалистов, которые сейчас прокладывают тоннель от «Стрелки» около строящегося стадиона к ЧМ-2018 до «Московской» в районе крупного транспортного узла и железнодорожного вокзала.
«Сегодня у нас в городе есть все, чтобы строить. У нас есть проходческий щит, который специально генподрядная организация (московская УС-620), которая сегодня ведет строительство, купила для проходки тоннелей в Нижнем Новгороде. И было бы очень обидно, если бы мы на станции «Стрелка» прекратили строительство», – сказал Юрий Гаранин.
Он посетовал также на кадровые проблемы, с которыми город столкнулся в преддверии строительства станции «Горьковская» и метромоста через Оку в 2008 году. Оказалось, специалисты-проектировщики «Нижегородметропроекта» «все разошлись, и очень тяжело было этот интеллект собирать». И не было технических возможностей. «Метро у нас заглохло почти на 20 лет. Построили заречную часть, и после этого почти не строили», – напомнил Гаранин, хотя последняя станция второй, Сормовской ветки, названная «Буревестник», введена в 2002 году.
И поэтому, подчеркнул гендиректор ГУММиД, необходимо уже в этом году обратиться к федеральным и областным властям, чтобы в 2017-м начать прокладывать тоннель от «Горьковской» до «Оперного театра». И чтобы убедиться в этой необходимости, Гаранин пригласил депутатов прогуляться по тоннелю «Стрелки», пообещав, что там будет интересно.
Депутаты приглашением заинтересовались, но ничего конкретного в части обращения не пообещали. Так, парламентарий Кирилл Эпштейн сказал, что «поддерживать надо несомненно» и «дума вся поддержит». Вероятно, вопрос будет вынесен на ближайшее заседание думы Нижнего Новгорода.
Вместе с тем финансовое положение города, и в частности МП «Нижегородское метро», сегодня является тяжелым. Как рассказал генеральный директор подземки Олег Яушев, убыток метрополитена по итогам 2015 года достиг 150 млн рублей, доход от перевозки пассажиров снизился до 480,4 млн рублей (-20 %), а областные и муниципальные субсидии не покрывают выпадающих доходов. Сейчас, с закрытием Молитовского моста через Оку на ремонт, пассажиропоток в метро вырос на 35–40 %, но ситуация тем не менее продолжает оставаться сложной.
Нижегородский метрополитен объединяет 14 станций, общая протяженность Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий составляет 18,8 км. В настоящее время ведутся работы по продлению Сормовско-Мещерской ветки к микрорайону Мещерское озеро до станции «Стрелка» в рамках подготовки к ЧМ-2018. Стоимость строительства оценивается в 10,4 млрд рублей.