Top.Mail.Ru
Происшествия
СКФО
2

Казни ставропольские. На побитый градом регион напала саранча

В краевом минсельхозе не знают, чего ожидать от природы
«Через неделю станут на крыло и будут непредсказуемо мигрировать». Великдань успокоил ставропольцев, напуганных саранчой
«Через неделю станут на крыло и будут непредсказуемо мигрировать». Великдань успокоил ставропольцев, напуганных саранчой

Первый заместитель председателя правительства Ставропольского края Николай Великдань рассказал о жатве, саранче и граде. Как передает корреспондент «ФедералПресс», зампред успокоил жителей региона, заверив, что саранча для людей не вредна, ведь в азиатских странах ее даже едят. Подробности – в материале экспертного канала.

 Дежурят у полей

«Мы стоим перед началом самого грандиозного события на Ставрополье – начинается уборка урожая, – высокопарно начал пресс-конференцию Николай Великдань, и сразу же почему-то перешел к недавней истории. – Если взять исторический момент, то люди, которые живут в сельской местности, этой работой, уборкой должны подвести итоги целого года своего труда. Это труд, это переживания. Урожай 2016 года мы формировали в тяжелейших условиях, начиная с осени прошлого года, когда мы переживали и даже сроки сева передвинули, потому что стояла сушь и мы не могли дать команду к началу осеннего сева. В итоге мы посеяли 2 млн 600 тыс. га. Вот столько и убирать».

После этого Великдань обрисовал картину того, как уже сегодня селяне стоят на краю своих полей в ожидании сигнала, после которого они смогут сразу начать уборку. Но не все могут себя сдержать, и есть районы, которые, не дождавшись официального старта, вошли в поля и убирают озимый ячмень. Первые результаты – убрано 13 тыс. га, это примерно 0,08 процента зерновых края. Средняя урожайность – 46,5 центнера с га. Это, по мнению первого зампреда, результат неплохой.

Сам подход к уборке завершен, вся техника в боевой готовности, а это шесть с половиной тысяч комбайнов, пройдена аккредитация качества зерна на приемных пунктах, которые будут заниматься отгрузкой и отправкой на экспорт. Также готово топливо, а еще тысяча комбайнов едут на Ставрополье чуть ли не со всей России – во многих регионах жатва начинается в августе, и комбайнеры смогут поработать сначала на Северном Кавказе, а после вернуться домой и молотить дальше.

Поднять полегшую пшеницу

Николай Великдань рассказал о плюсах и минусах этого года. «Прежде всего, в крае хлеб есть, и хлеб неплохой, – сказал очевидное куратор по АПК. – Теперь этот хлеб надо убрать, положить в закрома, отдать людям, заложить пшеницу на весь год в продовольственную корзину, оставить на семена. При той высокой влажности, у нас же постоянно идут дожди, хлеба высокорослые, очень много полегшего хлеба, около 10 процентов. Но мы его поднимем. Но темпы уборки будут замедленны».

«Что касается качества, то прошедшие дожди к высокому качеству не приведут, – добавил Великдань, из чего можно было понять, что хлеб будет не плохим, но и не прекрасным. – Хотя мы обработали все посевы, подкормили их. Росгидромет уже прогнозирует хорошую погоду дней десять, с новыми дождями мы потеряем в качестве. И сразу же будем готовить землю к осеннему севу. По заготовке кормов темпы ниже в два раза, чем в прошлом году, но корма в крае есть, чтобы животные перезимовали нормально».

Казнь египетская

Конечно, всех журналистов интересовала информация об атаке саранчи: жители краевого центра активно обсуждают в соцсетях появление в городе гигантских насекомых в огромных количествах. Они атаковали как центр города, так и спальные районы. Саранча залетает в окна, небольшие стаи численностью 50–100 экземпляров садятся на хорошо прогреваемые поверхности – асфальт и декоративную плитку. При этом только за прошлый год саранча нанесла сельскому хозяйству России ущерб на миллионы рублей.

Еще с царских времен в России существовала служба защиты растений. Энтомологи очень точно прогнозировали возможное распространение саранчи и знали, как этому противостоять. Ведь бороться имеет смысл только с личинками, а взрослых, вставших на крыло насекомых уничтожить чрезвычайно трудно. Стая саранчи – это десятки миллионов особей. В арабских странах летящую саранчу пытались останавливать огнеметами, но уничтожить всю стаю не удавалось: насекомых было слишком много. Все меры, препятствующие размножению этих вредителей, в СССР и в России всегда принимались вовремя: гнездилища саранчи регулярно уничтожались, а сельхозавиация обрабатывала личинок инсектицидами – проблема саранчи к 1970–1980 годам была решена. Даже в начале 1990-х ситуацию удавалось держать под контролем. А потом все изменилось. Очень много земель было выведено из сельскохозяйственного оборота. Поля перестали распахивать, заброшенные пашни превратились в залежи, прекрасно подходящие для размножения саранчи. Очаги распространения вредителя начали появляться на территории частных фермерских хозяйств, у которых нет денег на авиацию для опрыскивания посевов инсектицидами. Зараженные участки стали увеличиваться в размерах, сливаться – и в результате в 2001 году на Юге России была зафиксирована первая серьезная вспышка массового размножения саранчи. Такого не было давно. В последующие годы подобные вспышки регистрировались регулярно.

Николай Великдань подтвердил наличие саранчовых, но сказал, что бояться нечего, ведь ее даже можно есть. «Второй день жители Ставрополья паникуют, я сам вчера не поленился и прошел много кварталов. Есть сотни, может, тысяча особей. Это итальянский прус*, не надо придавать этому большое значение. По большому счету, край подвержен саранче, в прошлом году мы гонялись за ней в 22 районах, она встала на крыло в Калмыкии, в Нефтекумском районе», – говорит первый зампред.

Саранча лучше клещей

Великдань упрекнул жителей Ставрополя в панике, приведя в пример селян, которые не падают в обморок от вида саранчи и не пишут об этом в соцсетях. «Мне не хочется говорить, что коллеги из соседних республик ее упустили, но недоработки есть. Ежегодно из бюджета Ставрополья из резервного фонда выделяется 30 млн рублей на приобретение средства защиты от вредителя «Танрек». Это облако, и поймать его тяжело. В этом году мы несколько раз сработали по Арзгирскому, Апанасенковскому, Нефтекумскому и Степновскому районам. И если саранча еще в стадии личинки, то уничтожаем 100 процентов особей. Потом тяжело за ней гоняться. Не надо преувеличивать и третировать, ничего страшного нет. На днях был большой ветер, а саранча передвигается до 300 километров в сутки. И залетела небольшая стая, вы просто не видели, какие стаи бывают, глаза тяжело открыть. Давайте не нагнетать. У нас присутствуют клещи, которые наносят вред человеку, хвойные трипсы, которые уничтожают деревья, но мы не кричим по этому поводу. Пока преждевременно паниковать, мы обрабатываем землю с 12 бортов самолетов, наземно уничтожаем», – рассказал о методах борьбы с насекомым Великдань.

Также первый зампред правительства Ставропольского края принял участие в совещании, которое состоялось в полпредстве СКФО, где объяснял своим коллегам из республик об опасности саранчи. «Мы должны знать, откуда она прилетела. Кстати, на прошлой неделе я читал в СМИ, что в Чечне тоже саранча и пришла она из Дагестана. Все субъекты должны одновременно участвовать. Втрое-третье поколение саранчовых уже через неделю превратятся во взрослых особей, которые станут на крыло и будут непредсказуемо мигрировать. Где больше корма – туда они и полетят. Тревогу мы забили на прошлой неделе, но бояться этого насекомого не надо. Наоборот бы, взялись люди и помогли опрыскивать, – предложил зампред. – Но у нас три поколения саранчовых за лето и осень, вылетят в августе и потом в сентябре, откладывают яйца под зиму и формируют нам бомбу на следующий год. Мы знаем нашу беду».

Не знаем, что ожидает впереди

Еще одна болезненная в этом году тема для жителей Ставрополья – сильнейший град, который за две недели уничтожил не только сады, но и машины, крыши домов, даже есть случаи смерти животных – с такой силой происходил ледяной обстрел территории региона. Люди самоотверженно спасали имущество, укрывая коврами автомобили и теплицы.

Градобой в Ставропольском крае Николай Великдань назвал неотъемлемой частью истории. «Это было до нас, существует при нас и будет после нас. Чтобы хорошо защитить себя, урожай, социальные объекты, надо всем миром заниматься этой проблемой. Вы видите, как меняется климат, идет потепление во всем мире, в нашей вселенной, – неожиданно вышел за пределы планеты первый зампред. – Формированием военизированной противоградовой службы я занимался еще в юности. Тогда мы четко понимали, что формирование градовых облаков происходило на территории Ставрополья в определенном месте и в определенные дни. У нас было 12 пунктов воздействия на град, а сейчас их 44. В этом же году первый град выпал 29 апреля в Ставрополе. Второй град выпал через семь дней, и зашел со стороны Ростовской области и много повредил. А в Ростовской области противоградовая служба вообще отсутствует, потому что там града не бывает. В прошлом году впервые в истории зашли со стороны Степновского района, потом формировались в центре края, это тоже необычно. Да, в краевом бюджете заложены деньги на приобретение снарядов, но их не хватает. Поставим еще десять противоградовых объектов. Да, пострадало очень много: 85 тысяч гектаров сельхозугодий. Такой урон нашим аграриям нанесен. И после спада жары мы готовимся к граду».

В планах – привлечение узкопрофильных специалистов по граду, чтение карт и диаграмм со спутниками, использование новых технологий. «Мы не знаем, что ожидает нас впереди, но оно с каждым годом нарастает. Это горе, за какие-то пять-семь минут мы теряем очень много», – грустно отметил первый зампред правительства.


* Итальянский прус в районах с развитым сельским хозяйством является ярым вредителем сельских культур. И личинки, и имаго сильно вредят посевам зерновых злаков, бобовых, столовой и сахарной свеклы, многим пасленовым, крестоцветным, тыквенным, маку, подсолнечнику, гречишным и лекарственным культурам, хлопчатнику, льну, клещевине, овощным и эфироносным культурам, конопле, кунжуту, кенафу, молодым растениям различных плодовых, ягодных и лесных древесных и кустарниковых пород, винограду, а также пастбищам и сенокосным угодьям. Вспышки массового размножения итальянской саранчи носят цикличный характер, в среднем каждые 10–12 лет.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.