Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Манна поднебесная. Как Индия и Китай инвестируют в российские проекты

Индийская рупия
В Минэкономразвития России основным инвестпроектом с участием индийских партнеров называют «Сахалин-1»

Российская экономика с введением западных санкций развернулась на Восток, к новым ключевым партнерам – Индии и Китаю. Несмотря на заявления властей о прогрессе торговых отношений, их динамика стремительно падает вместе с курсом рубля, ценами на энергоносители и замедлением экономического роста. Тем не менее Китай инвестирует практически во все сферы, тогда как Индию в первую очередь интересует энергетика.

Китай последние годы является третьим в мире государством по объему внешних инвестиций после США и Гонконга. Значительная часть вложений приходится на страны ЕАЭС, где доля России составляет лишь 10 % и продолжает падать вместе с курсом рубля. Бизнес КНР в основном заинтересован в нефтегазовых, инфраструктурных и промышленных проектах.

Риски тормозят вложения

По данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, объем накопленных прямых инвестиций Китая в страны ЕАЭС в последние шесть лет вырос более чем вдвое, до $27,1 млрд, при этом 87 % вложений приходятся на Казахстан. Как отмечается в исследовании, 68 % ПИИ приходятся на топливный комплекс, еще 23 % – на транспортные проекты. Общий ежегодный объем зарубежных инвестиций Китая оценивается в $116 млрд.

В Минэкономразвития России отмечают, что инвестиционное сотрудничество с Китаем пока не в полной мере отвечает уровню сложившихся политических и торговых отношений. К 2020 году стоит задача довести ежегодные китайские прямые инвестиции в российскую экономику до $12 млрд, однако на фоне геополитических и экономических рисков вложения КНР падают, как и торговый оборот двух стран.
В 2015 году товарооборот снизился на 28,4 %, до $68 млрд, прямые инвестиции за семь месяцев прошлого года упали на 20 % (в 2014 году показатель достиг $4 млрд), а экономика Китая показала минимальный рост с 1990 года. Тем не менее, по данным исследования IPT Group об инвестиционной активности Китая в России, сотрудничество двух стран в этой сфере достигло исторического максимума. Это обусловлено взаимной дополняемостью экономик государств.

Инвестиции в активы

Одним из крупнейших инвестпроектов Китая стала покупка China National Petroleum Corporation (CNPC) 20 % акций в проекте «Ямал-СПГ» у компании «Новатэк» Леонида Михельсона в 2013–2014 годах. Сумма сделки, по информации Минэкономразвития РФ, оценивается в $810 млн, после ее закрытия «Новатэку» принадлежит 60 % акций «Ямал СПГ», еще по 20 % у французской Total и CNPC.
Другим крупным вложением стало приобретение Chengdong Investment Corporation (CIC) акций «Уралкалия» в размере 12,5 %. Сделка от 2013 года оценивается в $2 млрд. Однако позднее холдинг объявил buyback акций, и CIC продала свой пакет «дочке» калийного гиганта Enterpro Services.

В списке инвестиций Китая в российские активы – вложения State Grid Corporation of China в размере 1,1 млрд в совместные проекты с российской ГК «Синтез» сенатора Леонида Лебедева, затраты $750 млн Китайской международной инженерно-строительной компании цветной металлургии (NFC) в совместный проект с корпорацией «Металлы Восточной Сибири» в Бурятии, покупка Китайской инвестиционной корпорацией 5,4 % акций Московской биржи на $100 млн и приобретение Строительным банком Китая 2 % акций банка ВТБ на ту же сумму.

Совместные транспортные проекты

Крупнейшим российско-китайским проектом в сфере транспорта является высокоскоростная магистраль (ВСМ-2) Москва – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга и далее – в Пекин. В 2014 году РЖД и China Railway Corporation в 2014 году подписали меморандум о сотрудничестве, целью которого обозначили разработку проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин.
Стоимость ВСМ-2 оценивается в 1,068 трлн рублей, запуск первого участка намечен к 2020 году. В мае China Development Bank (CDB) подтвердил кредитное финансирование в объеме 400 млрд рублей в юанях или долларах США, а также выразил готовность дополнительно внести в уставный капитал проекта 52 млрд рублей для участка Москва – Нижний Новгород — Казань и $1 млрд на отрезке Нижний Новгород — Казань. Конкретные соглашения планируется подписать до конца года.

Тогда же, в 2014 году, СМИ сообщили о начале производства китайских автомобилей Cherry в Карачаево-Черкесии с годовым объемом выпуска 30 тыс. машин и инвестициями в несколько десятков миллионов долларов. Другой крупный концерн КНР, Great Wall, начал строительство в Тульской области, вложив в него $500 млн.

В авиации крупнейшим российско-китайским проектом стала совместная разработка дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета и производство в КНР тяжелого транспортного вертолета Ми-26.

Энергетика

Россети и Государственная электросетевая корпорация (ГЭК) Китая в 2014 году договорились о создании совместного предприятия для модернизации и строительства электросетевого комплекса в России и за рубежом. Стороны планируют уделить особое внимание возможности строительства Евро-Азиатского энергомоста и поставки электроэнергии из России в Китай.

В свою очередь РАО «Энергетические системы Востока» и Dongfang Electric Corporation пришли к взаимному пониманию в подходах к модернизации энергосистем Дальнего Востока в части строительства ГТУ на Владивостокской ТЭЦ-2 мощностью 93 МВт и тепловой мощностью 80 Гкал/ч с привлечением китайских инвестиций в объеме до 78 млрд рублей, а также развития солнечной энергетики в Якутии.

Другим примером сотрудничества России и Китая в сфере энергетики стало строительство ТЭЦ в Ярославле при участии ОАО «ТГК-2» и Китайской корпорации «Хуадянь» с финансированием Индустриально-коммерческого банка Китая (ICBC) в размере около 20 млрд рублей.

В 2013 году Роснефть и CNPC подписали долгосрочные соглашения о поставке нефти, совместных проектах по строительству НПЗ в Тяньцзине и развитию сотрудничества в области нефтедобычи. В 2014 году Роснефть и CNPC договорились о покупке 10-процентной доли участия в ЗАО «Ванкорнефть».

Индия

В 2015 году товарооборот России и Индии, по данным Федеральной таможенной службы, составил $7,8 млрд, в I квартале 2016 года показатель упал к аналогичному периоду прошлого года на 20 %, до $1,5 млрд. По оценкам экспертов, объем инвестиций в Россию в последние годы превысил $8 млрд.

В Минэкономразвития России основным инвестпроектом с участием индийских партнеров называют «Сахалин-1». На основе соглашения о разделе продукции компания ONGC Videsh Ltd. (OVL) владеет 20 %. С 2006 года OVL получает свою долю добываемой продукции (сырую нефть, а с 2009 г. – сжиженный природный газ).

В декабре 2008 года «дочка» OVL, компания «Джарпено Лимитед», вложила $2,6 млрд в покупку английской фирмы Imperial Energy Corporation Plc UK, которой принадлежал ряд нефтегазовых активов в Томской области.

В фармацевтической сфере Минпромторг называет ключевым проектом создание российской компанией «Диод» и индийской Aurobindo Pharma предприятия по производству фармацевтической продукции в Подольском районе Подмосковья с инвестициями 900 млн рублей.

В военной сфере успешным считается контракт совместного российско-индийского предприятия MTAL с индийской корпорацией Hindustan Aeronautics и российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) на создание военно-транспортного самолета МТС.

Сюжет по этой теме
18 июня 2017, 09:20

«Иннопром-2017»

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.