Замглавы администрации президента Вячеслав Володин легко попал бы в Госдуму, если бы выборы прошли в ближайшее воскресенье и он бы собирался туда на самом деле. В этом можно убедиться, изучив медийное пространство его родной Саратовской области. Подробности о странном выдвижении – в материале «ФедералПресс».
Каково это – быть Володиным?
Выдвижение Вячеслава Володина в Госдуму стало сенсацией и вызвало ряд вопросов. Первый – зачем это надо Кремлю, второй – зачем это надо самому Володину и «Единой России». Ответ, судя по всему, прост. ЕР давно ассоциируется у россиян с нерушимой властью чиновников, и к действиям партии автоматом причисляют непопулярные меры правительства.
В Кремле отдают себе в этом отчет, как и в том, что население устало от политического и парламентского монополизма. Однако там понимают, что переформатировать расстановку сил «под выборы» нужно. Отсюда, например, взялась некоторая благосклонность к оппозиции, выразившаяся в отказе ЕР выставлять своих кандидатов в некоторых округах, в которых, по ее версии, могут победить «сильные и нужные стране» представители остальных парламентских партий. Ход удобный и как бы красивый: проявить милость – право сильного.
Вячеслав Володин идет на выборы в региональной группе № 15, объединившей Волгоградскую, Пензенскую, Тамбовскую и Саратовскую области. И если для Тамбова и Пензы это особого значения не имеет, то для Саратова эта партийная разнарядка почти что сакральна.
«Вячеслав Володин является выходцем из Саратовской области, и его присутствие в списке вполне оправданно, – заявил газете «Наш город Пенза» доктор политических наук, профессор Центра исследования политических трансформаций Дмитрий Сельцер. – Володин – человек ресурсный и влиятельный, поэтому в избирательной кампании он точно поможет партии. Однако маловероятно, что он пойдет в Госдуму». Политолог добавляет, что лидер такого ранга может многое себе позволить во взаимоотношениях с центром, в отличие, например, от губернатора.
Реальные кандидаты
Однако, как отмечают эксперты, ни в какую Госдуму Володин не пойдет. Так, в списке следом за Володиным идут единороссы, которые железно обязаны попасть в Думу VII созыва, и партия в этом заинтересована. Это номер два – Евгений Москвичев, председатель комитета по транспорту ГД, номер три – Ольга Баталина, председатель комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов и, что очень важно, замсекретаря генсовета ЕР. Номер четыре – Глеб Хор, первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам, член комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Как мы понимаем, это одни из наиболее финансовоемких и актуальных статей федерального бюджета с учетом внешне- и внутриполитической обстановки.
С прохождением Баталиной и Москвичева в парламент проблем нет – второе и третье места по итогам выборов на всех четырех территориях им наверняка гарантированы. Что касается господина Хора, то его слабое четвертое место означает только один вариант развития событий. Скорее всего, избранный в Госдуму Володин откажется от мандата и, передав его Хору, продолжит курировать в Кремле внутреннюю политику. В личный же плюс партийному идеологу он поставит самоотверженную работу на предвыборном поле.
Про остальных персонажей списка (всего в нем восемнадцать человек – прим. ред.) уже сейчас можно смело забыть. С учетом ранжира и обязательных для избрания лидеров им уготована роль статистов.
Равных по силе и узнаваемости кандидатов не смогла подобрать ни одна из партий. К примеру, от КПРФ в региональную группу федерального списка по Саратовской области вошли Ольга Алимова, Александр Анидалов, Сергей Афанасьев, Ольга Лубкова, Виктор Волков, Андрей Карасев. Их фамилии не значат ничего даже для журналистов. Что уж говорить про большинство избирателей, которые интересуются политикой «от выборов до выборов».
От «Справедливой России», похоже, самым заметным федеральным кандидатом станет декан кафедры политической социологии РГГУ, политконсалтер Наталья Великая, уроженка Саратова. От ЛДПР в Госдуму от Саратовской области пойдут местные депутаты Антон Ищенко, Сергей Ашихмин, Светлана Мартынова, Дмитрий Пьяных. Компанию им составят Андрей Володихин, Станислав Денисенко, Алексей Зыков и Вячеслав Шаронов. Содержание местных форумов недвусмысленно дает понять, что энтузиазма и надежд эти персоны у жителей не вызывают.
«Все в экстазе»
Этой емкой фразой местные элиты характеризуют эффект, который в Волгоградской области произвела новость о выдвижении Вячеслава Володина. В городе на Волге считают, что ни у одной партии практически нет шансов против федерального списка «Единой России».
Судя по всему, еще хуже перспективы КПРФ, СР и ЛДПР в Тамбовской области. Она также вошла в сферу интересов володинской группы. Коммунисты выдвинули первого секретаря Тамбовского обкома Андрея Жидкова и депутата гордумы Артема Александрова. У эсеров в территории возник кадровый голод, и они кидают на амбразуру экс-начальника правового управления администрации Тамбовской области Ирину Попову с бизнесменом Виктором Пашининым. Региональную группу ЛДПР на Тамбовщине возглавили депутат Госдумы Александр Шерин и Игорь Телегин, также в списке координатор рязанского отделения Юрий Кравченко.
По мнению политолога Александра Сайгина, новость о выдвижении Володина произвела эффект разорвавшейся бомбы. «Никто не думал, что куратор внутренней политики сам пойдет на выборы и потащит одну из самых непростых территориальных групп. Волгоградская область в этом уравнении действительно непростая. Достаточно вспомнить, сколько было возмущений по поводу выборов в 2013 году, в 2014 году и на праймериз в этом году. Ок, хотите увидеть, как проходят честные выборы? Значит, на них Володин пойдет лично. Оппозиция имеет отличный козырь – в случае чего апеллировать к автору концепции КОЛ, а Володин лично покажет, как надо честно участвовать в выборах. Благо, простор аж на четыре региона. Тут вам и родная для Володина Саратовская область, в которой он избирался в качестве одномандатника, когда выборы по одномандатным округам еще не отменили. И избирался с очень высоким результатом. Есть и сверхпроблемная Волгоградская область, которой в 2011 году не смог помочь даже Виктор Зубков», – заявил «ФедералПресс» эксперт.
Замдиректора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов отмечает, что Володин всегда был больше публичным политиком, чем аппаратчиком. «Конечно, Кремль сейчас говорит о том, что Володин не пойдет в Думу, но нельзя исключать никаких вариантов после парламентских выборов. Вопрос будет решаться сразу по итогам кампании. Все будет зависеть и от результатов выборов, и от амбиций Володина – идти дальше в публичную политику или оставаться на бюрократической должности», – добавил собеседник «ФедералПресс».
Член правления Российской ассоциации политических консультантов Николай Кремлев напоминает, что так называемой тактики «паровозов» в избирательных кампаниях никто не отменял. «Хотя есть неоднократные попытки коммунистов запретить все это, но де-юре здесь никаких возражений быть не может – никто не запрещает. Тем более что это вообще распространенная мировая практика. Другое дело, насколько порядочным это выглядит по отношению к своему избирателю. Но я не вижу оснований думать, что он (Володин) действительно уйдет в Госдуму на место председателя, как некоторые стали говорить. Скорее всего, он просто должен подтянуть партию, поскольку в Волгоградской области складывается достаточно своеобразная электоральная ситуация, там постоянно происходят скандалы и конфликты, связанные в том числе с взаимным недопониманием между губернатором и элитами. Поэтому, чтобы хоть как-то придать вес местному партийному списку, туда и поставили Володина», – уверен эксперт.
Кремлев полагает, что серьезную конкуренцию из числа кандидатов от КПРФ, СР и ЛДПР при такой авторитетной тройке единороссам вряд ли кто-то составит: «Баталина очень известный человек, очень симпатичный, и против нее никто особо не возражает. Что касается других парламентских партий, то это все будет зависеть только от того, какую повестку они смогут предложить, насколько она будет интересна для жителей. Пока в том, что было озвучено на партийных съездах, я не вижу экстраординарных шагов, все стандартно, нет изюминки».
Отвечая на вопрос, как поведут себя в этой ситуации власти Саратова, Пензы, Волгограда и Тамбова, Кремлев заявил, что многое будет зависеть от самих кандидатов и их работы с избирателями. «Если говорить об одномандатниках, то дело даже не в тех идеях, которые они могут предложить – накидать можно много красивых, но не реализуемых идей. В одномандатных округах всегда встает вопрос личностей. Если удастся показать, что человек будет работать и заботиться об избирателях, тогда шансы у кандидата есть, причем вне зависимости от того, к какой партии он принадлежит», – добавил политолог.
В свою очередь глава Центра политических технологий Игорь Бунин замечает, что ситуация очень простая и состоит из двух частей. «Во-первых, это желание Дмитрия Медведева укрепить свои позиции, так как он неопытен в партийных делах. Поэтому он свистал всех наверх – в выборах участвует и Собянин. По просьбе премьера подключился и Володин. Теперь он отвечает за куст, где он очень популярен, известен и набрал на выборах 2011 года 60 %. Естественно, это не значит, что он пойдет в Госдуму, он будет и дальше курировать внутриполитический блок. Это не значит, что он перестанет быть арбитром между партиями – все равно он будет заниматься легитимностью выборов. Он сам сделал на это ставку. Недаром у нас и новый руководитель ЦИК – Памфилова...» – говорит эксперт.
Бунин считает, что и перед самим собой Володин поставил задачу доказать, что хороший политтехнолог может дать хорошие результаты на выборах: «С другой стороны, для него главное сохранить свои арбитражные функции». При этом он не отрицает, что везде перед местными и региональными властями стоят задачи обеспечить победу «Единой России», но весь вопрос в том, как это сделать. «В этом плане я не вижу больших отличий от Москвы и Санкт-Петербурга – везде губернаторы будут работать на «Единую Россию». Единственное, что им запретили любые фальсификации. Конечно, кого-то это сдержит, а кого-то нет», – уверен Игорь Бунин.
Выборы-2017