Самый главный документ любой политической партии после устава – ее предвыборная программа. По иронии судьбы то, что предназначено в первую очередь для электората – своеобразный план по захвату власти, – из года в год абсолютно игнорируется посетителями избирательных участков. Вот еще почему упор делается на шоу, интриги и ярких звезд в кандидатских списках. Ведь политики всех мастей знают, что их программную писанину все равно никто не читает. «ФедералПресс» решил восполнить это упущение и познакомить читателей со стратегическими планами основных российских партий.
«Единая Россия»: приятные обещания
Начнем с партии парламентского большинства, которой в этом году посчастливилось провести съезд при личном участии президента Владимира Путина. Что сулит людям предвыборная программа партии власти и насколько она актуальна для трех самостоятельных субъектов УрФО – Свердловской, Челябинской и Курганской областей, а также тюменской «матрешки»?
Как водится, без пафоса не обошлось – программный документ озаглавлен незамысловато, но броско: «Успех каждого – успех России. Слышим людей – сможем сделать». Вопросы возникают с самого начала. К примеру, месседж социального блока звучит так: «Вложения в каждого человека – основа общего будущего». Здесь все понятно – нам говорят то, что мы хотим слышать. Общие, а потому ничего не значащие и не подразумевающие какого-либо плана действий фразы обволакивают читателя с первых страниц программы единороссов. Как то: «Наша цель – благополучие человека и развитие России. Достойный уровень жизни, социальная защищенность, реализация сил и способностей – для каждого. Сильное, независимое, справедливое государство – для всех. Проведение последовательного курса на стабильность, без революций и потрясений. Безопасность наших детей, возможность достойно трудиться, жить и учиться и право без страха смотреть в будущее». Видимо, главное не в способах достижения, а в том, что формулировки ласкают слух.
Далее «Единая Россия» обещает обеспечить рост политической конкуренции и возможностей прямой демократии для всех партий. К примеру, реализовать их право на стопроцентное принятие ключевых для страны решений. Честно сказать, это не удавалось сделать до сих пор. Как в Госдуме, так и в региональных парламентах укоренилась практика, когда привлекательные законопроекты оппозиционных депутатов блокируются большинством, а потом в видоизмененном виде обретают форму законов, но уже под авторством «Единой России». Один из последних примеров – история с законопроектом свердловского депутата (на тот момент от КПРФ) Андрея Альшевских, который предлагал ликвидировать должность премьер-министра регионального кабмина. Инициативу завернули, что не помешало депутату-единороссу Сергею Семеновых переписать законопроект коллеги и выдать его за свой. После чего господин Альшевских в Фейсбуке обвинил Семеновых в плагиате...
Еще один блок традиционно касается борьбы с коррупцией. Партия Дмитрия Медведева предлагает расширить систему мер по защите от офшорной коррупции (словно не было скандала с панамскими офшорами, фигурантами которого были в том числе члены ЕР – прим. ред.) Среди других инициатив установление специального состава преступления и введение повышенной ответственности (до 20 лет лишения свободы) за хищение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. «За посягательства на государственную казну необходимо установить самую жесткую ответственность – независимо от должностей и званий», – говорится в документе.
Как раз сейчас в Свердловской области рассматривается уголовное дело, фигурантом которого является министр госимущества региона Алексей Пьянков. По версии следствия, верхушка МУГИСО могла присвоить около 31 миллиона рублей, вырученных от нерыночной продажи здания, которое снесли в рамках подготовки Екатеринбурга к ЧМ-2018 года по футболу. Это не помешало отправить Пьянкова из СИЗО под домашний арест, который тот отбывает в элитном клубном доме, напичканном жильцами-чиновниками. Что важно – это решение было принято по ходатайству прокуратуры, в которой подозреваемый министр когда-то трудился. Как результат – накануне сентябрьских выборов свердловская общественность не верит в честное расследование, полагая, что уголовное дело развалят. А ведь один из предвыборных пунктов ЕР как раз декларирует справедливый суд...
Экономическая и социальная часть программы также изобилуют долгожданными новациями. Верней, их перечислением без указания способов достижений. В их числе – повышение качества жизни людей и конкурентоспособности государства. В сравнении с кем в условиях действия обоюдных санкций ЕС и РФ не вполне понятно. «Мы категорически возражаем против осуществления бюджетной политики за счет непродуманного тотального урезания расходов», – уверяют единороссы. Иными словами, протестуют против практики, которая уверенно набирает обороты по всей стране, и которую ощущают на себе бюджетники и трудящиеся заводов.
Среди других инициатив можно видеть и другие привычные предвыборные призывы. Тут и крепкий бюджет с низкой инфляцией, устойчивым рублем и надежными банками, и труднодостижимый в условиях монополистической экономики тезис о том, что малый и средний бизнес станут основой новой экономики России.
Впрочем, избирателю важней не это, а обещание восстановить уровень потребления населения России как с количественной, так и с качественной точки зрения, отмечают эксперты «ФедералПресс». Даже с этой позиции оставшуюся часть программы можно дальше не читать. Главное, в Кремле понимают – уровень жизни хорошо бы подтянуть, если уж не получается не вернуть на прежние показатели. Хотя тезис о сохранении уровня жизни пенсионеров, а с 2017 года его увлечение согласно темпам роста цен не может не вызвать недоумения на фоне заморозки пенсионных накоплений и планов повышения пенсионного возраста.
Добавим, что формат предвыборных встреч кандидаты-единороссы делают для себя максимально комфортным. 2 июля Артемовский посещали депутат ГД Павел Крашенинников, региональные парламентарии Сергей Чепиков и Олег Исаков, и руководитель исполкома СРО ЕР Иван Корякин. Вот только встречались они не с рядовыми жителями, а с главами местных общественных организаций и почетными гражданами. Большую часть последних представляют бывшие директора предприятий, которых на встрече в первую очередь волновал рост уровня патриотизма у молодежи.
КПРФ – гигантомания без конкретики
Здесь поистине ничего нового: старые песни о главном – т. е. социальной несправедливости мироустройства в современной России. Программу коммунистов открывает заявление о том, что «обманом и насилием страна возвращена к капитализму, а это путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе и гибели цивилизации».
Львиная часть является пересказом хронологии обстоятельств развала СССР, после чего КПРФ переходит к озвучиванию «пути спасения Отечества». Это декларируемые десятилетиями призывы к единству, целостности и независимости, воссозданию братского Союза советских народов, благополучии и безопасности, нравственном и физическом здоровье граждан.
Своей основной целевой аудиторией коммунисты считают пролетариат, и видят три этапа достижения поставленных задачи. Это установление демократической власти трудящихся, широких народно-патриотических сил во главе с КПРФ, что предполагает объединение народных масс.
Второе – обеспечение широкого участия трудящихся в управлении государством. «Это необходимо сделать через Советы, профсоюзы, рабочее самоуправление и другие рожденные жизнью органы прямого народовластия», – объясняет партия Геннадия Зюганова.
Третий этап – энергичная работа по окончательному формированию социалистических общественных отношений, обеспечению устойчивого развития социалистического строя на собственной основе.
Авторов мало волнует, что достижение таких установок без государственного переворота и кардинальной смены экономической модели и отмены рыночных отношений в России – это полная утопия. Но вдаваться в такие «дебри» нельзя – в противном случае программу КПРФ можно было бы расценить, как не соответствующие действующему антиэкстремистскому законодательству. Вообще программа вызывает ощущение оторванного от жизни конспекта, в котором не нашлось места адекватному анализу социально-экономической ситуации в отдельных регионах РФ. Соответственно, путей решения проблем на местах коммунисты не предлагают в принципе, оставаясь верны ленинским тезисам «о мировой революции». Говорить о которой открыто опять же нельзя.
«Справедливая Россия» – социалка без базы
Нетипичность программы эсеров в том, что начинается она с преобразований в сфере культуры. Тем самым идеологи партии словно отвергают первичность базовых потребностей человека, после удовлетворения которых и становится возможна тяга к повышению образовательного и культурного уровня.
К примеру, партия Сергея Миронова предлагает принять новый ФЗ «О культуре», закрепив механизм реализации права на свободный доступ каждого российского гражданина к отечественным и мировым культурным ценностям. Остается неясным, что сейчас мешает простому обывателю посещать театры-музеи или читать книги и слушать лекции, скажем, по истории русского и мирового изобразительного искусства.
В целом программа «Справедливой России» представляет собой талмуд из совершенно правильных идей и предложений. Минус же ее в том, что ни в одной главе авторы не указывают финансовую и идеологическую базу перечисленных инициатив. Пример тому пункты об увеличении в три-пять раз объема государственных научных стипендий и грантов или росте расходов на образование и науку до 7 % ВВП.
Такую же отвлеченность от реалий демонстрируют призывы «СР» заботиться об уровне жизни «людей труда» – пролетариата и бюджетников. Скажем, к тезису о повышении оплаты труда и объема социальных гарантий врачей, учителей, ученых и работников культуры до уровня госслужащих не дается никаких экономических выкладок и ссылок на источники финансирования.
Некоторые пункты вызывают вопросы своим явными противоречим соблюдением конституционных прав всех граждан России. Неясно, например, почему эсеры хотят добиваться снижения страховых тарифов по ОСАГО только для семей с детьми. В свою очередь обвинения действующей власти в перекладывании ответственности за проведение капремонтов жилья на собственников жилья, не выдерживают критики. Как известно, идеологом и проводником этой политики в Свердловской области до недавнего времени был член «Справедливой России» Александр Караваев со скандалом покинувший пост гендиректора профильного фонда.
Доходит до смешного. Так, эсеры предлагают в своей программе призывают освободить жителей новостроек от платы за капитальный ремонт, хотя в большинстве субъектов УрФО в последние месяцы были приняты соответствующие локальные законодательные акты.
То же самое в декларации партии о новой экономической политике. Не ясно, за счет чего предлагается обеспечить стратегические отрасли кредитными ресурсами на условиях не хуже, чем у зарубежных конкурентов (нет даже соответствующих примеров) или же создать условия для производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Еще один тезис – об установлении на длительное время заранее объявляемых границ колебаний курса рубля ввиду реалий мирового рынка и монетарной политики властей РФ представляется сущей фантастикой.
ЛДПР – все гениальное просто
Наверное, самая внятная и бесхитростная программа у либерал-демократов. Так сложилось исторически, что партия Владимира Жириновского ориентирована на широкие слои населения – от интеллигенции до маргиналов. Вот почему брошюры с «полковником» Жириновским на обложке всегда понятны даже тем, кто ничего не смыслит в политических и избирательных процессах. И в самом деле: зачем изобретать велосипед, если есть партийный паровоз, который хорошо катится все годы существования парламентской системы в истории новейшей России?
Итак, что предлагает ЛДПР? Документ состоит из семидесяти тезисов Владимира Жириновского. Вот самые яркие:
– Сократили охранные лесные службы, убытки от пожаров выросли в тысячи раз. Это разве экономия? На фоне трагедии с разбившегося в Иркутской области самолете МЧС Ил-76 и бесконтрольной теневой вырубки лесов по всей стране тезис более чем актуальный.
– Списываем долги зарубежью, а у наших регионов долги только растут. Чтобы началось развитие, необходимо хотя бы частично эти долги списать. Проблема, актуальная для всех субъектов России, которые уже давно не делят на регионы-доноры и регионы-реципиенты, и власти которых с рукой у козырька исполняют установки Бюджетного кодекса и налоговые новации, спускаемые федеральным центром.
– Прекратить закрывать школы и больницы по всей стране. Тема оптимизации здравоохранения стоит остро во всех регионах УрФО. А в Свердловской области в частности, министр здравоохранения которой Аркадий Белявский в том числе по этим причинам ушел в отставку под давлением депутатов и общественности.
– Снизить внутренние цены на нефть, газ, бензин, электроэнергию (у нас суровый климат, и товары неконкурентоспособны из-за высоких затрат). С этим все ясно и не требует особых пояснений.
– Запретить коллекторов и грабительские микрозаймы. Много месяцев подряд страну сотрясают скандалы с беспределом с коллекторов – в итоге проблема стала актуальной для всех политических сил, и благозвучной для до крайности закредитованного населения.
Среди других нетипичных для остальных партий призывов можно выделить предложения ЛДПР о восстановлении системы ГОСТ, введение бесплатной медицины, уголовное наказание за открытие фирм-однодневок (привет коррупционерам), создание Министерства гражданской авиации, расчищение полок в магазинах для фермеров и введение минимальной зарплаты на уровне 20 тысяч рублей по всей стране.
Ну и, наверное, один из самых приятных для русского уха пунктов: плавное установление курса рубля по отношению к доллару 1:1 (начать с 40:1, плавно перейти к 20:1 и т.д.).
«Яблоко» – лозунги без плана
Одной из последних провела съезд некогда парламентская партия «Яблоко». Уже по устоявшейся традиции тон задал бессменный лидер, автор прошловековой программы «500 дней» Григорий Явлинский. Даже у когда-то лояльного электората он вызывает иронию, так как напоминает о себе только перед выборами федерального уровня. Раскритиковав по традиции в пух и прах авторитарный характер государственной власти, Явлинский. Итогом же трехдневного съезда стали программные заявления партийных лидеров. А вот текст программы до настоящего дня «Яблоком» почему-то так и не обнародован.
Поэтому пока приходится составлять миссию партии по отдельным заявлениям отдельных лидеров – все тех же Явлинского и Митрохина. Очевидно, что это противостояние новым репрессиям (по версии демократов), борьба с коррупцией и авторитаризмом. Отсутствие программы (в соответствующем разделе партийного сайта выложен только устав) вызвало удивление.
Лидер СРО «Яблоко» Юрий Переверзев пояснил «ФедералПресс», что лично на партийном съезде в Москве не присутствовал. «У нас была своя конференция и в Москву ездил резервный кандидат – Владимир Плюснин. Он входит в бюро регионального совета, он же является членом федерального совета партии. И хотя я не свидетель события, знаю, что «Яблоко» очень активно готовило программу, в ней порядка 40 разделов, но все они на съезде не рассматривались – только тезисы. Не думаю, что партия подошла к этому вопросу спустя рукава. Тем более, что у нас было большое кадровое обновление...», – заявил собеседник.
После чего посоветовал обратиться за разъяснением насчет содержимого программы к Владимиру Плюснину. К сожалению, последний на связь с редакцией не вышел.
Как пояснил «ФедералПресс» политтехнолог Эдуард Коридоров, в программах парламентских партий нет ничего судьбоносного, подобного, например, нацпроектам «Единой России», которые в свое время серьезно изменили жизнь в стране.
«Предвыборная программа ЕР наполнена декларациями, общими словами, она по многим пунктам неконкретна. У других партий (особенно у СР) встречаются интересные и даже детально проработанные предложения, но штука в том, что эти предложения почти не пересекаются с предвыборными инициативами оппонентов. Поэтому есть большие сомнения, что они будут реализованы, окажись та или иная партия в парламенте в меньшинстве», – отмечает эксперт.
По словам Коридорова, по содержимому всех документов заметно, что назрело общее недовольство налоговой системой, уровнем коррупции, положением дел в образовании и здравоохранении. И, например, КПРФ и ЛДПР требуют национализации основных отраслей экономики.
«Однако системообразующая «Единая Россия» не разделяет этого недовольства и, судя по ее программе, вряд ли будет солидарна с коллегами по Госдуме в инициировании каких-то революционных преобразований. Одним словом, предвыборные программы партий 2016 даже отдаленно не напоминают стратегию развития страны. Скорее, это набор тезисов, частью – действительно актуальных, частью – популистских и надуманных, с туманной перспективой реализации», – добавляет политолог.
«Примечательно, что парламентские партии (пожалуй, за исключением КПРФ, которая сделала 10 тезисов Зюганова работающим инструментом агитации) пока очень слабо пытаются продвинуть свои программы в народ. Скорее всего, выборы пройдут «на эмоциях», соперники, как это уже не раз бывало, будут апеллировать к чувствам избирателей, а не к разуму. Что, в общем, понятно и даже логично, если речь вести об одномандатниках. Но контрпродуктивно, когда «выбирать сердцем» приходится партию. Очевидно, что выборы в Госдуму уже не станут соревнованием программ и стратегий развития страны, в повестку кампании встанут иные вопросы. Поэтому, собственно говоря, внимание избирателя никто из партийцев особо и не фокусирует на программных документах», – заключает Эдуард Коридоров.