Министерство сельского хозяйства России рассматривает возможность в будущем запретить ввоз в Россию виноматериалов. Об этом на днях заявил глава ведомства Александр Ткачев. Чиновник добавил, что сейчас изучается вопрос о увеличении сборов с импорта этой продукции. «ФедералПресс» обратился к ведущим экспертам отечественной винной отрасли с просьбой прокомментировать последствия такой инициативы.
«Мы готовим сейчас проект постановления: или, с одной стороны, увеличить пошлину, или, с другой стороны, дать сигнал инвесторам, что через пять-семь лет мы закроем полностью этот рынок», – сообщил Александр Ткачев. Министр добавил, что если власти все же решат запретить ввоз из-за рубежа виноматериалов через пять лет, «для инвестора это будет сигнал к тому, чтобы заниматься производством вина из отечественного материала».
«Вино постепенно возвращается в лидеры грузинского агроэкспорта»
Эксперты винной индустрии не оценили это предложение, подчеркивая, что это вызовет дефицит на рынке алкогольной продукции или рост цен.
Борис Катрюхин, президент некоммерческого партнерство «Винодельческий Союз»:
«Отмечу, что на прошлой неделе я присутствовал на заседании межведомственной рабочей группы по формированию предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования виноградарской и винодельческих отраслей в минсельхозе, которая обсуждала, в том числе, и данный вопрос. Ее участники сошлись на мнении, что ограничивать ввоз виноматериалов в Россию нужно. Но только тогда, когда в стране появится достаточное количество виноградников, которые дадут достойную замену импортным виноматериала. На сегодняшний день эти условия отсутствуют. В настоящий момент мы взвозим около 70 % виноматериалов, из которых производится не только вино, но также шампанское и другая винодельческая продукция.
Именно в таком ракурсе концепцию озвучивали представители минсельхоза. Когда у нас значительно увеличится число виноградников и появится свой собственный виноматериал, мы можем увеличить пошлины, чтобы помочь отечественному виноделию. Если сейчас просто запретить балк (так специалисты называют виноматериал, – прим. ред.), то мы не сможем выпускать вино из-за малого количества виноградников. Даже ограничение ввоза виноматериалов создаст дефицит на рынке алкогольной продукции, либо взвинтит цены.
Отмечу, что когда мы заключили соглашение с ВТО, мы подписали договор о постепенном снижении пошлин на готовую продукцию. В случае внедрения запретительных мер на виноматериалы, мы создадим условия, когда производимое на отечественных заводах вино будет дороже импортного бутилированного вина. Да, конечно, эти меры поспособствуют развитию отечественной виноградовинодельческой индустрии. Получить первый урожай с новых виноградников мы сможем только через пять лет после их закладки. А что мы все это время будем делать? На чем будут работать заводы? Даже Крым и Краснодарский край работают с импортными виноматериалами. Из чего мы будем производить виноматериалы и вино?»
Виталий Меркушев, председатель правления Черноморского форума виноделия:
«Меры по ограничению ввоза вина наливом, то есть так называемого балка, постоянно обсуждаются в экспертном сообществе виноделов, а также и на государственном уровне. Министр сельского хозяйства является давним сторонником винодельческого сообщества и любые его высказывания по данной тематике вызывают большой интерес экспертов и самих производителей. Нельзя не согласиться с тем, что чем больше вина произведено из собственного винограда, тем лучше для развития национальной экономики. Внутренние и внешние инвесторы с интересом смотрят на возможности приобретения виноградников и терруарных земель под виноградники в современной России. Позитивный опыт таких инвестиций также есть.
Но сейчас Россия является членом Всемирной торговой организации. А при вступлении в нее мы дали обязательство о снижении пошлин в агросекторе, в том числе и на бутилированное вино и на виноматериалы. Ежегодно эта пошлина снижается и через два года достигнет 10 % (плюс НДС). Увеличение пошлины повлечет за собой фактический отказ от обязательств по ВТО. Пока трудно представить, что правительство на это пойдет. Запрет на ввоз виноматериалов возможен, только если виноматериалы попадут под контрсанкции, других оснований для этого пока нет.
Важно понимать, что через пять-семь лет обеспечить себя виноматериалами нужно, чтобы уже в этом году начались масштабные закладки виноградников просто рекордными темпами. Получается, что ежегодно мы должны заложить десятки тысяч гектар виноградников. Но площадь виноградников пока каждый год увеличивается в стране незначительно, несмотря на массированную поддержку со стороны государства, так в Крыму субсидии доходят до 80 %.
Но инвесторы пока не торопятся. Если мы сейчас дадим подобный сигнал (то есть запрет на ввоз балка через пять-семь лет), то его, безусловно, инвесторы услышат, но его услышат и импортеры бутилированного вина, которые постепенно поднимут цены, конкуренция ведь снизится, особенно на вино суперэконом-класса, и более бедная часть населения страны как это уже бывало, перейдет на другие еще более дешевые алкогольные напитки.
В странах Евразийского экономического союза (EAЭС) потребление тихого и игристого вина составляет на 2015 год около семи литров на душу населения (старше 15 лет). Это в два раза меньше, чем в советские времена, и в несколько раз меньше, чем в большинстве других стран Европы. На вино приходится только 6 % потребляемого в год на душу населения алкоголя в эквиваленте этилового спирта. Только 12 % населения выбирают вино как свой любимый алкогольный напиток. Россия как крупнейший рынок региона пока только примерно на 28 % обеспечивает себя вином из собственного винограда.
Нам нужно думать о том, что если население будет потреблять больше вина, то тогда и запланированных рекордных закладок виноградников не хватит. Думается, что быстро запретить балк можно только в условиях падения спроса, чего, по нашим прогнозам, не будет. По потреблению вина на данном этапе мы уже достигли дна. Падение доходов населения не такое резкое как ожидалось, поэтому в этом году уже заметен небольшой рост потребления вина. Поддержка потребления вина государством, пусть и достаточно скромная, но помноженная на работу общественных объединений виноделов и просто на маркетинг постепенно дает свои результаты.
Ряд иностранных участников нашего Черноморского форума виноделия выражают желание вложиться в винодельческую отрасль нашей страны. Но, создавая производство, они не могут ждать годами, пока появится вино из собственного винограда. Люди привыкли считать деньги и при запуске винодельческих заводов им на первом этапе, как правило, необходим балк. Иначе производство просто не заработает эффективно. Инвесторы желают вкладываться в Россию, но бизнес есть бизнес, риск инвестирования в секторе виноделия очень высок».