Для россиян составят перечень непродовольственных товаров, которые можно будет купить по минимальной стоимости. С такой идеей выступил Минпромторг. Однако ничего конкретного чиновники пока не предложили – они надеются на подсказку специалистов и общества. РИА «ФедералПресс» решило подключиться к этому процессу и спросило у политиков и экспертов, какие промышленные товары должны оказаться в списке социально значимых, и как государство должно договариваться с производителями о низких ценах. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Министерство промышленности и торговли России выступило с инициативой сформировать перечень социально значимых непродовольственных товаров. Пока, как сообщил СМИ директор профильного департамента Дмитрий Колобов, не определены ни критерии отбора продукции, которая будет включена в список, ни меры поддержки, причем не понятно еще и кого – то ли производителей, то ли потребителей. Рассматривается два варианта реализации инициативы: первый – для обеспечения доступности наиболее важных промышленных товаров государство возьмет на себя регулирование ценообразования на них, второй – власти будут поддерживать целые отрасли, а производители не станут завышать стоимость своих товаров. Как обеспечить баланс, в Министерстве пока не определились.
По словам Дмитрия Колобова, сегодня государство уже пользуется определенными управленческими рычагами для того, чтобы активизировать работу в таких отраслях экономики, как производство детских товаров, реабилитационной техники и народно-художественные промыслы. Войдут ли товары, производимые в этих сферах, в заветный список, сейчас не берется сказать никто. Колобов лишь допускает, что к социально значимым могут быть отнесены, например, детские товары. Велика вероятность и внесения в список средств реабилитации инвалидов.
Глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Анатолий Аксаков считает, что в перечень социально значимых необходимо включить одежду и обувь, необходимую бытовую технику (в первую очередь, чайник, утюг, стиральная машина, холодильник), «минимальный набор мебели». Частично с этой позицией согласился и первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников: он, правда, с оговоркой, также заявил, что одежда и обувь должны обязательно присутствовать в списке. «Но определенного ценового диапазона – не от Dolce & Gabbana», - заметил сенатор.
По словам Сергея Калашникова, в перечень социально значимых непродовольственных товаров должен войти садово-огородный инвентарь («лопаты не должны дорожать»), а также строительные материалы, которые население использует для проведения ремонта в своих домах и квартирах, при строительстве домов.
Эту позицию поддержал и руководитель Федеральной службы общественного контроля проекта «Знак качества» Владимир Кашкин. По его мнению, «группы товаров из числа простейших стройматериалов и строительных аксессуаров: перчатки с пвх-точкой, строительные руковицы - http://alanbud.com/» могут подлежать «простому регулированию». «Учитывая, что стройиндустрия у нас – двигатель любой экономики», - заметил Кашкин.
Кроме того, эксперты полагают, что социально значимыми непродовольственными товарами необходимо признать медицинскую продукцию, разного рода лечебные препараты. Еще, как отметил Анатолий Аксаков, в перечне должно найти отражение положение об обеспечении минимальных стандартов отдыха россиян: люди должны знать, что государство заинтересовано в их отдыхе, но только на территории страны – на Алтае, в Крыму, в Подмосковье и т.д., не за границей.
С научной точки зрения к вопросу подошел заведующий лабораторией методологии федеративных исследований ИнСАП РАНХиГС, кандидат социологических наук Дмитрий Рогозин. По его мнению, чиновникам нужно определиться, прежде всего, с критериями – «базовыми потребностями человека». Рогозин назвал четыре позиции, которые фактически обобщают все сказанное выше: потребность в жилье (сантехника, товары для ремонта, мебель), потребность в мобильности (не автомобили, но хотя бы услуги по перевозке пассажиров), потребность в одежде и обуви, потребность в товарах для здоровья («скорее всего, это базовые товары, связанные с ограниченными возможностями людей» - это то, что нужно для обеспечения нормальной жизнедеятельности любого человека. «Список не должен быть большим, но он должен отражать потребности определенной климатической зоны», - считает Рогозин.
Критически эксперты единодушно восприняли вероятность включения в список товаров народно-художественных промыслов. «Народно-художественные промыслы – это какая-то экзотика, они в экономике занимают совершенно исчезающую величину, - заявил сенатор Сергей Калашников. - Я не знаю, для кого они принципиальны. Речь ведь идет о том, чтобы защитить не товаропроизводителя, а потребителя».
Как раз последнее вызывает много вопросов: кого планирует защищать и поддерживать государство – производителя или потребителя? По мнению Сергея Калашникова, поддержка товаропроизводителя, компенсирование ему затрат взамен на удержание цены – «это коррупция, это не стимулирует промышленность, это не экономические методы». «Мы в рамках рынка пытаемся решать экономические проблемы чисто феодальными, административными способами. Принципиальная позиция – нужно искать не то, на чем можно сэкономить, а то, как сделать так, чтобы рынок развивался, и чтобы росла покупательская способность людей», - заявил сенатор, добавив, что государство должно позаботиться не только фиксированием цен или поддержкой производителей, но, в первую очередь, - качеством продукции.
Председатель экономического комитета Госдумы Анатолий Аксаков выступает за то, чтобы правительство для начала задумалось о разработке не минимальных, а социальных стандартов, в которых будет учитываться все, что «позволит испытывать ощущение счастья, по крайней мере, удовлетворения». «А государство должно под эти стандарты выстраивать стратегию своей работы: поддерживать конкретные отрасли производства. Как поддерживать – либо налоговыми инструментами, либо субсидиями, либо через муниципальный или госзаказ – это другой вопрос, - считает Аксаков. – То есть мы должны принять индикативный показатель. Мы хотим, чтобы наши люди жили, как швейцарцы. Что для этого надо? Чтобы у них был достаток потребления, соответствующий тому, что есть в Европе. Для этого и нужны индикативные показатели».
Вмешательство государства в процесс ценорегулирования руководитель Федеральной службы общественного контроля проекта «Знак качества» Владимир Кашкин назвал тупиком. «Это путь, который ведет к росту фальсификата, - уверен эксперт. – Все-таки есть смысл, чтобы компании, которые будут готовы взять на себя такую социальную нагрузку, участвовать в этих программах, имели возможность получать помощь от государства посредством перерасчета налогов и т.д. Рынок должен регулировать себя сам».