Сегодняшний день можно назвать номенклатурным четвергом: президент Владимир Путин подписал пакет указов, связанных с кадровыми назначениями. Перетряска политической вертикали прошла следом за серией громких уголовных скандалов как в силовых структурах, так и в губернаторской среде. За что Меняйло «сослали» в Сибирь, что означает приход силовиков в регионы и почему Путин выбрал именно этот день для принятия серии знаковых кадровых решений – читайте в материале «ФедералПресс».
«День святого Владимира»
Президент Владимир Путин в четверг подписал пакет указов, перетасовав колоду руководителей высшего звена не только в нескольких регионах, но и в федеральных округах.
Губернатор Калининградской области Николай Цуканов назначен полпредом президента в Северо-Западном ФО. Врио главы региона стал теперь уже бывший начальник областного Управления ФСБ Евгений Зиничев. Экс-полпред президента в СЗФО, выходец из ФСБ Владимир Булавин переведен на пост руководителя Федеральной таможенной службы.
Находящегося под следствием за получение крупной взятки Никиту Белых президент отстранил от должности губернатора Кировской области в связи с утратой доверия. Врио главы региона стал глава Росреестра Игорь Васильев.
Врио губернатора Ярославской области назначен экс-заместитель министра внутренних дел Дмитрий Миронов. На этом посту он сменил Сергея Ястребова, который ушел в отставку по собственному желанию.
Самые масштабные изменения произошли на Юге России. Во-первых, президент принял решение объединить Крым с Южным федеральным округом. Представлять главу государства в новом, расширенном округе по-прежнему будет экс-генеральный прокурор Росси Владимир Устинов.
Во-вторых, Владимир Путин принял отставку губернатора Севастополя Сергея Меняйло и направил его в Сибирский федеральный округ в качестве своего полномочного представителя. На этом посту Меняйло сменил Николая Рогожкина, дальнейшая судьба которого пока остается неизвестной. Временно исполняющим обязанности главы Города-героя назначен экс-заместитель министра промышленности России Дмитрий Овсянников.
Экс-полпред президента в Крыму Олег Белавенцев перешел на аналогичную должность в соседний Северо-Кавказский федеральный округ. Ранее этот пост занимал Сергей Меликов, который вновь надевает погоны: Владимир Путин назначил отставного кадрового военного, руководившего контртеррористическими операциями на Северном Кавказе, первым заместителем директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ — главнокомандующим войсками Нацгвардии.
Совпадение или нет, но важные кадровые решения президент принял в особый день: православные христиане 28 июля чтят память равноапостольного князя Владимира, которого в народе называли «красным солнышком», «великим князем», «нашим каганом», который был храбрым воином и мудрым правителем. И серией сегодняшних перестановок Владимир Путин, по мнению экспертов, продемонстрировал свое намерение и дальше формировать систему по принципу укрепления вертикали власти и защиты российской государственности.
Защитная реакция президента
Список губернаторов выходцев из силовых структур сегодня пополнился Дмитрием Мироновым и Евгением Зиничевым. Тем самым, как отметил президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко, произошло усиление групп ФСБ и ФСО. Эксперты считают, что это – нормальное явление: Владимир Путин еще в 2000 году, став президентом, начал планомерно вводить силовиков во власть, в том числе на должности глав регионов и своих полномочных представителей.
Сегодняшняя серия указов президента, по сути, помогла его подчиненным (прежде всего, управлению внутренней политики АП) «перекрыть информационное поле». Как известно, за последние несколько месяцев в России произошел ряд крупных коррупционных скандалов. В них оказались замешаны высокопоставленные сотрудники Следственного комитета России, ФСБ России, Федеральной таможенной службы. По сути, все это время силовики «навязывали» свою повестку, вместе с тем, следуя в президентском тренде борьбы с коррупцией. Акценты сместились.
Бывший советник губернатора Севастополя Эдуард Коридоров уверен, что президент сделал «ход конем» – как ответ на упреки и ехидство в связи с предвыборными скандалами. «Теперь всем показали, что внутренняя политика в стране находится под надежным контролем. Произведенные рокировки не только демонстрируют дальнейшее усиление лобби ФСБ и ФСО, но также говорят политикам на местах: давление на ставленников Москвы, особенно при помощи искусственно разжигаемых протестных акций, бесполезно», – заявил Коридоров.
Как отметил в интервью «ФедералПресс» директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов, аресты, возможно, помогли президенту избавиться от иллюзии об отсутствии коррупции в отдельных структурах. Когда выяснилось, что в разных объемах, но этот бич присутствует повсюду, и даже среди тех, кто с ним призван бороться, выбора не осталось – президент начал перетасовку. Но при этом, отметил эксперт, каждый из героев этой «кадровой серии», «несмотря на претензии ко многим из них», остался в системе – «это тоже стиль Владимира Путина».
Увеличение числа выходцев из силовых структур в большой политике все чаще вызывает разговоры о превращении России в полицейское государство. По мнению директора Института прикладных политических исследований Григория Добромелова, на ситуацию нужно смотреть с другой стороны: исторически в России дворяне служили государству по гражданской и по военной линии. «То, что люди из силовых органов приходят в высокие кабинеты, – это нормальная траектория движения. Из гражданской части в военную переход практически невозможен, а из военной части в гражданскую – историческая традиция, – говорит эксперт. – Мы просто отвыкли от того, что в силовых органах могут быть люди “не квадратного мышления”, что они могут и на гражданской службе проявлять себя как эффективные руководители. Просто это наиболее понятная и удобная кадровая обойма».
Политологи говорят о том, что в современных условиях силовики во власти – вынужденная мера, связанная с изменением функционала самих губернаторов. Сейчас от глав регионов требуется не столько обеспечение экономического развития (эти задачи незаметно был переложены на плечи вице-губернаторов), которое в условиях огромных бюджетных трат на социалку и ЖКХ в принципе невозможно, сколько пополнение казны. По словам Григория Добромелова, речь идет об усилении сбора налогов, поискам серых потоков и коррупционных схем. А для выполнения этих функций силовики подходят гораздо больше.
По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, назначение силовика, например, на пост главы Ярославской области обосновано тем, что в регионе «очень сильны подпольные сети, связанные с иностранными заказчиками», и их нужно погасить. В свою очередь, назначение бывшего чекиста Евгения Зиничева на пост врио губернатора Калининградской области политолог Евгений Минченко объясняет внешнеполитической напряженностью. Член Экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин также считает, что назначение выходца из ФСБ связано со стремлением Путина обеспечить территориальное единство страны.
За что Меняйло отправили в Сибирь
К Крыму указы президента приковали сегодня особое внимание. Произошедшие изменения, по мнению политологов, вполне объяснимы. С момента образования Крымского федерального округа основная задача – интегрирование двух новых регионов в состав России – успешно выполнена. Эксперт Григорий Добромелов считает, что Крым как отдельный округ уже давно «смотрелся нелогично», и объединения его с ЮФО ждали как минимум с начала этого года.
По мнению политолога Александра Сайгина, важно, что сегодня Крым и Краснодар стали «частью единого туристического кластера и единой частью Южного военного округа с общим управлением», а также получили единое политическое управление. В свою очередь, президент краснодарского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный считает, что следующим шагом должен стать переезд резиденции полпреда президента из Ростова-на-Дону в Краснодар. «Еще в прошлом году комиссия посещала Краснодар, чтобы подыскать необходимое здание. Несмотря на то, что в масштабах всей России расстояние между Краснодаром и Ростовом-на-Дону невелико, для управленческого процесса 300 километров является значительным расстоянием», – уверен Подлесный, добавив, что вопрос может решиться уже после сентябрьских выборов.
Радостью по поводу объединения двух округов в своем микроблоге Twitter поделился губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. «Крым – еще больше наш, чем раньше! Республика теперь в составе ЮФО. Добро пожаловать, соседи! Мудрое решение президента. Наконец весь Юг страны сможет развиваться комплексно. Не время жить самим по себе. Раньше с Аксеновым в основном по Керченскому мосту общались», – написал Кондратьев.
Перевод губернатора Севастополя Сергея Меняйло на новую должность, с одной стороны, считается логичным: с задачей интеграции региона в состав России он справился, и сейчас для города важнее восстанавливать экономику и промышленность, поэтому туда и направлен заместитель главы Минпромторга Дмитрий Овчинников. Политолог Алексей Зудин полагает, что решающую роль в этой рокировке сыграл «компетентностный подход»: Овчинников сможет решать вопросы социально-экономического развития и с нуля выстраивать отношения с местными элитами, в том числе с Чалым.
С другой стороны, оставлять Сергея Меняйло в регионе было бы неправильно – он находится в конфликте с местной общественностью, с экс-спикером Думы Севастополя Алексеем Чалым. По словам политолога Эдуарда Коридорова, «сторонники героя “Русской весны” Алексея Чалого в Севастополе развернули сразу несколько фронтов войны с губернатором Меняйло, не пожалев для этого ни рейтинга “Единой России”, ни знаковых проектов». Эксперт считает, что перемещение Сергея Меняйло с повышением на работу в Сибирский ФО и ликвидация Крымского ФО «обесценивает все, чем команда Чалого пыталась шантажировать Москву и губернатора».
Дальнейшая карьера самого Алексея Чалого также, по мнению Эдуарда Коридорова, оказалась под вопросом. «Севастополь получил статусного “варяга”, президентского назначенца, но на сей раз мнение Чалого ничего не значило для Кремля, а его личные перспективы в большой политике теперь стали его личным делом», – заметил эксперт, констатируя, что Кремль элегантно ликвидировал и обесценил созданные крымской фрондой очаги напряжения в Севастополе (как, собственно, и в Калининграде).
Политолог Константин Калачев прокомментировал перевод Меняйло стихами на своей странице в Facebook: «Ликует Севастополь. Ура! Ура! Ура! Меняйло уезжает, прошла его пора. А новый исполняющий практичный человек. Его полюбит город за год на целый век! Проблемы интеграции в субъекте решены, задача соответствовать развитию страны. Элиты успокоятся, засучат рукава, все только начинается. Ура! Ура! Ура!».
Тем временем в Новосибирске сегодня проводили экс-полпреда Николая Рогожкина. Мэр Анатолий Локоть поблагодарил его за «интерес к делам муниципалитета» и восстановление ипподрома.
Кавказ стал ближе к морю
Северный Кавказ президент сегодня доверил вице-адмиралу в отставке, подводнику Олегу Белавенцеву. Его предшественник Сергей Меликов возвращается, пожалуй, в более привычную для себя среду. Но, вероятно, далеко от дел региона Меликов все же не уйдет: буквально накануне директор ФСБ Александр Бортников заявил о намерении бандформирований, сформированных на Ближнем Востоке, активизировать террористическую деятельность на Северном Кавказе. Только на прошлой неделе Росгвардия провела там более 60 спецопераций.
О том, что в регионе неспокойно и что жители округа часто жалуются на коррупцию в правоохранительной и судебной системе говорил на днях и сам Сергей Меликов на совещании с уполномоченными по правам человека в СКФО. Одним словом, преемнику Меликова Герою России Олегу Белавенцеву будет чем заняться на своем посту.
Фирменный стиль президента Путина
Политологи не видят ничего удивительного в том, что президент Владимир Путин одним махом перетасовал управленческую колоду. «Это стилистика Путина: он предпочитает делать это пулом, – говорит Григорий Добромелов. – Во-первых, это удобно с точки зрения прятания в информационном вакууме каких-то резонансных вещей. Во-вторых, если бы каждая перестановка была в отдельный день, начались бы разговоры про звенья этой цепи, начало бы трясти и лихорадить все экспертное, медийное и около властное чиновничье сообщество – а что за чистки. Большинство перестановок взаимосвязаны и имеют цепную реакцию».
Несмотря на то, что о желании Кремля сменить Николая Цуканова и Сергея Меняйло слухи ходили давно, повода для этого не было. И заранее именно к таким перестановкам никто не готовился: это, считает Добромелов, – «реакция на следственные действия» со стороны ФСБ в отношении силовиков.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин подтверждает, что «путинский фирменный стиль» как раз заключается в том, чтобы «связывать такие, казалось бы, разные комбинации в одно целое». «Перемешать карты на столе, а потом элиты разных уровней пусть делают выводы соответствующие», – отметил эксперт.
Сегодняшние «пакетные решения» президента политолог Сергей Марков назвал «системной политикой». «Системность проявляется и в том, что чиновники с мест отправлены на федеральные задачи, а с федерального уровня – на местные. Все новые губернаторы пришли не из местных элит, что явно свидетельствует об укреплении вертикали власти, – пояснил Марков. – Это имеет мягкий антикоррупционный эффект».
Политолог Аббас Галлямов объясняет пакет кадровых решений президента Владимира Путина запросом общества на обновление. «”Кадровая революция” Путина на какое-то время способна его удовлетворить. Это, скорее всего, поможет пройти избирательную кампанию без больших потерь, – считает эксперт. – Именно поэтому кадровые решения приняты “оптом”, все вместе. Каждое из них в отдельности является рядовым событием; предъявленные одновременно – становятся событием политическим».
Смена полпредов