Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Россия выступает арбитром в разрешении конфликта на Кавказе»

Эксперты объяснили активизацию внешнеполитической деятельности президента
Серж Саргсян неожиданно летит в Москву
Владимир Путин решил успокоить Сержа Саргсяна - Россия останется другом Армении

Внешнеполитическая повестка стала основной для президента России Владимира Путина на этой неделе. Серия встреч с лидерами азиатских и кавказских стран продолжается и сегодня. На этот раз глава государства встречается с президентом Армении Сержем Саргсяном. Причем решение о визите армянского лидера в Москву стало неожиданным. Что подтолкнуло Саргсяна к скоропалительному приезду в Россию и чего ждать от переговоров – в материале «ФедералПресс».

Президенты России и Армении в среду неожиданно для всех решили провести переговоры. Предыдущая встреча в верхах была совсем недавно – в июне этого года. И вот новая. Причем сразу после переговоров Владимира Путина с коллегами из Ирана Хасаном Рухани и Азербайджана – Ильхамом Алиевым, а также вчерашнего продолжительного разговора с президентом Турции Реджепом Эрдоганом.

Официально пресс-служба Кремля сообщила о двусторонних переговорах по поводу политического, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества между Россией и Арменией. Главы государств также намерены обсудить международные и региональные проблемы. Некоторые из этих вопросов вполне очевидны.

Прежде всего речь о конфликте в Нагорном Карабахе. Еще на встрече лидеров трех стран – России, Армении и Азербайджана, которая состоялась в июне этого года, стороны продемонстрировали стремление к нормализации обстановки в регионе. Однако о каких-либо конкретных мерах по ее достижению тогда сказано не было. К урегулированию конфликта мирным путем Азербайджан и Армению склоняют не только в России, но и в Иране, поэтому не удивительно, что Владимир Путин встретился с иранским коллегой.

Профессор кафедры внешнеполитической деятельности РАНХиГС Сергей Фокин полагает, что карабахский конфликт – основная причина непредвиденной встречи Путина с Сержем Саргсяном. Эксперт объясняет это тем, что «Россия является правопреемником СССР», поэтому и выступает в урегулировании конфликта независимым арбитром. При этом Фокин уверен, что поставить точку в затянувшемся противоборстве Азербайджана и Армении из-за Нагорного Карабаха возможно только мирным, дипломатическим путем.

Конечно, окончательное решение будут принимать главы враждующих стран, отмечает эксперт Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Федорова. «Главное – чтобы ни одна сторона не чувствовала себя проигравшей, – говорит она. – Россия оказывает дипломатическую поддержку Армении и Азербайджану и хочет быть посредником. Иран также готов принимать участие и быть посредником в достижении договоренностей о Нагорном Карабахе».

Федорова полагает, что решение карабахского конфликта без учета позиции хотя бы одной из сторон невозможно, поэтому, «чтобы как-то выработать совместную позицию и донести позицию России по этому вопросу, что будет способствовать стабилизации ситуации в районе Нагорного Карабаха», и была организована встреча Путина с Саргсяном.

Между тем опрошенные сегодня «ФедералПресс» политологи заметили, что конфликт длится уже не один год и даже не одно десятилетие, и вряд ли решение найдено или будет найдено в короткие сроки. Как считает преподаватель кафедры глобалистики МГУ, кандидат политических наук Алексей Кошель, «слишком сильны противоречия между враждующими сторонами». «Позиция жителей Нагорного Карабаха тоже неоднозначна – они выступают за независимость, чему противится Азербайджан и что не особо активно поддерживает армянская сторона. Российская сторона не поддерживает решение этого вопроса таким образом. Но вместе с тем не будет и эскалации конфликта – Российская Федерация подтвердила свой статус: мы не допустим, чтобы конфликт возрождался в горячей фазе. Он будет заморожен и максимально нивелирован», – отметил Кошель.

Другой момент – президент Владимир Путин приглашением Сержа Саргсяна в Москву предупредил возможные провокации и манипуляции по поводу формата отношений между Россией и Арменией. В условиях, когда у Армении осталось не так много друзей, встреча Путина с главами враждебно настроенных государств – Азербайджана и Турции – могли натолкнуть на определенные подозрения.

Ирина Федорова считает, что президент России справедливо принял решение провести переговоры с армянским коллегой, чтобы успокоить Саргсяна. «Необходимо было снять беспокойство [армянской стороны], подчеркнуть вектор российской политики и в отношении Армении – никакого перегиба в строну тюркских народов не будет», – считает эксперт.

Алексей Кошель также полагает, что Владимиру Путину важно было показать Сержу Саргсяну, что встреча и потепление отношений с Турцией не означает ухудшения связей с Арменией. Как, собственно, и «усиление контактов и построение диалогового формата Россия – Азербайджан – Иран». «Президенту Армении жизненно необходимо услышать от президента России заверения в дальнейшем развитии российско-армянских отношений в прежнем формате, о том, что встречи с азербайджанским и турецким коллегой не означает поворота исключительно в их сторону, против позиции армянской стороны», – отметил Кошель.

По мнению эксперта, «для РФ критически важно сохранять теплые дружеские отношения с единственным, сильным партнером в Закавказском регионе». «Россия на сегодняшний день укрепляется в позиции международного арбитра, – полагает политолог. – Это особенно важно лично для президента Путина, который как историческая личность выступает в этом регионе как миротворец».

Вместе с тем, есть и другая позиция. Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уверен, что на самом деле инициатива незапланированной встречи Путина и Саргсяна исходит от главы Армении, и связана она с недавними беспорядками в Армении. То есть Саргсян ищет защиту в лице российского президента с единственной целью – сохранить власть. «Все-таки мы – одни из самых последних союзников Армении. В условиях того, что произошло, получить дополнительную поддержку со стороны России для президента Армении важно. Может быть, Саргсян попросил какой-то материальной поддержки, - отметил Журавлев. – Если бы карабахский конфликт был предметом переговоров, то вести их надо было бы еще в апреле. Там есть о чем переговорить, но сделать это можно было в любое другое время, и какой-то чрезвычайной встречи здесь не требуется».

При этом эксперты опровергают одну из версий, высказанную некоторыми политологами, согласно которой главы четырех государств – России, Ирана, Азербайджана и Армении – таким несколько странным образом (в ходе индивидуальных переговоров) пытаются решить вопрос создания некоего союза. Каким он будет – вопрос. Больше того, политологи вообще сомневаются, что то возможно в принципе. Дмитрий Журавлев говорит, что представить армяно-азербайджанский союз сложно даже технологически. «Переход от открытой войны с танками к союзу не может быть военным. Нужно сначала решить проблему собственного населения, которое не обрадуется такому союзу. В Азербайджане власть крепко стоит. В Армении – не совсем. Если завтра этот президент [Саргсян] объявит о союзе с Азербайджаном, лучше бы он сам повесился – ему бы меньше хлопот было. В Азербайджане тоже не поймут, но штурмовать президентский дворец вряд ли пойдут», – заметил Журавлев.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.