Top.Mail.Ru
Экономика
ЮФО
0

Из-за острова на стрежень. Об актуальных проблемах речного флота

В начале недели Владимир Путин, а также ряд высших должностных лиц, провели в Волгограде совещание Госсовета, посвященное развитию речного флота. «ФедералПресс» решил проанализировать, какие проблемы стоят перед отраслью в главных речных городах Юга и Поволжья.

В Приволжье развитием речного туризма занимаются все крупные города. Помимо местных игроков рынка, идейных наследников советских пароходств, туры организуют и московские компании. Правда, с момента крушения теплохода «Булгария» в 2011 году говорить о существенном обновлении парка круизных лайнеров не приходится.

Активному развитию речного туризма не помешало даже обмеление Волги в последние годы. Если судоходство затруднено, то отдыхающих высаживают в районе Городца в Нижегородской области и провозят до следующего теплохода на автобусе. Кстати, в Нижнем Новгороде осуществляются круизные туры не только вниз по течению, до Волгограда, но и вверх – до Санкт-Петербурга.

Повышенным вниманием пассажиров пользуются и водные путешествия в Самаре. С мая по сентябрь круизные теплоходы отправляются из города на реке практически ежедневно. Но представители туристических компаний утверждают, что путевки на длительные путешествия по Волге начинают приобретать уже зимой. Всего из Самары отправляются 11 теплоходов. В зависимости от модели судна, типа каюты и длительности маршрута цены на билеты могут колебаться от 10 тысяч до 57 тысяч рублей.

Самая дешевая одноместная каюта на теплоходе «Александр Невский» обойдется в 9,3 тысячи рублей (тур Самара – Казань – Самара), а люкс на «Александре Суворове» – в 56,7 тысяч рублей (тур Самара – Тетюши – Казань – Чистополь – Чайковский – Пермь – Чайковский – Елабуга – Казань – Самара). Кроме того, в начале и конце навигации у туристов есть шанс сэкономить, попытавшись попасть на дешевый «перегонный» рейс: в эти периоды через Самару проходят судна, зимующие в других городах. Весной они прибывают в город, зимой отплывают обратно.

В целом власти регионов, занимающихся развитием туризма в Приволжском федеральном округе, рассчитывают использовать чемпионат мира по футболу 2018 года в качестве глобальной промоакции волжского гостеприимства. Но подвести их могут проблемы с инфраструктурой речного транспорта. Пока в этом плане выгодно выделяется только Казань, которая грамотно использовала федеральное финансирование при подготовке к Универсиаде 2013 года.

В Южном федеральном округе одним из центров речного туризма является Волгоград, входящий в программу многих классических маршрутов больших речных круизов. Впрочем, назвать ситуацию с речным транспортом в регионе безоблачной никак нельзя. Судоходство в Нижнем Поволжье, как и в целом по стране, за последние полвека серьезно сократилось. Тому виной и общие изменения в экономике, и понижение уровня реки, и повышение стоимости перевозок из-за удорожания топлива.

В итоге пассажирский транспорт на Волге сохранился лишь в виде туристического сегмента. Да и то, уровень цен здесь сопоставим с поездкой на турецкий курорт.

Так, в августе тур Волгоград – Нижний Новгород – Елабуга – Волгоград обойдется в 47 тысяч рублей. Впрочем, можно прокатиться из города-героя в Астрахань и обратно всего за 10,6 тысяч рублей. При этом в текущем году спрос на речные туры в Волгограде серьезно подрос.

До недавнего момента под вопросом было и существование в Волгограде пассажирских перевозок. В прошлом году из-за долговых споров между мэрией Волгограда и речным портом был отменен ряд маршрутов речного трамвая (позже они были восстановлены). А поскольку причальная стенка порта пришла в негодность, а у администрации не было финансовых средств на ее восстановление (ремонт сооружения до этого не проводился тридцать лет), то администрация порта заявила о планах полностью прекратить теплоходное сообщение. Власти даже рассматривали возможность использовать для стоянки пассажирских судов причал соседнего города Волжска. Впрочем, в конце прошлого года деньги на реконструкцию все же нашлись.

Проблемы с речным транспортом испытывает и столица Прикаспия. С середины двухтысячных годов сеть пригородного речного сообщения Астрахани сокращалась, большая часть речного пассажирского транспорта здесь была продана в другие города или отправлена на металлолом. Ситуация начала меняться несколько лет назад, когда власти начали закупку новых судов. Например, с июля этого года начал курсировать новый туристический речной трамвайчик типа «Астраханец». Кроме того, сейчас теплоходы осуществляют и пригородные пассажирские перевозки. При этом стоит отметить, что ранее правительство области закупило целых три «Астраханца», чтобы создать альтернативу дорожному автотранспорту. Однако муниципалитеты области отказались развивать инфраструктуру, необходимую для существования маршрутов, сославшись на отсутствие денежных средств.

Туристические междугородние перевозки в Астрахани (как и во всем Поволжье) в этом году увеличились. По информации, озвученной региональным министерством культуры и туризма, туроператоры прогнозируют в этом году рост речных круизов по России на 25–30 % по сравнению с прошлым годом. Впрочем, вместе с объемом перевозок заметно подросли и цены. На это повлияли не только резко возросший спрос на всероссийский туризм, но и весенний паводок на Волге, избавивший в этом году реку от проблемы маловодья.

Кроме того стоит добавить, что два дня назад, 15 августа, на судостроительном заводе «Лотос» состоялась торжественная церемония закладки киля гигантского пассажирского лайнера, способного принять сразу 300 пассажиров, а также выполнять не только речные, но и морские круизы. Старт строительству по видеосвязи из Волгограда дал президент РФ Владимир Путин. Лайнер (возведение которого обойдется примерно в 2,5 миллиарда рублей) предполагается эксплуатировать на нескольких направлениях. Одно из них предусматривает круизы из Санкт-Петербурга и Москвы по Волге с выходом в Каспийское море.

А вот судоходство в Ростове в этом году продолжает испытывать серьезные трудности из-за продолжающегося обмеления Дона. Напомним, что в 2015-м из-за маловодности реки грузовые суда проходили здесь с недозагрузом в 40 %. Обмеление сказывается и на ухудшении условий судоходства в целом, например, мешая круизным теплоходам заходить в город. Кстати, после совещания в Волгограде стало известно, что распоряжением премьер-министра РФ Дмитрия Медведева строительство гидроузла на реке Дон включено в федеральную целевую программу развития транспортной системы страны. Теперь план мероприятий по оздоровлению Цимлянского водохранилища и его притоков будет реализован до конца 2020 года.

При этом проблема с обмелением Дона не сказалась на ажиотаже вокруг речных туров. Так, по данным туристических агентств, в феврале этого года были распроданы практически все трехнедельные речные круизы в Ростов-на-Дону из Москвы.

Кстати, речной круиз из донской столицы в первопрестольную занимает от 11 до 21 дня, а его цена колеблется от 48 до 92 тысяч рублей. Ажиотажный спрос на речные путешествия в июне вынудил предпринимателя Михаила Ковалева (является генеральным директором круизной компании «Ортодокс») выкупить обратно у американской компании ранее проданный им теплоход «Тихий Дон».

Власти столицы ЮФО тоже в рамках подготовки к грядущему чемпионату мира по футболу рассматривают вопрос о развитии водного транспорта. Так, в июле на выездном совещании вице-мэр Ростова-на-Дону Евгений Лебедев сообщил о возможности возобновления работы речного пассажирского транспорта, который перестал функционировать здесь после распада СССР. Планируется, что в перевозке жителей и гостей города будут задействованы инновационные катера производства завода «Риф» (входит в ГК «Ростовский порт»). Обновление флота поможет возродить речные перевозки, увеличить число туристов в Ростовской области, а также создать регулярные водные маршруты.

Отметим, что сегодня министр транспорта РФ Максим Соколов предложил поднимать тарифы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам на время речной навигации. Министр считает, что это поможет развитию речного транспорта. С апреля по ноябрь на автомагистралях, совпадающих с направлением водного пути, будет повышаться размер тарифа на проезд большегрузов. Также министр считает, что для развития речного транспорта и ремонта гидроузлов возможно ввести дополнительный акциз на дизельное топливо – оно используется в основном большегрузами.

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.