Скандал, разразившийся вокруг станции московского метро «Мякинино», может обернуться уголовными делами. Эксперты считают, что наступившее затишье – это временное явление, и дальше ситуация будет только усугубляться. Пожалуй, самый социально значимый проект, реализованный в рамках государственно-частного партнерства, дал сбой. Это произошло не только (или не столько) из-за бюрократических проволочек и недостающих документов, но еще и из-за жесткой конкурентной борьбы. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Станция метро «Мякинино» сегодня работает в обычном режиме, но еще четыре дня назад ее дальнейшая эксплуатация была под вопросом. Как заявляли в московском метрополитене, застройщик – девелоперская компания Crocus Group (собственником является один из крупнейших российских предпринимателей Арас Агаларов) – не имеет заключения о соответствии проектной документации и разрешения на ввод в эксплуатацию, иначе говоря, не отвечает необходимому уровню транспортной безопасности. Два документа «Крокус», построивший выход из метро в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), якобы не мог получить в течение шести лет – с момента открытия станции в 2009 году.
Эксперты признают, что предъявление претензий именно сейчас выглядит несколько странным: зачем было ждать почти семь лет и почему вообще станция открыта и эксплуатировалась, если не имеет даже разрешения на ввод? Найдены ли ответы на эти вопросы за время разгоревшегося неделю назад скандала, непонятно. Официальная информация сторон сводится лишь к тому, что станция будет работать, тысячи жителей микрорайона Павшинская пойма в Красногорске и посетители многофункционального города-спутника Москвы «Крокус Сити» (в него входят международный выставочный центр «Крокус Экспо», концертный зал «Крокус Сити Холл», «Крокус Сити Молл», торгово-развлекательный комплекс Vegas, гипермаркет «Твой Дом») смогут по-прежнему беспрепятственно пользоваться метро.
Независимый аналитик Дмитрий Адамидов в разговоре с журналистом «ФедералПресс» отметил, что «все проекты в рамках государственно-частного партнерства потенциально скандальные». «Это практика так сложилась: при ГЧП либо одна сторона не выполняет обязательства, либо обе. Но это не потому, что они лукавят, а потому, что при заключении соглашений никто не представляет себе всей сложности проблемы, особенно связанной с эксплуатацией такого сложного объекта, как метрополитен – в транспорте более сложного ничего нет», – отметил Адамидов.
Между тем, по информации «ФедералПресс», в действительности ситуация выглядит не столь радужно, и эксперты не исключают обычного давления на бизнес. По словам собеседника агентства, близкого к правительству Москвы, причиной разразившегося скандала, возможно, стало простое желание устранить конкурента.
Дело в том, что Москва, несмотря на столичный статус, имеет огромные проблемы с выставочными площадями, а «Крокус Сити» и по расположению, и по масштабам обладает серьезным преимуществом перед другими объектами. Это может показаться удивительным, но ни «Красная Пресня», ни Большой и Малый Манежи не отвечают современным требованиям. Все эти залы были построены в советские времена, по советским стандартам. В них нет необходимого освещения, зон отдыха, кафе, не продуман вопрос с парковкой – в центре Москвы это главная проблема.
То же самое можно сказать и про ВДНХ: выставка создавалась как главная площадка демонстрации достижений народного хозяйства СССР, и тогда полностью соответствовала этому предназначению. Сейчас ВДНХ заметно отстает. «На ВДНХ павильоны все-таки должны быть тематическими, выставки – постоянными, как это и было всегда. Люди к этому привыкли. Для временных экспозиций площади ВДНХ не приспособлены: огромная территория затрудняет передвижение посетителей, а на машине туда не заедешь», – отметил собеседник агентства.
Именно между ВДНХ и «Крокус Сити» сегодня идет борьба за размещение крупных выставок. В том числе стартовавшего Московского международного автосалона (ММАС), открывшегося в «Крокусе».
Как рассказал источник «ФедералПресс», правительство Москвы (это направление курирует выставочная система «Столица») поставило перед собой цель развивать ВДНХ, любыми способами привлекать туда самые крупные экспозиции. Свою помощь мэрии якобы предлагали даже иностранные инвесторы, но чиновники отказались от нее, будучи уверенными, что справятся самостоятельно. Надежда была в том числе на ММАС, но его перетянул к себе «Крокус Сити». «Все дело в менеджменте. Если Агаларов настроен на развитие бизнеса, на скорейшую окупаемость затрат, он и команду свою настраивает, и ведет грамотную маркетинговую политику, – говорит собеседник агентства. – Плюс, конечно, играет роль доступность комплекса и развитая инфраструктура – таких проблем, как в московских залах, в «Крокусе» нет».
По словам инсайдера, если кому-то и стоит предъявлять претензии, так это руководству ВДНХ, в котором якобы собраны ближайшие родственники супружеской четы Наины и Бориса Ельциных. «Племянники первого президента России оказались совершенно далекими от выставочной деятельности, они не знают, как привлекать клиентов и партнеров на свою территорию. Они сидят и ждут, когда им кого-нибудь подкинет мэрия», – рассказывает источник, дополняя, что фактически столичное правительство полностью взяло на себя заботу о поиске выставок, освободив от этой работы руководство ВДНХ. Когда стало понятно, что выставка достижений народного хозяйства зачастую проигрывает молодому комплексу «Крокус Экспо», по словам собеседника «ФедералПресс», и началось давление на Араса Агаларова.
Независимый аналитик Дмитрий Адамидов допускает, что скандал вокруг «Мякинино» не был случайностью. «Я думаю, там будут не только иски, но и долгая судебная тяжба с взаимными встречными претензиями и с уголовными делами – с чем угодно. Борьба с крупными структурами всегда начинается за что-нибудь: с одной стороны, Агаларов (человек не последний в российском бизнесе), с другой – правительство Москвы. Как крупные игроки, они уступать не привыкли. Если им не удастся мирно разойтись на каком-то этапе, это будет достаточно долгая история», – считает Адамидов.
Эксперт отметил, что проблема «Мякинино» еще и в другом: «единым технологическим комплексом» управляют разные структуры, что для такого сложного механизма, как метро, плохо.
Собеседники агентства считают, что выдавливать конкурента с рынка с помощью давления на его бизнес – не лучший способ решения проблем, и следует просто признать, что Москве необходимы хорошие современные выставочные площади, которые нужно грамотно продвигать.
«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.