В ситуации, когда из сокращения бюджетного дефицита сделан фетиш, правительство ведет войну по двум фронтам: пополнение доходной части госказны и оптимизация расходной. И если в части доходов грудью на амбразуру легла вся нефтегазовая отрасль страны, то в расходной части существенную помощь стране оказываем в прямом смысле мы с вами. Накопительная часть пенсий, замороженная в 2014 году, полностью передается на текущие выплаты пожилым россиянам. Однако подобное авральное «затыкание дыр» грозит современным работающим гражданам грустной перспективой – уменьшением собственных пенсий, уверены эксперты. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Последние пять лет споры о судьбе пенсионной системы не покидают стены правительства, Государственной Думы, экраны телевизоров и страницы газет. В основном, дискуссии ведутся вокруг трех ключевых моментов: как именно должны производиться пенсионные отчисления, стоит ли повышать пенсионный возраст и что делать со страховой и накопительной частями пенсии. Чиновники Пенсионного фонда, финансово-экономического блока правительства и депутаты постоянно ищут компромиссное решение.
Сейчас в России пенсия делится на две части: страховая и накопительная. Страховую часть составляют взносы работодателей на счета сотрудников в Пенсионном фонде РФ. Эта часть пенсии целиком уходит на выплаты текущих пенсий.
Накопительная часть также перечисляется работодателями, но именно она хранится на личном счете каждого гражданина. Россияне могут распоряжаться этими средствами – к примеру, инвестировать. Для этих целей и были созданы негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По задумке, государство должно передавать им деньги россиян, взамен фонды должны приносить максимальную прибыль. Однако три года назад правительство наложило мораторий на распределение накопительной части пенсии – средства накопительных счетов в распоряжение НПФ их не передают. Более того, их также направляют на выплату текущих пенсий – и возврата этих денег для россиян пока не предусмотрено.
Сложившаяся система приведет к сокращению размеров пенсий для современных работающих граждан, уверены эксперты. «Безусловно, мы понимаем, что сам факт заморозки – стратегически крайне неверный вариант. Средства, получаемые бюджетом от заморозки – порядка 350-400 миллиардов рублей – не попадают в реальную экономику, не обладают мультипликативным действием и в дальнейшем снижают базу тарифов социального налога, который платит работодатель за граждан. В конечном итоге из-за отсутствия инвестиций снижается база получения тарифов для ненакопительной системы», – предупреждает директор департамента доверительного управления Государственной управляющей компании Внешэкономбанка Александр Попов.
В свою очередь, глава АНПФ напомнил, что негосударственные пенсионные фонды могли бы заставить «работать» средства, аккумулированные со счетов граждан. «Два триллиона рублей граждане принесли в эту систему, а государство отказывается от разумного использования этих средств», – сокрушается Сергей Беляков.
Демографический кризис
По мнению исполнительного директора АО НПФ «САФМАР» Евгения Якушева, один из самых неблагоприятных факторов берет истоки не в экономической, а в демографической ситуации в стране.
«Очень важно называть вещи своими именами: в стране происходят серьезнейшие демографические изменения. Будет увеличиваться количество пенсионеров – на пенсию выходит послевоенное поколение «бэби-бумеров», идет тенденция старения населения. С этой точки зрения социальные расходы государства растут и в долгосрочном плане нынешнее поколение работающих людей уже не сможет рассчитывать на такие высокие пенсии, как платятся сейчас», – подчеркнул Евгений Якушев.
По его словам, именно поэтому вопросы добровольных накоплений, сбережений и «подушек безопасности» сейчас особенно актуальны для российского населения.
«Сейчас средняя пенсия – 13 тысяч рублей. Это мало, особенно для тех людей, кто много работает и хорошо зарабатывает. Однако и для людей с высоким уровнем зарплат коэффицент замещения по государственной системе катастрофически мал. Для тех, кто по окончании трудовой деятельности хочет иметь какой-то дополнительный источник дохода, мы (негосударственные пенсионные фонды – прим. «ФедералПресс») и существуем», – отметил исполдиректор «САФМАРа».
Усугубляет проблему формирования пенсионных накоплений и текущая политико-экономическая ситуация в стране, уверен глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков.
«Доходы населения падают. Ситуация все менее стабильна, невозможно предсказать свое будущее и будущее на ближайшие 5-10 лет. Гражданин не может выбрать инвестирования, нужна такая стратегия сбережения, которая позволит при случае снять средства прямо сейчас – вот почему сейчас такой большой объем средств лежит на депозитах. Средства с депозитного вклада можно взять моментально», – считает глава АНПФ.
В свое время именно за такую принципиальную позицию Сергей Беляков был уволен с должности заместителя министра экономического развития РФ. Занимая этот пост в 2014 году, он опубликовал на личной страничке в Facebook, в котором сообщил, что ему стыдно перед россиянами за решение правительства о заморозке пенсионных накоплений. Правительство немедленно среагировало увольнением Белякова, прокомментировав, что гражданскому служащему запрещено давать публичные оценки деятельности государственных органов.
Тем не менее, ясности в судьбе пенсионных накоплений граждан с тех пор так и не прибавилось.
«Мы видим заморозку, которая действует три года. За эти три года пенсионному бюджету Российской Федерации стало намного лучше? Его дефицит сейчас в районе 300 миллиардов, и этот дефицит нарастает каждый год миллиардов на 200. Не улучшилась ситуация с бюджетным фондом Российской Федерации. Благосостояние текущих пенсионеров также не увеличилось. И это при том, что сейчас мы находимся в благоприятной демографической ситуации на горизонте в 20-30 лет. Дальше будет только хуже», – уверен президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров.
Частичная разморозка
Эксперты дружно признают – государственную политику в отношении пенсий они не понимают.
«Когда приостановка произошла первый раз, основной тезис состоял в том, что надо навести порядок: создать систему гарантирования, Центробанк должен проверить все пенсионные фонды. Так и случилось – система гарантирования полностью сформирована, в нее вошли 48 пенсионных фондов, недобросовестных участников закрыли, деньги вернули на счета в ПФР. Затеянная «чистка рынка» была реализована. Возникает вопрос, что же дальше. И здесь мы видим очень большую неопределенность», – отметил Сергей Беляков.
Негосударственные пенсионные фонды предложили частично разморозить передачу средств накопительной части, снизив при этом существующий шестипроцентный тариф отчислений до величины, которую сможет себе позволить российский бюджет.
«Мы подсчитали, что для бюджета стоимость одного процентного пункта равна 57 миллиардам рублей. На мой взгляд, поскольку я работал в Минэкономики, государство сейчас может себе позволить и все 6% в виде отчислений в систему НПФ, даже не меняя структуру бюджета. Возможно, это повлечет за собой дополнительные издержки, но это лишь вопрос приоритетов бюджетной и социальной политики», – отметил Сергей Беляков.
Он отметил, что государство смогло изыскать 200 млрд рублей на единоразовую пятитысячную выплату для 43 млн пенсионеров. «После принятия этого решения у меня не осталось сомнений, что деньги есть. Это решение показывает, что даже внутри текущей бюджетной системы можно найти средства на накопительную пенсию», – считает глава АНПФ.
Сохранение добровольной части пенсионного обеспечения эксперты считают обязательным, однако предлагают правительству разделить социальную нагрузку с частным бизнесом.
«Нигде в мире государство не в состоянии обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения. Это не оценка текущего состояния России, это просто факт, верный как для развитых, так и не развитых экономик. Более того, есть обратная зависимость – чем менее развитая экономика, тем больше социальных обязательств пытается взять на себя и выполнить государство. Система пенсионных счетов характеризуется тем, что есть защита от соблазна потратить деньги моментально, прямо сейчас. Вот почему мне кажется, что принципиально важно сохранить накопительную систему», – отмечает Сергей Беляков.
При этом тезис о существующем недоверии россиян к пенсионной системе в целом, по мнению Дмитрия Александрова, нивелировать просто – достаточно обеспечить высокую доходность сбережений и увеличить объем средств на счете каждого гражданина. К такому выводу он пришел, изучив опыт европейских стран.
«Когда у гражданина на распределительном счете будет не 10 тысяч рублей, которые он получит, может быть, через 25 лет, а 500-800 тысяч рублей – его гражданина ночью разбуди, и он скажет, в каком пенсионном фонде находятся его средства, доволен он или нет действиями своего пенсионного оператора, и не дай бог, если правительство будет пытаться эту систему аннулировать», – резюмировал Александров.