Тема разбитых дорог Уфы снова активно вошла в информационную повестку Башкортостана с подачи главы республики Рустэма Хамитова. В предвыборный период, когда на избирателя может повлиять каждое слово и политики стараются говорить лишь о своих успехах и достижениях, резкая критика состояния дорог может оказаться политической технологией, которую приходиться применять в отсутствие положительных информповодов.
Для бичевания огрехов властных структур своей республики Рустэм Хамитов не жалеет эпитетов. Может даже показаться, что это речь не главы Башкирии, а оппозиционного политика, который с гневом обличает бездействие и попустительство чиновников. «На некоторых участках ситуация просто позорная, по-другому назвать ее не могу, – приводит слова Хамитова «Московский комсомолец». – Нельзя не вспомнить глубокие ямы, опасные трещины, вздувшиеся от воды ухабы, рытвины с острыми краями… Я уже устал говорить о глубокой колее, которая каждый год образуется даже на проспекте имени Салавата Юлаева».
Словно следуя указаниям политтехнологов, Хамитов демонстрирует свое единение с народом, отмечая, что он страдает от разбитых дорог так же, как все. «Да каждый из нас сам все прекрасно видел и страдал точно так же!» – эмоционально восклицает Хамитов и, вероятно, помня пословицу о том, что повинную голову меч не сечет, добавляет: «Что-то, конечно делается… Но уфимцы по-прежнему критикуют работников дорожной службы и властные структуры. И эта критика, конечно, справедлива. Нам пришлось приложить значительные усилия, для того чтобы к 1 июня привести в более или менее приличное состояние дороги Уфы и Уфимского района. Но и по сию пору многое еще не сделано».
Такая откровенная честность лидера республиканского списка «Единой России», по мнению части политических экспертов, может обезоружить критиков и принести политические очки партии власти. При этом о ближайшем решении проблемы речи не идет. Опытный политик Хамитов не делает громких заявлений и только аккуратно говорит о возможном улучшении ситуации в неопределенном будущем.
Так, он рассказал, что в республике разработали свой местный ГОСТ на битум. «И это, добавлю, впервые среди субъектов Российской Федерации. Наши заводчане не очень любят заниматься проблемами выпуска качественного битума и переносят сроки запуска новых установок на 2018–2019 годы. Но мы не позволим им это делать. Вот ГОСТ – будьте добры, выпускайте нормальный битум, нормальные ингредиенты, для того чтобы люди не страдали. Чтобы дороги были надлежащего качества», – приводит слова главы Башкортостана «Московский комсомолец».
Рустэм Хамитов не первый раз называет состояние дорог в регионе позорным. Слово позор в различных вариантах он использовал еще в апреле во время прямой линии с жителями республики, где активно ругал дорожников, не снимая ответственности и с муниципальных властей: «Не позорьтесь! Сами себя не позорьте и нас, республиканскую власть, не позорьте».
Спустя пять месяцев ситуация на дорогах не сильно изменилась. Особо стоит отметить, что критике Хамитова больше всего подвергается Уфа – город, который активно готовился к саммиту ШОС и БРИКС. Не исключено, что при подготовке к приему больших гостей кто-то мифический украл часть средств. О воровстве в дорожной сфере говорит сам Хамитов, не называя конкретных фамилий или фирм. «Нужно исключить любое воровство, которое в дорожном строительстве существует… А то уже стало классикой жанра – где есть дорога, там хороший подряд, весьма неплохие заработки, – сетует глава региона. – Знаю, что ряд руководителей частных структур, которые строят дороги, живут уже далеко за пределами нашей страны. Не из воздуха же они взяли эти деньги?»
Общественный деятель и политолог Азамат Галин считает, что реальная причина возвращения дорожной темы в повестку дня кроется в заявлениях оппозиции о возможной причастности Хамитова к коррупционным схемам.
«Хамитов публично пытается дистанцироваться и говорит: «Мол, воруют, а я же лабораторию создавал, но оказалось, что лаборатория неэффективна!» – отмечает Галин и особо обращает внимание на дорогу Уфа – аэропорт, которую ремонтируют каждый год. «Но в открытых источниках данных о затратах на эти работы нет. Возможно, там денег уже потрачено на дорог 10–20», – замечает общественный деятель.
При плохих дорогах любой руководитель региона всегда найдет немало объяснений, что и подрядчики ненадежные (хотя выбирала их республика), и Москва денег не дает на дороги (хотя это ответственность региональных властей)... Единственное, чего точно никогда не будет, – это разбора собственных просчетов и анализа допущенных ошибок.
И если раньше еще можно было все валить на предшественников, говорить и объяснять, что надо потерпеть и наступит светлое будущее, то сейчас за любые просчеты можно пенять только на самих себя. И чем больше руководитель критикует подрядчиков, тем больше он похож на унтерофицерскую вдову.
Выборы-2017